Версия для печати

В ОЖИДАНИИ… ТЕАТРА


ТЕАТРАЛЬНАЯ ВЕСНА

  • Петр Анатольевич, совсем скоро ваш коллектив отметит День театра. А как у вас принято справлять профессиональный праздник?
  • За десятилетия, что отмечается этот день, сложились свои традиции. В последние годы в марте, например, при поддержке министерства культуры Красноярского края у нас проводится фестиваль «Театральная весна», в котором участвуют все региональные театры. Они привозят свои лучшие спектакли, положительно отмеченные известными театральными критиками, в том числе из Москвы и Санкт-Петербурга. Поэтому можно сказать, что свой профессиональный праздник мы справляем вместе с нашими зрителями.

А еще в течение всей фестивальной недели каждый театр-участник в Доме актера показывает капустник. По задумке организаторов, самый лучший из них будет представлен 27 марта во время вручения дипломов лучшим постановкам, актерам, художникам и всем тем, кто имеет отношение к театру.

  • А с какими достижениями нынешнего театрального сезона подошел драмтеатр к этому празднику? Какие были премьеры, гастроли?
  • Что касается гастролей, то их, к сожалению, не было. Но мы активно работали и выпускали новые спектакли. В 2010 году лучшей постановкой, за которую получили Первую премию, стала «Темная аллея» по произведению Ивана Бунина, а лучшим режиссером был признан Олег Рыбкин. Какой же спектакль будет отмечен в этом году, говорить пока рано.

Также в копилке наших достижений — открытие сцены ДНК (Драма. Новый код) осенью прошлого года. К нам приезжали критики из Москвы, которые были удивлены, что в Красноярске появилась такая интересная сцена. Мы успели провести в здании, где располагалась ДНК (пр. Мира, 49), фестиваль современной драматургии. Он проходил в виде театрализованного чтения по ролям пьес молодых российских авторов. Их готовили с актерами молодые режиссеры, которые еще только-только начинают свой творческий путь. К сожалению, новая сцена сгорела в январе 2011 года. Для нас это большая потеря.

И, конечно, в уходящем театральном сезоне у нас были премьеры: «Старший сын» Александра Вампилова; «Фредерик или Бульвар преступлений» Эрик-Эммануэль Шмита; «Места и воспоминания» Минору Бэцуяку; «Дом где разбиваются сердца» Бернанда Шоу и «Малыш и Карлсон» по мотивам произведений Астрид Линдгрен.

Критики высоко оценили спектакль по пьесе Бернанда Шоу, поэтому именно он открыл мартовский фестиваль. Постановка оправдала наши надежды, несмотря на то, что произведение непростое. Знаете, Шоу называют вторым Чеховым, поэтому можно сказать, что «Дом, где разбиваются сердца» русская пьеса. Хотя, это фантазии на английские темы.

Спектакль нам удалось поставить при спонсорской поддержке ОАО «СУЭК-Красноярск». Благодаря помощи акционерного общества мы уже выпустили новые пьесы «Пули над Бродвеем» Вуди Аллена и «Кукла для невесты» Александра Коровкина.

Вообще, компания выступает нашим партнером с 2005 года, когда состоялось мое знакомство с предыдущим директором Александром Кузнецовым, трагически погибшим в 2008 году. Нынешний директор Андрей Федоров продолжил начинание своего предшественника. Нам выделяют средства на постановку новых спектаклей. А это очень затратное дело: декорации, костюмы и т.д.

В свою очередь мы показывали пьесы в шахтерских городах — девять раз выезжали в Назарово, Бородино и Шарыпово с бесплатными спектаклями. Но в этом году договорились, что компания своих работников будет привозить к нам в театр.

  • Можно сказать, что гастроли по краю все-таки были. А есть в планах «большие» гастроли? Допустим, по обмену театральными площадками.
  • Летом у нас запланированы обменные гастроли с Новосибирским театром «Глобус». Это первые «большие» гастроли красноярской труппы, которые не осуществлялись с 2002 года. Мы уедем в Новосибирск и будем там работать девять дней со 2 по 10 июня. А новосибирский театр покажет свои спектакли на наших подмостках с 1 по 9 июня. В наших планах провести такие же обменные гастроли с театрами Омска, Иркутска и других российских городов.

Театр без гастролей не может, он «закисает». Несмотря на то, что мы в последние годы регулярно выезжали в различные города страна на фестивали, нам все равно нужны гастроли. Надо видеть, как зритель другого города принимает спектакли. Проверить, в каком состоянии мы находимся.

