Дым без огня?

Общественность разошлась во мнениях относительно дела Валерия Грачева.

Известный красноярский бизнесмен, председатель совета директоров коммунального гиганта «КрасКом», почетный консул Словении Валерий Грачев был задержан 21 мая, в тот самый момент, когда он спускался по трапу самолета, вернувшись из Москвы в Красноярск. Ему предъявили обвинение в мошенничестве, а еще через несколько дней суд арестовал предпринимателя на 2 месяца. Громкий арест всколыхнул красноярскую общественность, которая сначала обрадовалась происходящему с бизнесменом, а после начала высказывать свои версии относительно причин происходящего.

Премия для арестанта

Официальная причина ареста Валерия Грачева — это мошенничество в особо крупном размере. По крайней мере, так сообщает пресс-служба УФСБ по Красноярскому краю.

Ведомство подозревает главу совета директоров «КрасКома» в том, что он в 2010 году незаконно начислил премии членам совета директоров компании, хотя, согласно решению общего годового собрания акционеров, эти деньги должны были использоваться исключительно на инвестиционную деятельность (ремонт изношенных сетей водоснабжения и водоотведения и развитие системы водоснабжения), а также погашение задолженности предприятия перед банками.

Как оказалось, последние пять лет ФСБ вело расследование этого случая и наконец-то получило все необходимые улики, чтобы задержать Валерия Грачева. Не исключено, что это только начало, и в «недрах» серого здания на Дзержинского зреют еще несколько новых уголовных дел в отношении бизнесмена.

Чистка для оздоровления

В пользу версии о том, что арест Грачева — это попытка начать оздоровление краевого ЖКХ, высказался в эфире ТВК известный красноярский политик Анатолий Быков.

— Убежден, что у нас один заказчик — это наш президент, Владимир Владимирович Путин, который год назад выступил и сказал, что всем, особенно работникам ЖКХ, надо быть очень быть внимательными: несмотря ни на должности, ни на положения, мы будем спрашивать.

Впрочем, сам Быков искренне считает, что Грачев был пешкой в играх сильных мира сего, и его только использовали.

Засомневался в эффективности работы «КрасКома» и губернатор Красноярского края Виктор Толоконский. В эфире телеканала ТВК, он заявил, что «49 лет — многовато для любого такого договора», имея ввиду договор аренды инженерных сетей, которые «КрасКом» взял в аренду у города.

Губернатор пообещал, что «будет сформирована авторитетная экспертная комиссия, которая проанализирует ситуацию с договором аренды».

— Убежден, что мы найдем конструктивное решение, которое не нарушит права инвесторов, — заявил Толоконский.

В свою очередь красноярский политолог Андрей Чернявский считает, что такие заявления губернатора — это «серьезный сигнал элите, свидетельствующий о начале переформатирования всей жилищно-коммунальной сферы Красноярска».

Однако, как замечает Чернявский, возникает вопрос: насколько это реально сделать?

— Анатолий Быков в одном из своих публичных выступлений сказал, что в свое время «КрасКом» создавался при поддержке Александра Хлопонина и Петра Пимашкова, — пишет политолог. — Можно только гадать, имеют ли бывшие отцы города и края какое-то отношение к сегодняшней деятельности «КрасКома» и интересна ли им судьба Грачева, обвиняемого в крупном мошенничестве.

Арест в обход закона

В «проект оздоровления краевого ЖКХ» поверили далеко не все: так, например, уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов нашел в уголовном деле и аресте Валерия Грачева признаки рейдерства. И взял дело на контроль.

— Уже сейчас можно говорить, что в деле присутствуют косвенные признаки попытки рейдерского захвата бизнеса, и совершенно четко нарушена ст. 108 УПК РФ, которая запрещает заключать предпринимателей под стражу до приговора суда. Очевидно, что инкриминируемые господину Грачеву деяния совершены путем заключения договоров, то есть в сфере предпринимательской деятельности, а значит в СИЗО он находиться не должен, — прокомментировал ситуацию бизнес-омбудсмен.

Титов подчеркнул, что дело Валерия Грачева может негативно сказаться на инвестиционной привлекательности Красноярского края и России в целом.

