ВЕТЕР ПЕРЕМЕН

cuponizkiy

Этим летом многие улицы краевого центра были существенно расширены. Но какие бы неудобства не переживали горожане, простаивая в километровых пробках, все прекрасно понимали – вскрытый асфальт на дорогах предвещает глобальные изменения в Красноярске.

О том, что ожидает город через десять лет и какие перемены будут заметны в ближайшее время, мы расспросили главного архитектора краевого центра Аркадия СУПОНИЦКОГО.

· Аркадий Владимирович, очень хотелось бы узнать, что включает в себя генеральный план застройки города и на какой период он рассчитан?

· Первый этап застройки запланировал до 2010 год, а второй рассчитан еще на десять лет. К 2020 году мы намерены развернуть жилищное строительство на территории Советского района, где должны появиться микрорайоны «Слобода весны», «Покровка», «Инокентьевка» и новые кварталы района «Аэропорт». Кстати, проект планировки «Слободы весны» уже полностью разработан. Сегодня департамент архитектуры и градостроительства готовит документы для того, чтобы выставить на аукцион земельные участки для застройщиков.

Проект детальной планировки существует и для микрорайона «Николаевский», где возведут жилые многоэтажки и объекты социального назначения: школы, детские сады, поликлиники и развлекательные комплексы.

Планируется застроить микрорайон «Северный» около проспекта Авиаторов, а также территорию за ним (район «Солонцы-2»), находящуюся возле северной объездной дороги.

Предполагается, что через пять лет около Копыловского моста, где сейчас в основном деревянные постройки, построят многоэтажные дома. Старые ветхие здания снесут, кроме домов, относящихся к памятникам архитектуры. Застройщики готовы приобретать здесь участки и уже проектируют несколько объектов.

· А транспортные развязки, как они изменятся?

· Одним из пунктов плана застройки города является развитие транспортной схемы. Оно связано со строительством четвертого моста через Енисей, который будет построен в течение ближайших трех-четырех лет. Новый мост соединит улицы Свердловская, Республики и Шахтеров в пределах города своеобразным кольцом, по которому можно будет пустить основной поток машин. Это позволит разгрузить центральную часть Красноярска и существенно улучшить экологическую обстановку.

· Какие конкретно изменения ожидаются в историческом центре города?

· Административный центр Красноярска через пять лет может переместиться в Советский район. Это планировалось и раньше: в генплане 1976 года предполагалось, что административный центр переместится именно сюда. Так как строительство сегодня преимущественно осуществляется за счет частных инвестиций, то, на мой взгляд, бизнес-центр города расположится в застроенном Советском районе. Не исключено, что в этот район из исторической части города перенесут большинство офисных зданий. Тогда исторический центр Красноярска не будет так перенасыщен транспортом, как сегодня. А часть зданий-памятников могли бы стать объектами культуры. Не плохо было бы расширить Центральный парк или разбить здесь новый.

· Но центр города больше перестраиваться не будет?

· Ну, как же! К примеру, сейчас владельцы комбайнового завода прорабатывают план размещения на своей территории жилых комплексов. Пока эта идея находится в зачаточном состоянии, но проектировщики прорабатывают первые эскизы возможного строительства. Следует учесть, что район расположен рядом с центром города с видом на шикарные ландшафты. Когда-то мы о такой стройке и мечтать не могли, но сегодня есть возможность строить дома на набережной, и создавать рекреационные зоны на берегу Енисея. Если бы 20 лет назад нам предложили начать здесь строительство, то это были бы типовые здания. Сегодня новые строительные технологии дают возможность сделать историческую часть города красивой и модернизированной.

ЭХ, ДОРОГИ

· Аркадий Владимирович, рассказывая о генплане, вы упомянули о развитии транспортной схемы Красноярска. А не могли бы вы уточнить, что планируется предпринять в этой сфере?

· Планом застройки города предусмотрено несколько транспортных узлов, в числе которых многоуровневая развязка на Предмостной площади. Планируется расширить перекресток в районе боулинг-клуба «Космос» и построить здесь пешеходный мост. В настоящее время разработкой этих проектов занимается институт «Красноярскгражданпроект».