  • За годы существования театра драмы на сцене шло много замечательных спектаклей: «Преступление и Наказание» по роману Федора Достоевского, «Укрощение строптивой» и «Отелло» Вильяма Шекспира, многие другие. Как вы определяете, что постановкам «пора на пенсию»?
  • Много причин. Бывает, что спектакль претерпевает немало изменений от того, что много вводов актеров. Спектакль, хоть и незаметно, теряет от этого. Ведь по задумке режиссера должны были играть совершенно другие артисты. Бывает, к спектаклю падает интерес, что видно по продажам билетов. Постановка может морально устареть и уже не вписываться в репертуар. Но это не значит, что мы со временем не вернемся к произведениям и не поставим их заново. Также порой просто изнашиваются декорации, а чтобы их заменить, нужны дополнительные затраты.

Поэтому перед началом театрального сезона всегда на худсовете обсуждаем, какой спектакль следует убрать из репертуара. Так как ежегодно мы ставим пять премьер, то просто вынуждены что-то списывать.

МНОГОЛИКИЙ ЯНУС

  • По большому счету, вы, как руководитель театра, занимаетесь поиском финансов для нужд театра?
  • Да. Когда я заступил на эту должность в 2004 году, за театром числился долг в размере 29 млн рублей. И для меня было очень важно его ликвидировать. Конечно, нам помогла администрация края, но приходилось крутиться и самому, искать спонсоров. Сейчас у театра есть хороши партнеры, наши друзья: Восточно-Сибирский банк Сбербанка России, ОАО «СУЭК-Красноярс», ОАО «Енисейское речное пароходство», ОАО «Балтика», ОАО «Енисей-Телеком» и другие компании. В год набирается пять миллионов рублей — это наш «дополнительный кошелек».

Вот уже третий год работаем с Благотворительным фондом Михаила Прохорова, который в этом году такую же сумму выделил на проведение театрального фестиваля.

  • Петр Анатольевич, а кроме такой чисто административной работы вы лично присутствуете на генеральных прогонах спектаклей перед премьерой?
  • Обязательно. В каждом театре по-разному, но у меня уже сложилась такая практика. Иногда немного смотрю какие-то репетиции, но так как первое впечатление самое важное и обычно самое верное — стараюсь присутствовать на сдаче спектакля.
  • Трудно руководить творческим коллективом, где у каждого свой мир, свои эмоции? Все прошли разные театральные школы в разных городах России. Есть и заслуженные актеры, и народные, и обладатели различных наград, и даже депутаты…
  • Конечно, сложно с творческими людьми. Самое простое — занять актеров, чтобы у них была возможность поработать с интересным режиссером и материалом. Если этого не происходит — начинается сброд-шатание. Нужно требовать, что положено, но обязательно находить компромиссы. Нельзя к коллективу подходить с какими-то силовыми методами, во избежание ситуации, произошедшей сейчас в Барнауле. Пришел новый директор, не нашел общий язык с труппой и она взбунтовалась. А проблем в коллективе всегда много. У кого-то с жильем, у кого-то что-то еще. Нужен особый подход и понимание, что у каждого свой характер.
  • Петр Анатольевич, можете сказать, чем порадуете красноярцев в следующем театральном сезоне?
  • Совсем недавно — 18 марта — состоялась премьера комедии «Плохие братишки» по пьесе Рея Куни. Так что в следующем сезоне она будет радовать красноярцев. И спектакль по пьесе Бернанда Шоу, которого мы давно не показывали в театре.

А в планах — выпустить в новом театральном сезоне «Тарюфа» Жан-Батиста Мольера. Для постановки этого спектакля к нам приезжает молодой режиссер Роман Ильин. А осенью Олег Рыбкин приступит к репетициям пьесы Алексея Горького «Васса Железнова».

