Красноярцы расслышали новую схему теплоснабжения

В понедельник, 18 мая, в ДК имени 1 мая прошли публичные слушания по схеме теплоснабжения Красноярска до 2033 года, которые наряду со слушаниями по генплану и ферросплавному заводу стали одни из массовых за всю историю этих мероприятий в городе. Противников и сторонников предложенного проекта схемы в итоге оказалось почти поровну.

Крыльцо дворца культуры было забито людьми еще за час до начала слушаний. Стоя на фоне праздничного плаката в честь 70-летия Победы, они прятались от мелкого дождя под зонтиками в ожидании, пока их запустят в зал. Противников схемы, на первый взгляд, было больше, чем сторонников. Во всяком случае, они точно были заметнее: прямо за скульптурой Бременских музыкантов стояли молодые люди с плакатами «Голосуй против», на подступах к ДК студенты раздавали свежераспечатанные брошюры «Схема теплоснабжения — катастрофа Красноярска!»

discuss_shema_tepl01.jpg

Как рассказали позже организаторы, на мероприятие предварительно зарегистрировались почти 3100 человек, из них пришли на слушания более 2100, большая часть — работники теплоснабжающих организаций города. Зал ДК, рассчитанный на 600 человек, очевидно, такую массу желающих вместить бы никак не смог, поэтому на крыльце предусмотрительно установили плазменный экран, который демонстрировал происходящее внутри.

Люди, тем не менее, с криками старательно ломились в ворота дворца культуры, которые в какой-то момент такого наплыва посетителей не выдержали и сломались. В самом зале же, напротив, было на удивление тихо: заняв места и забыв про уличную давку, участники слушаний спокойно дожидались начала. Модератор слушаний, руководитель департамента городского хозяйства Игорь Титенков объявил регламент начавшегося мероприятия: доклад разработчиков схемы, затем мнение экспертов, вопросы, выступления зарегистрировавшихся, наконец, голосование и предварительный подсчет голосов.

О схеме собравшимся рассказывал ее разработчик, главный инженер «Всероссийского теплотехнического института» Александр Григорьев. Он пояснил, что федеральное законодательство требует создания Единой теплоснабжающей организации (ЕТО) в городе и для справки добавил, что сейчас дома красноярцев отапливают 37 котельных и три ТЭЦ.

По словам Григорьева, основные требования к потенциальной ЕТО — это низкие тарифы на тепло и обеспечение экологической безопасности. При этом основная задача схемы — обеспечить в городе комбинированную выработку тепловой и электрической энергии. Такими возможностями в Красноярске на сегодня обладают только ТЭЦ, которыми владеет Сибирская генерирующая компания, по совпадению — заказчик представленного проекта схемы. Именно ТЭЦ и предлагают оставить авторы схемы в системе теплоснабжения Красноярска, постепенно переведя на них мощности 21 городской котельной (сами котельные до 2025 будут закрыты).

discuss_shema_tepl02.jpg

Стоимость реализации проекта, по оценкам разработчиков, составит 52 млрд рублей, из них большая часть пойдет на реконструкцию теплосетей. Как пояснил Григорьев, эти деньги появятся за счет подключения новых потребителей, собственных и привлеченных средств теплоснабжающей организации, тарифов на тепловую энергию и бюджета.

Александр Григорьев добавил, что проект значительно скорректировали с учетом предложений, которые поступали авторам схемы с середины марта. Так, на несколько лет отложили срок вывода некоторых котельных из системы теплоснабжения города. В первую очередь, речь идет о предприятиях «КраМЗЭнерго» и Региональной тепловой компании (РТК), вокруг возможного закрытия которых разгорелось наибольшее число споров. Еще шесть малых котельных, расположенных в Покровском, которые ранее сохранялись в схеме, наоборот, из проекта решили исключить.

При этом все предприятия сохраняют шансы остаться в системе теплоснабжения Красноярска — для этого им нужно разработать инвестиционную программу развития, которая устроит всех.

После Григорьева свою оценку представленного проекта дали эксперты, которые высказали однозначный вывод: с экологической точки зрения текущий вариант схемы принимать как минимум не целесообразно.

Заместитель министра природных ресурсов и экологии Сергей Шахматов заметил, что в проекте не учтены около 70 малых ведомственных котельных, которые не отапливают жилые дома, а работают на предприятия города, при этом точно так же загрязняя атмосферу города.

Завкафедрой «Экономики природопользования» СФУ Валерия Заворуева беспокоил пенсионный возраст красноярских ТЭЦ: одним только котлам на ТЭЦ-1 сейчас более 60 лет, и непредвиденный выход теплоцентрали из строя обернется дефицитом тепла во всем городе.

discuss_shema_tepl04.jpg

Красноярский природоохранный прокурор Роман Ткаченко отметил логические нестыковки в представленном проекте схемы. Так, из системы хотят вывести экологичные и не полностью загруженные сейчас котельные «КраМЗЭнерго» и РТК, отдав их мощности красноярским ТЭЦ, чье оборудование устарело, притом что каких-то конкретных планов по его обновлению представлено не было.

Кроме того, по словам Ткаченко, увеличение нагрузки при подключении ТЭЦ-1 неминуемо приведет к превышению нормативов вредных выбросов в атмосферу. Причем красноярские ТЭЦ сейчас итак одни из главных загрязнителей воздуха в городе: суммарно в 2015 году объемы выбросов всех трех ТЭЦ составили 43,2 тысячи тонн.

Александр Копытов из управления Ростехнадзора по Красноярскому краю добавил, что не все ладно на ТЭЦ и с золоотвалами — на ТЭЦ-1 и ТЭЦ-3 они уже заполнены. А зола, в свою очередь, может загрязнить подземные воды в городе.

После выступлений экспертов Александру Григорьеву из Всероссийского теплотехнического института посыпались вопросы из зала. Большинство из них, впрочем, уже звучали в прессе при обсуждении проекта: не приведет ли внедрение схемы к повышению тарифов, почему в проекте нет программы газификации города и так далее.

На некоторые вопросы разработчики внятных ответов не нашли. Председатель комиссии Горсовета Красноярска по экологии Сергей Толмачев напомнил, что депутаты рекомендовали провести экологическую экспертизу проекта до публичных слушаний, однако этого почему-то сделано не было. Александр Григорьев ответил лишь, что на заседании этой комиссии разработчиков не было, а письменно таких предложений ему не поступало.

Молодой человек с задних рядов логично поинтересовался, почему под закрытие попадает котельная РТК, которая вообще находится за пределами города, в Емельяновском районе. На что Григорьев пояснил: так как котельная отапливает микрорайон Солнечный, «проигнорировать ее мы не могли».

discuss_shema_tepl06.jpg

К этому моменту слушания продолжались уже больше двух часов, настала пора выступлений, однако до них дотянули лишь самые стойкие: даже на сцену вышли далеко не все из записавшихся на выступление. Крыльцо ДК к этому времени уже опустело, да и зал был полон максимум наполовину: большинство решило проголосовать раньше и уйти по домам.

На следующий день в администрации Красноярска отчитались, что голоса участников слушаний распределились практически поровну — с небольшим перевесом в 50 голосов в пользу тех, кто голосовал против.

Теперь свое слово должен сказать мэр Красноярска. До 25 мая он решит, отправлять ли проект в Минэнерго РФ на утверждение либо вернуть его на доработку.

Александр Ибрагимов