Актуальный комментарий: отставка Алексея Кудрина

Самой обсуждаемой темой последних дней стала отставка министра финансов России Алексея Кудрина, который занимал этот пост с 2000 года.

Учитывая достаточно бурную историю России в прошедшие годы, срок этот выглядит очень серьезно, и то, что за все это время Кудрин и его команда не допустили ни одной по-настоящему крупной ошибки, говорит о многом. Несомненно, Кудрин — профессионал высочайшего класса и его уход с поста министра финансов может сильно изменить финансовую политику России. Причем, пока совершенно неясно, в какую сторону. Хотя многие финансисты и приклеили к Кудрину пренебрежительное прозвище «бухгалтер», не стоит забывать, что именно склонность этого бухгалтера к сбережениям и наполнению «кубышек» позволила нашей стране пройти кризис 2008 года без неприемлемых потерь.

Вряд ли стоит считать конфликт с президентом, из-за которого, якобы, и было принято решение об отставке, единственной причиной случившегося. Это наверняка сыграло свою роль, однако есть большие сомнения в том, что Кудрин, если он собирался продолжать работать в правительстве, стал бы делать такие заявления, да еще и находясь за границей. То есть, решение было принято ранее, а все остальное — декорации. Причем сам Кудрин этого не скрывает и в распространенном вчера заявлении прямо говорит: «24 сентября определилась структура власти в нашей стране на длительную перспективу. Определился и я, объяснив свою позицию. Эмоции здесь абсолютно ни при чем».

Почему все это произошло, и какими будут последствия отставки Кудрина для российских финансов, сказать сейчас сложно. Самый главный вопрос, на который пока нет ответа — кого назначат на пост министра финансов (сам Кудрин полагает, что временно исполняющий его обязанности Антон Силуанов вполне готов стать министром, но в администрации президента с его мнением, похоже, не вполне согласны). Вот когда прозвучит имя нового главного финансиста страны, тогда уже можно будет пытаться делать какие-то прогнозы.

Надо сказать, что вопросов к новому министру будет масса. В частности, многих интересует, станет ли финансовая политика России более независимой и менее «прозападной»; начнут ли доходы от экспорта углеводородов тратиться на реиндустриализацию (либо что-то еще, не менее важное для российской действительности в настоящий момент), или же вновь будут аккуратно парковаться в финансовых инструментах других стран, работая, тем самым, на их экономики, но в то же время страхуя Россию от возможных экономических потрясений.

В общем, ситуация непростая и успокаивает только то, что кресло министра вряд ли останется пустым надолго и уже очень скоро можно будет делать выводы и оценивать произошедшее.

Валентин УЛЬЯНОВ
Фото: www.kremlin.ru