Версия для печати

Властный вызов экономике

Без политической воли экономику России не изменить Сложность экономической ситуации, которая ждет Россию в следующем году, отчетливее всего стала видна осенью этого года, когда различные федеральные ведомства как будто пытались переиграть друг друга, давая различные прогнозы ее [ситуации] развития.

«Не успевали эти прогнозы выйти в свет, как их уже нужно было корректировать, — сказал в своем выступлении на конференции «Альфа-Банка» «Российский банковский сектор: проверка на прочность» президент Российского Союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, — причем, в сторону понижения».

Сначала официальный прогноз по росту ВВП в 2015 году был на уровне 1,2 %. Сейчас же он трансформировался в спад на 0,8 %. Это самый пессимистический вариант. Оптимистический же — 0,6 %.

«Это если не считать кризисного сценария, который считался при цене на нефть 60 долларов за баррель, — говорит Шохин. — Эта цифра в тот момент считалась недостижимой, потому этот прогноз и не брался в расчет при формировании бюджета».

Последние события на нефтяном рынке, меж тем, заставляют всерьез рассматривать 60 долларов за баррель как вполне реальную цену. Сначала Саудовская Аравия пообещала дать скидку на нефть для своих потребителей. Потом ОПЕК отказалась снижать объемы добычи при дальнейшем падении цены на «черное золото». Все это вполне может привести к тому, что уже в ближайшее время означенная стоимость станет вполне реальной.

«Тенденция к снижению цены на нефть не связана с конъюнктурой рынка, — говорит Шохин, — а значит бюджет страны придется пересматривать и скорее всего не в мае следующего года, как ожидалось, а сразу после его [года] начала».

Снижение цен на нефть не единственное, что заставляет тревожиться за экономику страны. Второе, и, пожалуй, основное, это снижение инвестиций в основной капитал. И началось оно не в этом году.

«Тенденция к стагнации стала заметна еще в середине 2012 года, — говорит Александр Шохин, — в 2013 году снижение составило 0,2 %, в 2014 — 2,8 %; а в 2015 прогнозируется на уровне 3,5 %. При таких прогнозах последние тренды развития экономики России — повышение конкурентоспособности, модернизация и импортозамещение — находятся под угрозой. Нужны конкретные меры, которые могли бы стать драйвером привлечения инвестиций».

Одним из таких драйверов могло бы оказаться недавнее послание Президента РФ, от которого [послания] все ждали, как минимум, провозглашения новой экономической политики.

«Причем ее понимание у всех было разным, — говорит Шохин, — одни считали, что это должен быть мобилизационный сценарий: сосредоточение ресурсов в руках государства, ужесточение давления на бизнес с точки зрения увеличения поступления налогов в бюджет, повышение налогов, увеличение доли госкорпораций. Другие считали, что новая экономполитика — это ускоренные институциональные реформы, направленные на ускорение либерализации экономики».

По итогу ни одна из этих теорий не оправдалась и, по мнению Шохина, стоит говорить не о провозглашении новой экономической политики, а о попытке встряхнуть старую.

Ну и третье, но не последнее по значению, что неблагоприятно сказывается на экономике России, это отсутствие презумпции добросовестности частного бизнеса и партнерских отношений между бизнесом и властью, чего, по мнению Шохина, в последние годы практически не было.

«В последнее время вообще предпринималась масса попыток по ухудшению делового и инвестиционного климата в стране, — рассказывает президент РСПП, — к примеру, многие законы в этом году принимались так, чтобы бизнес их не заметил, хотя они напрямую касались его интересов».

Речь идет и о законе о контролируемых иностранных компаниях, о попытках ввести новые налоги или повысить их ставки.

«Причем происходило это, как правило, сразу после обсуждения и принятия стратегических документов, — говорит Шохин, — и нам приходилось тратить много времени и сил на то, чтобы найти инициаторов этих изменений. А когда авторы находились, законопроект уже лежал в Госдуме».

Без решения этих проблем ни о каком экономическом росте речи быть не может. И даже более того — сохранение текущей ситуации в ее сегодняшнем состоянии способно свести на нет все старания по оздоровлению экономики и переходу от сценария выживания к сценарию развития.

Евгений Волошинский


Сейчас на главной