В судостроительной отрасли тестируют уникальный алюминиевый сплав, разработанный РУСАЛом

Специалисты РУСАЛа и Института легких материалов и технологий (ИЛМиТ) разработали уникальные высокопрочные деформируемые скандийсодержащие алюминиевые сплавы для судостроительной отрасли.

Конкурентным преимуществом уникальной композиции сплава на основе системы Al-Mg-Sc является сниженное в три раза содержание скандия в составе при сохранении повышенных характеристик, присущих скандийсодержащим алюминиевым сплавам.

Пониженная стоимость сплавов с самыми лучшими характеристиками по прочности, коррозионной стойкости и прочности сварного шва выводит этот класс сплавов из разряда эксклюзивных в разряд сплавов массовой доступности к использованию.

Работа над проектом длилась в течение четырех лет, общий объем инвестиций составил более 90 млн рублей. Опытные партии материала уже находятся на тестировании в российских и зарубежных компаниях, занимающихся изготовлением и поставкой компонентов для судостроения. Полученные результаты в дальнейшем могут быть использованы при разработке новых композиций по требованию заказчиков.

В ходе работы над проектом специалисты успешно решили самое главное препятствие на пути широкого распространения алюмоскандиевых сплавов: за счет кратного снижения содержания скандия в сплаве удалось существенно снизить стоимость материала, что позволяет его рассматривать для массового применения в судостроении и авиакосмической технике, а также в других отраслях, где важны низкий удельный вес и хорошая технологичность.

Одновременно с испытаниями проводится сертификация для серийного применения материала. Сертификация будет завершена уже в 2019 году и затем последует его массовое, серийное производство, а также расширенное продвижение в области автомобиле- и авиастроения.

Совместно с ИЛМиТ РУСАЛ также продолжает работу над созданием новых скандийсодержащих алюминиевых материалов для аддитивных технологий. Разработка компании обладает высокими характеристиками прочности на уровне Sсalmalloy, при этом количество скандия в нем ниже в 2,5 раза по сравнению с имеющимися на рынке аналогичными продуктами. В настоящее время ведется разработка режимов печати порошка для создания конечных деталей.

— Наличие собственной сырьевой базы и уникальных технологий производства оксида скандия, лигатур и алюмоскандиевых сплавов позволит РУСАЛу в ближайшие годы вывести на рынок конкурентоспособную продукцию с добавленной стоимостью, которая может быть широко востребована во многих отраслях машиностроения. По результатам сотрудничества как с российскими, так и зарубежными компаниями будет принято решение о наращивании собственных мощностей по производству алюмоскандиевых полуфабрикатов, – отметил технический директор РУСАЛа Виктор Манн.