Нынешним летом приступили к расширению улицы Брянской, что даст возможность увеличить здесь пропускную способность. В генплане указаны параметры улицы – в два раза шире, чем она есть. Реконструкция Брянской позволит разгрузить важнейшую магистраль города, обеспечивающую отток автотранспорта из центра Красноярска на объездные пути.

Есть интересное предложение проложить тоннель в Караульной горе (Кум Тигей) и соединить таким образом улицу Вейнбаума с Караульной. Это решило бы проблемы автомобильных пробок, возникающих на перекрестках улиц Мира, Сурикова и Карла Маркса.

Сегодня одной из задач городских властей является увеличение пропускной способности транспортных магистралей, но я считаю, что кроме перечисленных проектов нужны и другие пути решения этой проблемы.

· Не секрет, что ежегодно в городе увеличивается количество автомобилей, а парковочных мест катастрофически не хватает. Расскажите, как будут устроены паркинги в строящихся жилых микрорайонах?

· В нормативной базе от 1976 года паркинг рассчитывался только на 25 процентов всех автомобильных средств города. Это нормы прошлого столетия. Сегодня уровень автомобилизации вырос в 15 раз, и в современных проектах мы требуем, чтобы парковочное место было у каждого жителя планирующего микрорайона. Условно говоря, если строится две тысячи квартир, то мы требуем от проектировщика, как минимум, две тысячи парковочных мест. Тем самым, уже сейчас мы закладываем возможность размещения подземных либо высотных парковок на территории новых жилых комплексов. Безусловно, ни муниципалитет, ни краевая администрация не будут строить такие парковки – мы лишь предоставляем территорию для частных инвесторов.

Даже на территории старых микрорайонов можно разместить многоэтажные или подземные паркинги. Однако, по нормам СанПина между парковкой и жилым зданием должен быть определенный разрыв.

Но мы строим подземные парковки там, где это можно. В третьем и четвертом жилом комплексе микрорайона «Аэропорт». Там практически каждый двор имеет подземную парковку. Но и они не решают проблемы, так как в лучшем случае вмещают лишь 20 процентов машин жителей. Я думаю, ситуация изменится, если мы начнем возводить многоэтажные паркинги.

Согласно проекту, на территории «Слободы весны» будут размещены многоэтажные парковки, которые на 100 процентов обеспечат местами жителей всего района. Воплощение этого решения обойдется городу недешево, так как это связано с серьезной перестройкой инженерных коммуникаций.

Добавлю, что сегодня управление архитектуры подготовило документацию на предоставление 40 земельных участков для размещения многоэтажных парковок на территории Красноярска, и многие застройщики уже закончили их проектирование.

МАГАЗИНОВ МНОГО НЕ БЫВАЕТ

· Аркадий Владимирович, два года назад вы заявили, что в городе слишком много магазинов. Как считаете, в какую сторону изменилась ситуация?

· Прежде чем говорить о том, сколько в городе магазинов, необходимо проанализировать ситуацию со всех сторон. Некоторые из них расположены на магистралях, что удобно, но некоторые – во дворе жилых зданий. Сегодня практически везде в центре города во дворах есть магазины. И что вы там увидите? Разгрузку фур, пустые коробки от товаров, сломанные бордюры. Жильцам, порой, трудно пройти к своим подъездам, а дети играют в мяч рядом с грузовиками. О благоустройстве двора уже нет и речи.

Впрочем, эта проблема встречается в большинстве больших городов и требует вмешательства административных структур. В историческом центре Красноярска ее решать нужно уже сейчас.

Почему продовольственных магазинов в центральной части города становится все меньше? Здесь очень высокая аренда, и некоторым организациям она непосильна. Тем не менее, продовольственный магазин закладывается в проекте и должен обеспечивать определенный радиус территории. Если раньше нам говорили: «на 150 тысяч квадратных метров должно быть 800 квадратных метров продовольственных магазинов», то так и делали. В настоящее время все по-другому: есть частная собственность. И теперь мы не можем построить что-то на выбранном месте, если оно занято собственником.

В эпоху новых социально-экономических отношений градостроительство, безусловно, находится в очень сложной ситуации. И не всегда все решается законодательным путем. И хотел бы подчеркнуть, что это является проблемой общечеловеческой, а не только нашего города.

Беседовала Вера РЫБНИКОВА