В Красноярске работает делегация системы профессионального образования Германии

В составе делегации — директора и педагоги колледжей, а также руководители органов управления образованием земли Северный Рейн-Вестфалия. Все члены делегации — участники совместного проекта.

Начало общению между двумя системами профобразования — красноярской и немецкой — было положено еще в 1991 году. Тогда проект носил преимущественно гуманитарный характер и касался подготовки социальных работников. Со временем акценты во взаимодействии сместились в область специфики подготовки технических кадров: станочников, сварщиков, механиков.

Большая часть выпускников общеобразовательных школ в Германии (до 60%) настроена продолжать образование именно в профессиональных колледжах. Как рассказал г-н Штрутц (директор технического колледжа Липтштата и руководитель делегации) во время встречи с красноярскими директорами профессиональных лицеев в агентстве профессионального образования и науки администрации края, подготовка кадров в Германии имеет ряд особенностей. Например, учащиеся несколько дней занимаются теорией в колледже и несколько дней — на заводе. В России, напротив, преобладает блочная система — несколько месяцев пребывания в лицее сменяется практикой на производстве или в мастерских. Еще одна особенность — это значительный контингент, в среднем 3000 — 3500 человек. В российских училищах численность колеблется от 250 человек (в сельской местности) до 600 в городе. Больше всего российским директорам понравилось, что в Германии содержание образовательных программ привязано к смене технологий на действующем производстве и может достаточно быстро меняться, что позволяет готовить кадры в строгом соответствии с требованиями работодателей. В России такая возможность появится только сейчас, с введением образовательных стандартов третьего поколения.

Во время пребывания в крае делегация побывала в профессиональных училищах Ачинска, Красноярска, Лесосибирска и Енисейска, в том числе в учебных заведениях края, ставших в этом году победителями Приоритетного национального проекта "Образование" и получивших в результате этого значительное финансирование на приобретение нового оборудования. Как признались г-да Кляйнзорге и Штрутц (директора профколледжей), они по-доброму завидуют своим российским коллегам, так как в Германии таких проектов нет и столь масштабная государственная поддержка немецким колледжам даже "не снилась". Уже во время визита в проект вошло несколько новых участников, так что взаимодействие и взаимное обогащение двух систем подготовки кадров продолжится уже на новом уровне.

Ирина Мельникова