Красцветмет: судить нельзя помиловать

Несколько месяцев цена на золото на рынке стремительно падала. Предприятия, напрямую зависящие от ценника на этот актив, чтобы выжить, должны были предпринимать решительные и, порой, жестокие шаги. Красноярский завод цветных металлов В. Н. Гулидова, производитель аффинированных металлов платиновой группы, золота и серебра, как и все прочие, не застрахован от шторма. Но о том, что происходит на заводе, СМИ приходилось собирать информацию из косвенных источников.

Продолжалось это до тех пор, пока в конце июня генеральный директор завода Михаил Дягилев не провел на производственных площадях предприятия масштабную встречу с журналистами и депутатами Законодательного Собрания региона, опровергнув все слухи о банкротстве и упадочном состоянии дел на предприятии.

Разберемся в этих слухах и источниках их появления по порядку.

Слух № 1. Красцветмет находится на грани банкротства.

Слухи о возможном банкротстве, растиражированные средствами массовой информации, имеют под собой реальные основания. Это судебный иск ООО «Обь-Инжиниринг» о признании ОАО «Красноярский завод цветных металлов им. В.Н. Гулидова» банкротом от 17 июня 2013 года. Как следует из заявления истца, на основании договора уступки к ООО «Обь-Инжиниринг» от ЗАО «ГРАТА-Капитал» перешло право взыскания денежных средств с ОАО «Красноярский завод цветных металлов им. В.Н. Гулидова» в размере 69,5 млн руб. Однако заявитель уже дважды не смог в нужные сроки предоставить необходимую доказательную базу, поэтому Арбитражный суд Красноярского края отложил рассмотрение дела — до 15 июля.

На вопросы о банкротстве предприятия гендиректор ответил сухими цифрами. Основным доводом в пользу рентабельности уникального красноярского производства стали данные из годового отчета за 2012 год, согласно которым завод заработал 16,5 миллиарда рублей. Это рекордная выручка предприятия с момента его зарождения.

Также Михаил Дягилев упомянул и о том, что краевой арбитражный суд оставил без движения до 15 июля иск новосибирской компании «Обь-Инжиниринг» о признании завода банкротом.

«Есть группа лиц, которая на протяжении многих лет делает попытки получить с завода незаконным путем некие средства. В свое время у завода с ними была проведена хозяйственная сделка, которая завершилась, однако потом эти люди посчитали, что нужно изменить результат этой сделки, — прокомментировал ситуацию Дягилев. — У нас с ними прошло уже несколько десятков разбирательств в области гражданского права, и на сегодня в отношении данных лиц заведено несколько уголовных дел по фактам мошенничества и преднамеренного банкротства компаний, с которыми они работают. Насколько я знаю, следствие уже завершается, и им готовятся предъявить официальное обвинение. Понятно, что в масштабах завода размер этих требований несущественен, и очевидно, что о банкротстве речи быть не может. Это всего лишь одна из попыток оказания давления на предприятие».

Слух № 2. Красцветмет избавляется от сотрудников.

Стратегия, применяемая руководством для выживания, не всегда понятна подчиненным. Так появляются слухи в духе «глухого телефона», в которых отсеять реальность от домыслов трудно, особенно когда две стороны представляют совершенно противоположные точки зрения.

В социальных сетях появилась информация о том, что всех сотрудников ювелирного производства отправляют в оплачиваемый отпуск с 1 июля 2013 года, при этом сотрудники не уверены, что вернутся на то же производство тем же составом.

Однако в пресс-службе завода комментируют такую неуверенность с удивлением: «Графики отпусков формируются в начале года с учетом пожеланий каждого работника. А ювелирный дивизион имеет приоритетное право воспользоваться очередным отпуском в летнее время в силу сезонности спроса на ювелирную продукцию».

Слух № 3. Красцветмет сокращает производство.

Слух о сокращении штата работников идет рука об руку со слухом о сокращении производства. Однако и на это у нового руководства завода есть ответ: производство, наоборот, набирает обороты, и все, что может ожидать цеха, — модернизация и реконструкция оборудования.

«Есть цифры, которые говорят сами за себя, — рассказал Михаил Дягилев. — За последние годы мы существенно увеличиваем выпуск продукции по всем направлениям нашей деятельности, увеличиваем доли рынка как в аффинаже, так и в ювелирном производстве, в дивизионе технических изделий. На сегодняшний день практически нет таких сегментов, с которых бы мы собирались уходить, напротив, в основном мы намерены увеличивать свои доли».

«Сейчас мы находимся на пороге серьезной реконструкции аффинажного производства, — добавил Дягилев, — возможно, крупнейшей в истории этого дивизиона. Будут построены новые здания, сооружения, заменена внутренняя логистика и внедрена тотальная автоматизация».

