Капитальная задержка

Запуск в России программы капитального ремонта жилого фонда должен был решить проблему вечной нехватки средств на эти нужды и, соответственно, помочь с поддержанием домов в надлежащем состоянии. Причем первые результаты должны были быть получены уже в этом году. Между тем к середине осени в Красноярском крае по программе капремонта отремонтирован всего один дом. В Красноярске — ни одного.

Неоправданные капиталовложения

Красноярцев обязали платить за капремонт с ноября 2014 года. Деньги, собранные за два месяца до конца года, должны были пойти на ремонт домов в 2015-ом. При общей собираемости в тот момент около 47 % в крае удалось собрать 322,8 млн рублей. Это деньги на ремонт фасадов, крыш и подвалов. Еще около 220 млн в качестве господдержки подкинули край и Федерация на ремонт лифтов. Итого — почти 544,8 млн рублей.

По словам пресс-секретаря Фонда капитального ремонта Вячеслава Чанчикова, в 2015 году по программе в крае планируется откапиталить 115 домов, из них 46 в Красноярске. С начала действия программы прошел почти год, а отремонтирован по ней к концу сентября только один дом — двухэтажка в селе Шалинское Манского района. Получается, в остальных домах ремонт придется делать уже по первому снегу, а то и позже.

Лидер общественного движения «Народный контроль ЖКХ» и член общественного совета Фонда капитального ремонта Роман Казаков поясняет, что причина задержки, во-первых, в медлительности администрации Красноярска, которая до последнего тянула с утверждением домов, попадающих в краткосрочный план капитального ремонта на 2015 год.

— До этого Фонд просто не знал, какие дома ремонтировать. Без Красноярска как участника программы нельзя подписать весь план на год по краю, а значит и нельзя начать проводить конкурсы по поиску проектировщиков и подрядчиков, — говорит Казаков.

Гонки подводных лодок

Второй причиной общественник Казаков называет забюрократизивованность работы самого Фонда капитального ремонта.

— Все эти бесконечные процедуры конкурсов: сначала на разработку проектно-сметной документации, потом на выбор подрядчика, — сетует он. — Затем подведение итогов, другие процедуры — 30 дней, 10 дней, еще раз 30, снова 10. Безусловно, это все тоже откладывает мероприятия.

При этом никаких штрафов фонду за задержку программы не предусмотрено — в Кодексе об административных правонарушениях РФ пока просто нет такой статьи. Единственное, что может Стройнадзор — это выдать предписание для устранения нарушений, и уже за их невыполнение оштрафовать организацию на символическую сумму до 20 тысяч рублей. Впрочем, на этот случай фонд подстраховался: дома из краткосрочного плана 2015 года можно ремонтировать до конца следующего года.

Однако задержка чревата и другой проблемой, продолжает Роман Казаков: фонд капремонта несвоевременно расходует деньги, а чем больше он держит деньги у себя, тем больше они обесцениваются.

Пресс-секретарь фонда Вячеслав Чанчиков парирует — собранные деньги лежат на спецсчете под проценты, чтобы компенсировать возможные потери, связанные с падением рубля.

На обвинения в забюрократизированности Чанчиков отвечает, что организация всего лишь следует законам о закупках. Просто взять и сразу подписать контракт, по его словам, нельзя — строительная организация должна изучить проект, закупить материалы, нанять субподрядчиков и так далее.

В то же время он признал, что конкурсы по поиску разработчиков проектно-сметной документации этим летом проходили со скрипом, несколько торгов поначалу прошли впустую.

— Желающих участвовать в конкурсах было немного. Просто потому, что раньше этим никто не занимался. Архитектурные бюро у нас привыкли новые дома проектировать, а не заниматься обследованием и проектированием капремонта, — пояснил Вячеслав Чанчиков.

Еще одной причиной слабой активности проектировщиков он назвал ограничения по предельной стоимости работ:

— Можно, конечно, нарисовать дому шикарную крышу, которой позавидует какой-нибудь арабский шейх. Но денег у нас определенное количество. Поэтому нужно решение современное, но чтобы оно вписывалось в установленный лимит.

Жалобы, на взгляд Чанчикова, идут оттого, что процесс разработки проектно-сметных документов никто не видит, поэтому кажется, что летом ничего не происходило. При этом разработку ПСД он называет самым сложным элементом работы, на который тратится больше времени, чем на сам ремонт.

— Это как гонки подводных лодок — их никто не видит, но они есть. На бытовом уровне, прежде чем устроить вечеринку, ее ведь тоже нужно спланировать, купить еду, напитки, — сравнивает пресс-секретарь Фонда.

На сегодня, по его словам, все проектные работы по домам уже отторгованы. Около 100 из них разработчики уже предоставили в фонд капитального ремонта. Из них большая часть согласована и выставлена на торги по строительно-монтажным работам. Подрядчики сейчас выбраны по 29 многоквартирным домам, там идут подготовительные и организационные работы. По оценкам Вячеслава Чанчикова, по всем запланированным домам торги пройдут до конца октября, а дальше — «дело техники».

— Когда рабочие выйдут на объект, они его сделают за две недели, — уверенно заявляет он. — Вот в доме в селе Шалинском канализацию поменяли буквально за 10 дней. У строителей был готовый проект, они справились быстро, как хирург.

Зима близко

Скорость работ в Сибири, где устойчивый слой снега обычно ложится уже в ноябре, кажется, пожалуй, главным фактором проведения ремонта. Однако, как выясняется, большая часть запланированных работ не зависит от времени года.

— Люди боятся, что крыши нельзя зимой ремонтировать. Но это же не асфальт, крыши можно делать зимой, — говорит Вячеслав Чанчиков.

В красноярском Стройнадзоре подтвердили, что ремонт скатных крыш, внутридомовых электрических систем, лифтов, холодного, горячего водоснабжения и систем отопления к сезонам года никак не привязаны и, по сути, их можно чинить круглый год.

Однако часть работ на северных территориях края все же придется перенести на следующий год, заявили в ведомстве: мягкую кровлю, крышу и бетонные отмостки подвалов домов в холода ремонтировать нельзя. Из северных территорий в краткосрочном плане 2015 года перечислены только Дудинка (один дом) и Норильск (шесть), все остальные населенные пункты находятся сильно южнее.

Инженер ГПКК «Центр развития коммунального комплекса» (организация выиграла конкурс на ремонт крыш нескольких домов в Красноярске) Виктор Корнеев рассказал, что по-хорошему ремонт стоило начинать в начале лета. А так жильцам придется испытывать неудобства и, возможно, померзнуть. Строителям во время ремонта необходимо заменить утеплитель крыши, и жильцы верхних этажей это на себе определенно почувствуют. Замена утеплителя — это первый этап, далее ремонтники приступят к обновлению самой кровли.

— Владельцы квартир сами выбрали ремонт крыши. Поэтому выбор: либо потерпеть неудобства, технику во дворе, пыль в вентиляции и так далее, либо остаться без крыши, — констатирует Корнеев.

Впрочем, вряд ли жильцы при выборе типа ремонта знали, что дожидаться его придется до октября. По контракту ремонт всех домов Центр развития коммунального комплекса должен провести за 60 дней. Тогда Корнеев и предлагает проводить оценку выполненных работ.

— Цыплят по осени считают, — вспоминает народную мудрость он. — В ноябре и посмотрим.

Александр Ибрагимов