Виктор Спрогис: «Мы построили мост между Компанией и нашими потребителями и в период кризиса доказали, что он работает»

Задача Компании сегодня — удержать достигнутые результаты, сохранив объемы производства и поставок на внешний и внутренний рынки. Об этом и многом другом  в интервью телеканалу «Россия-24» рассказал заместитель Генерального директора, руководитель Сбытового отраслевого комплекса ОАО «ГМК «Норильский никель» Виктор Евгеньевич Спрогис.

Об этом и многом другом  в интервью телеканалу «Россия-24» рассказал заместитель Генерального директора, руководитель Сбытового отраслевого комплекса ОАО «ГМК «Норильский никель» Виктор Евгеньевич Спрогис.

Вопрос: очень многие сейчас говорят о «втором дне», о замедлении глобальной экономики. Прежде чем мы обсудим эту проблему и в целом рынок металлов, хотелось бы узнать, как «Норникель» пережил первую волну кризиса и каковы предварительные итоги первой половины 2010 года?

Ответ: Вы правильно сказали — первая волна кризиса. Надо всегда надеется на лучшее, но учитывать реалии. В целом Компания, я уверен, что со мной согласятся многие эксперты, кто следит за ее работой, первую волну пережила успешно. То есть задачи, что мы перед собой ставили, выполнены. Это были достаточно простые задачи: сохранить объемы производства и реализации. И добиться того, чтобы произведенная продукция реализовывалась по мировым ценам. Мы это сделали.

Вопрос: То есть удалось реализовать всю продукцию? Пришлось ли снижать объемы производства?

Ответ: Нет. Как я уже сказал, мы сохранили объемы производства, притом мы реализовали всю продукцию.  Кроме того, мы, что тоже важно, не только не потеряли наших покупателей, но мы приобрели новых. Тех, которые убедились в период кризиса, что с «Норильским никелем» им работать более интересно, более стабильно, чем с другими компаниями, которые не так успешно прошли этот период.

Вопрос: действительно, многие компании потеряли клиентов, многие, но не все компании в сырьевом сегменте, могут похвастаться, что реализовали все намеченные планы. Почему это удалось ГМК?

Ответ: Я думаю, что ответ здесь достаточно простой: любая системная работа приносит успех.  Мы, можно сказать, построили мост между нашей Компанией и нашими потребителями. В период кризиса мы доказали, что он работает.

Вопрос: чем этот мост отличается от моста, что построили другие металлургические компании? Другие мировые лидеры?

Ответ: Для полного ответа на этот вопрос нужен детальный анализ. В целом, как я понимаю, это эффективность управленческих алгоритмов, которые у нас внедрены. А также мотивация сотрудников, работающих над выполнением поставленных задач. Они смогли избежать того, от чего страдают многие глобальные компании. А именно забюрократизированности, при которой люди не могут трудиться на верхней планке своих возможностей.  Вот две эти вещи — управленческие технологии и мотивации наших сотрудников, вместе дали тот результат, о котором мы говорим.

Вопрос: Возвращаясь назад к рынку, к реальной экономике. Какие результаты показал «Норникель» за последние месяцы по реализации продукции внутри страны? Насколько известно, главным образом, РФ потребляет медь Компании.

Ответ: Мы поставляем все что производим. Это никель, медь, кобальт, металлы платиновой группы. По общим объемам, российский рынок, безусловно, потребляет больше всего меди. И объем этого рынка достаточно большой, он значим в принципе для любого производителя, для нас и для других компаний.

Вопрос: Каковы темпы восстановления рынка после кризисного периода? И что происходит в последнее время, растет ли внутренний  российский спрос?

Ответ: Рынок достаточно стабилен. Для нас это важно. И для наших потребителей тоже. В период кризиса мы наблюдали достаточно нестабильную ситуацию, когда предприятия были вынуждены изменять свои производственные планы. Сейчас это  процесс более отлажен. Пока нельзя сказать о значительном росте рынка, не стал бы говорить и о восстановлении прежних объемов. Хотя мы и оптимистично смотрим на результаты этого года по сравнению с 2009 годом.