«ХОЗЯИН» ТЕАТРА

  • Вы ставите спектакли по произведениям классиков, а современные драматурги такого уровня, как в свое время Александр Вампилов, сегодня есть?
  • К сожалению, нет. Сколько я не просматриваю новых авторов (братья Дуренковы, Максим Курочкин и другие), не вижу глубоких пьес. Современные драматурги описывают в основном какие-то ситуации. Мы ставим их постановки, так как это срез современности, но хотелось бы более вдумчивых произведений. А сегодня любимые темы: наркомания, проституция, гомосексуализм. Особенно западные драматурги этим грешат. Видимо, им хочется демонстрировать язвы общества. Так что найти хорошую пьесу — проблема всех современных театров.
  • Но у вас была постановка по произведению Бориса Акунина…
  • Да, но он в первую очередь писатель. Автор отлично умеет создать интригу, пишет интересно, но это не совсем то, о чем мечтают режиссеры.
  • Кроме интересных пьес, нужен хороший режиссер. А как у вас возникла идея пригласить на роль главного режиссера Олега Рыбкина? Он ставил спектакли в Москве, Новосибирске, Самаре, Томске, Омске, Софии. Каждая его постановка — это эксперимент. Сложно было подыскивать аргументы, чтобы он приехал работать в Красноярск?
  • Когда я возглавил театр и расстался с прежним режиссером, то два года подыскивал кандидатуру на вакантную должность. Приглашал разных людей и на худсовете мы обсуждали поставленные ими спектакли, смотрели, как проходит работа с коллективом. Рыбкин с труппой поставил «Таланты и поклонники» по пьесе Александра Островского. Всем понравилось, что он сделал спектакль «современным языком» и при этом сохранил все то, что было написано автором. Мы решили, что его надо пригласить. Аргументы, конечно, нашлись, и Олег Алексеевич возглавил театр.
  • А не было опасений, что зритель, больше привыкший к традиционному прочтению произведений, не примет постановки режиссера?
  • Все равно нужно экспериментировать. Мне показалось, что многих классиков сегодня следует показывать современным языком. То, что зрителю понравилось — свидетельствуют полные залы. Олег Рыбкин не переходит грань, когда на сцене какие-то скандальные моменты и от автора ничего не остается. А для самовыражения у нас есть сцена ДНК.

И СНОВА… ПРО ВЕШАЛКУ

  • Широко известна крылатая фраза Константина Станиславского о том, что театр начинается с вешалки. Это выражение в первую очередь относится к антуражу театра. Петр Анатольевич, уже много лет идут разговоры о необходимости реконструкции вашего главного здания. Наверное, основная работа сегодня у вас связана именно с этим. Как продвигаются дела?
  • Проблема капитального ремонта театра встала еще до того, как я его возглавил. Сегодня это для нас самая главная задача. Технологически театр давно устарел. Износились все помещения, перекрытия, нужна новая современная аппаратура. Зритель, который к нам приходит, должен чувствовать себя уютно. У нас должны быть хорошие гардеробные, туалеты, холлы. Наши производственные помещения разбросаны в разных зданиях, что несколько неудобно. Сейчас нам выделили деньги для проектно-сметной документации реконструкции здания, готовится рабочая документация.
  • На какой срок запланирована реконструкция драмтеатра?
  • Как подсказывает практика, еще 1,5 года будет готовиться документация, прежде чем строители приступят к работе. Думаю, что начало реконструкции — 2013 год. И продлится она как минимум три года.

От первоначального проекта, который задумывался в начале 2000-х годов, ничего не осталось. Он был очень громоздкий и дорогостоящий. Сейчас более компактный и реальный проект. У нас должно быть построено производственное здание и проведена реконструкция самого театра, а также здания по Мира, 71. На первом этапе — капитальный ремонт головного здания, чтобы театр смог быстрее заработать. Проблемой остается автопарковка. Была идея сделать ее подземной, но для этого необходим инвестор. У нас таких средств нет.

  • А когда начнется капитальный ремонт, куда переедите?
  • При встрече с министром культуры региона Геннадием Рукшей мы обсуждали эту проблему. Частично будем работать на камерной сцене — пр. Мира, 71. Также надеюсь, что коллеги пустят нас на свои площади. Будем по возможности использовать площадки ТЮЗа, ГорДК, Правобережного ДК, может еще какие-то дворцы культуры. По краю, надеюсь, сможем выезжать на гастроли. Все это еще будем решать, где можно разместить администрацию, а где актерские гримерки.
  • То, что вы будете играть на подмостках другого театра свидетельствует о том, что нет конкуренции среди красноярских театров?
  • Нет, так как они все разноплановые. Мы поддерживаем друг друга. Вообще, в Красноярске театров не хватает. На миллионный город их еще как минимум должно быть два. Один из них можно было бы разместить в активно строящемся левобережном районе «Взлётки», а второй на правом берегу Енисея.
  • И последний вопрос. Петр Анатольевич, у вашего театра есть преданные театралы, которые не пропускают ни одной постановки? Какой он — современный зритель?
  • Конечно, есть. Мы ежегодно, когда закрываем театральный сезон и вручаем приз зрительских симпатий, обязательно награждаем наших театралов. Тем, кто практически не пропускает спектакли, выдаем пригласительный билет на все постановки следующего сезона.

Что касается современного зрителя, трудно сказать, какой он. Мне кажется, что это интеллигенция — педагоги, врачи и работники культуры. Ходят и пенсионеры. От их организаций и объединений регулярно поступают заявки. Весьма отрадно, что театр посещает много молодых людей. А вообще, в зрительном зале, видимо, в силу своей эмоциональности, больше женщин. Но мы благодарны всем зрителям, за то, что они любят театр.


Сейчас на главной