По словам руководителя завода, программа реконструкции направлена на использование пространства через высвобождение площадок для нового строительства путем разборки малоиспользуемых объектов и объединения заводских функциональных зон, что, по мнению разработчиков программы, приведет к концентрации производственных площадей. В 2013 году на базе «Красцветмета» уже начинается строительство нового лабораторно-исследовательского корпуса, в котором будут размещены и научно-технологический центр предприятия, и центральная заводская лаборатория.

На еще один сопутствующий слух о продаже собственного магазина ювелирных украшений «Златая цепь» в связи с сокращением производства в пресс-службе коротко отвечают: «Это неправда», но и не отрицают, что некоторое производство ушло в прошлое: «В 2012 году Красцветмет увеличил выпуск ювелирных изделий на 40%, сосредоточившись на производстве наиболее рентабельной продукции: цепей и браслетов машинного плетения. Изделия, выпускаемые по технологиям микролитья и штамповки, в настоящее время не выпускаются по причине неэффективности».

Кандидат экономических наук, директор института управления, экономики и природопользования СФУ Евгения Бухарова: «Экономия на издержках — абсолютно разумная и прогнозируемая политика менеджмента предприятия. Это освобождение от непрофильных активов и программ, туда, конечно, могут попасть и социальные программы, так как тоже являются непрофильной деятельностью для предприятия. Сокращение или временное сокращение производств небольшого масштаба также разумно, в связи с тем, что в условиях падения цен они не могут обеспечить соответствующую рентабельность».


Слух № 4. Красцветмет сворачивает социальные программы.

Красцветмет отказался от собственной маршрутной сети пассажирских перевозок и передал спортивно-оздоровительный лагерь «Зеленые горки» в краевую собственность. Не отказывается ли постепенно завод от своих социальных программ?

От сети маршрутной сети пассажирских перевозок завод действительно отказался. «Эта сеть являлась наследием неблагополучных 90-х годов, когда работникам добраться до завода не представлялось возможным. Однако в современных условиях дублирование инфраструктуры городского транспорта в миллионном городе отдельно взятым предприятием представляется абсурдным», — объяснили в пресс-службе Красцветмета.

За последнее время, по подсчетам служб завода, транспортом предприятия пользовались менее четверти работников, так как автобусы курсировали по определенным маршрутам, а заводчане проживают не скученно, а, напротив, в абсолютно разных точках города. При этом доставка людей к началу ночных и домой с вечерних смен осуществляется по-прежнему — но теперь бесплатно.

Сохранив в собственности базу отдыха «Берендей» (ходили слухе о продаже базы Красноярской железной дороге), завод в 2013 году передал в краевую собственность СОК «Зеленые горки». Как заверили в пресс-службе предприятия, «возможности сотрудников Красцветмета по оздоровлению детей в данном комплексе не изменились, в том числе в отношении получения путевок по льготной цене».

Слух № 5. Красцветмет перейдет в частную собственность.

Негативная информация, появляющаяся о каком-то предприятии, порой может сыграть на руку тому, кто хочет приобрести его по заниженной цене.

В связи с этим косвенному представителю собственника — Правительства региона — председателю комитета по промышленности Законодательного Собрания Красноярского края Анатолию Матюшенко пришлось оправдываться: «В любом производстве есть какие-либо отставания в платежах, а поскольку мы живем в мире жесткой рыночной конкуренции, конечно, будут находиться компании и фирмы, желающие завладеть собственностью нашего уникального завода. Это естественный отбор в мировой экономике. Сегодня мы видим, что предприятие работает устойчиво, а в этих попытках банкротства мы не видим ничего серьезного».

Матюшенко добавил, что Красноярский завод цветных металлов — единственное крупное производственное предприятие, находящееся в полной собственности Красноярского края. В ближайшем обозримом будущем он не будет приватизирован, заверил депутат.

Кандидат экономических наук, директор института управления, экономики и природопользования СФУ Евгения Бухарова: «Реальность такова, что банкротство сегодня может случиться с любым предприятием. Но значимость Красцветмета для края очень высока, завод обеспечивает прямые доходы в бюджет края. Более того, Красноярский край заинтересован в предприятии, потому что оно замыкает нашу региональную производственную цепочку: Норникель и РусАЛ — производство металла, Красцветмет — обработка цветного металла. Фактически край является держателем производств по очень широкому кругу цветных металлов. Поэтому, я думаю, что если произойдет гроза в условиях очень резких колебаний на рынках цветных металлов, правительство края сделает отдельную программу поддержки предприятию».


Cудить нельзя помиловать

На жизнеутверждающей ноте закончилась открытая часть визита прессы и законодательной власти на завод цветных металлов, во время которого делегация лично познакомилась с тремя из четырех производственных направлений предприятия, оценив показатели аффинажного и ювелирного дивизионов, а также дивизиона технических изделий. Но, несмотря на то, что на предприятие приехали представители практически всех СМИ Красноярска, итоговое заседание депутатов с руководством завода, на котором обсуждались социальные и экономические перспективы, почему-то было решено провести за закрытыми дверями.

Евгения ШЕЛКОВНИКОВА
Фото: krastsvetmet.ru