— Можно точно сказать, — резюмировал Титов, — что, если крупного бизнесмена, который сделал свое состояние без отношений с бюджетом, имеет безукоризненную репутацию, инвестировал на территории своего края, вопреки УПК заключают под стражу — это крайне негативно сказывается на инвестиционной привлекательности и Красноярского края, и всей страны в целом.

Нашла признаки рейдерства в истории Валерия Грачева и «Новая Газета». В расследовании «Хозяйские» Алексея Тарасова есть много интересного о грехах краевых коммунальных баронов, включая «КрасКом» и КРЭК. И если в отношении руководителя первого уголовное дело возбудили, то во втором случае «силовиков поставили на паузу».

— Дело КРЭК показательно. Если за него не возьмутся, ограничившись одним Грачевым, значит ничего нового в коммуналке не происходит, это лишь хорошо знакомый режим отжима. Выжимания «КрасКома» досуха. И покупки его затем по дешевке. Избирательность репрессий определяется коммерческой выгодой, — пишет Тарасов.

На острие заговора

Если люди так или иначе близкие к власти сдерживают эмоции и предпочитают не быть резкими в своих суждениях, то ряд представителей оппозиционной общественности увидел в деле заговор.

Первым, кто высказался в пользу теории заговора, стал некогда красноярский, а ныне московский оппозиционер Денис Стяжкин, который, ссылаясь на источник в Госдуме, заявил, что за уголовным делом Грачева стоят губернатор Красноярского края вместе с олигархом Андреем Мельниченко, который владеет СГК и СУЭК.

По словам Стяжкина, Мельниченко инвестировал в избирательную кампанию Толоконского и теперь пытается вернуть деньги.

— Именно благодаря губернатору Красноярского края, был продавлен скандальный проект развития сети теплоснабжения города, который, по сути, создает монополию Сибирской генерирующей компании. А следующей целью СГК стал «КрасКом» — красноярский коммунальный гигант, почти полностью находящийся в частной собственности Валерия Грачева, отвечающий за тепло-водоснабжение, канализацию во всем городе, — пишет в своем ЖЖ Стяжкин. — Но получить контроль над такой компанией не простая задача, особенно если хозяин не хочет продавать долю. Что делать? Правильно, посадить его за решетку. Посидит и вдруг одумается. Грачева закрыли по выдуманной схеме, с абсурдным обвинением. Дело ведет ФСБ, так что в случае несогласия приговор сделают таким, каким нужно.

Еще одна теория заговора — это тайная война мэра Красноярска Эдхама Акбулатова и губернатора Виктора Толоконского. Например, издание «The Morning News» считает, что Толоконскому нужен политический громоотвод за все его непопулярные и спорные решения. И он отчаянно пытается «перевести стрелки» на мэра и его окружение, в которое, по слухам, входил Валерий Грачев.

Сигнал к отходу

Глядя на то, как развивается ситуация вокруг ареста Валерия Грачева, со стороны нельзя с точностью сказать, какая из версий является наиболее близкой к реальности. Но вот что очевидно: это дело сильно изменит «расклады» в красноярской бизнес-среде. Ряд предпринимателей уже углядел в аресте Грачева угрозу своим интересам.

— Я не понимаю и не поддерживаю ареста Грачева. Он не сам придумал пойти в эту сферу. Это государство сказало, что сфера ЖКХ нуждается в частных инвесторах и будет радо видеть владельцем «КрасКома» господина Грачева (от имени государства тогда выступал Хлопонин), — пишет генеральный директор ТВК Вадим Востров на своей странице в Facebook (деятельность социальной сети является экстремистской и запрещена на территории России).

При этом Востров резонно замечает, что можно по-разному относиться к Грачеву, и его телеканал не раз критиковал бизнесмена. Но сегодня председателю совета директоров «КрасКома» 62 года, «он крупный бизнесмен и к моменту покупки предприятия сделал свое состояние, не имея никакой связи с государством и бюджетом».

— Можно радоваться, что посадили очень богатого человека (мы это в своей истории уже проходили), — подводит итог руководитель ТВК, — но замечу, что свой особняк свыше тысячи квадратных метров Грачев построил в центре Красноярска, а не Лондона. И яхта у него на Красноярском море, а не на Сардинии. Поэтому сигнал для крупных предпринимателей вполне ясен: инвестируйте лучше в Европе.

Все точки над «и» в деле Грачева расставит только судебное решение. И хорошо бы, чтобы от него не пострадали жители Красноярска.

Николай Прад