Вопрос: То есть, рынок пока не восстановился до докризисного уровня?

Ответ: Докризисных объемов продаж пока рынок не достиг.

Вопрос: А если посмотреть на структуру внешней торговли ГМК. Здесь есть несколько важных регионов, где у вас сосредоточены контрагенты: Европа, Азия, Америка. Что с матушкой-старушкой Европой? Как чувствует себя физический спрос в этом регионе?

Ответ: В тех отраслях, с которыми мы работаем, результаты кризиса в Европе были наиболее тяжелыми. Для нас основным партнером является сталелитейная промышленность, где потребляется больше всего никеля. В период кризиса предприятия отрасли, по нашим оценкам, работали только на 50 процентов мощности. В 2009 году максимум падения спроса был именно в Европе. В меньшей степени в Америке, а в Китае и Индии был рост.

Вопрос: Какова сейчас ситуация на рынке Китая, страны на которую сейчас все надеются?

Ответ: Когда-то классики говорили — заграница нам поможет. Сейчас классики другого жанра говорят, что Китай нам поможет.  Здесь трудно не согласиться, на данном этапе. Но, соглашаясь с этим, надо быть разумно консервативным. Хорошие показатели по импорту металлов в Китае в 2009 году складывались и из потребления и из накопления запасов металлов.  Мы должны понимать, что у  этой разменной монеты есть и обратная сторона. В какой то момент, накопленный материал снова окажется на рынке.

Вопрос: Виктор Евгеньевич, это, наверное, самая ценная точка зрения, которую мне приходилось слышать в последнее время. По последним данным импорт меди в КНР падает. За месяц примерно на десять процентов. Причина известна — металл покупался со складов внутри Китая. И, тем не менее, какова была динамика восстановления спроса в КНР в посткризисный период и как Компания оценивает результаты последнего времени?

Ответ: К Китаю нельзя применять термин — динамика восстановления. Там не было восстановления, там было достаточно последовательное развитие. И был, безусловно, скачок 2009 года, когда на фоне низких мировых цен, было выделено финансирование и предприятиям и госучреждениям для увеличения запасов (металлов). И такие запасы были созданы, причем не только централизованно. Наверное, мы будем сильно удивлены, если посмотрим, сколько металла находится у частных инвесторов в Китае. Возможно, речь идет о сотнях тысяч, если не о миллионе тонн меди.

Вопрос: Можно ли рассчитывать на то, что импорт со стороны Китая будет и дальше поддерживать рынок?

Ответ: Нет. Как раз дальше возникает вопрос. Запасы накоплены, причем часть по спекулятивным ценам. То есть, купив по низкой цене, металлы можно реализовать по более высокой цене. Поэтому мы относимся к китайскому спросу достаточно внимательно. В 2009 году мы увеличили экспорт в КНР в два раза. Не уверен, что мы хотим дальнейшего увеличения объемов поставок. Мы разделяем спрос и потребление. Мы базируем свои планы на реальном потреблении. И в том числе, мы делаем серьезную поправку на возможность того, что при высоких ценах, что мы видели до этого, будет часть потребления компенсироваться возвратом запасов.

Вопрос: Можно ли сегодня говорить о сохранении спроса по тому же никелю на текущем уровне?

Ответ: Сохранение позиций по 2009 году? А давайте мы скажем, что спрос не будет значительно отличаться от показателей прошлого года.

НАША СПРАВКА:

Виктор Евгеньевич Спрогис родился в 1961 году.

В 1984 году с отличием окончил Московский государственный технический университет имени Баумана по специальности «Системы автоматизированного управления».

С 2000 года по 2001 год занимал должность первого заместителя генерального директора ОАО «Разноимпорт».

С 2001 года по 2005 год занимал должности заместителя генерального директора по сбыту, заместителя генерального директора — руководителя Сбытового отраслевого комплекса ОАО «ГМК «Норильский никель».

С 2005 года является заместителем генерального директора, членом правления ОАО «ГМК «Норильский никель».