Версия для печати

Табаков – великий и неужасный

 

tabak

Когда еще «кота Матроскина» увидишь?

Неудивительно, что народу на встрече с любимым артистом было много, люди сидели даже на полу перед сценой. И вот на сцене Олег Табаков, русский актер, режиссер, руководитель театров…

Перед началом диалога со зрителями он рассказал, что вся его театральная деятельность началась с роли… комара. И сразу продемонстрировал: пи-и-и-и-и. Это надо было видеть и слышать. Бурные аплодисменты последовали незамедлительно. После чего Олег Павлович сообщил, что следующей была роль собачки, а дальше «других зверюшек». Это было в самом начале творческого пути, ну а сегодня – «предложений много, из чего я заключаю, что спрос на меня достаточно велик». В общем, о чем говорили с актером красноярцы, мы вам и рассказываем.

О МУЛЬТФИЛЬМАХ И НЕ ТОЛЬКО

  • Олег Павлович, можно ли считать мультипликацию художественным явлением?
  • Знаете, мультипликация мультипликации рознь. Не следует относиться к любой мультипликации как к художественному явлению. В начале 1990-х наше телевидение по демпинговым ценам закупила кучу фильмов, но не рисованных, а компьютерных. И перед показом зрителям надо было все это как-то трансформировать и озвучить. В советские времена у нас существовал очень жесткий отбор, и мультипликацией занимались лучшие артисты: Алексей Грибов, Александр Плотников, Евгений Весник, Ростислав Плятт, Сергей Цейц, Анастасия Зуева. Новоявленные капиталисты поняли, что такого уровня интерпретаторов они не закупят. Поэтому решили действовать по русскому классику Александру Грибоедову: числом поболе, ценою подешевле. С этого и началось ухудшение положения нашей мультипликации. И могу засвидетельствовать, что сейчас дела идут неважно. Искусство – это не ЧТО, а КАК, и оно чаще получается с изъянами, умаляя актерское ремесло. То есть, люди, произнося текст вслух, думают, что участвуют в акте искусства. А это далеко не так… И теперь печалюсь вам… Увы! Нет у меня конструктивных идей, как выходить из этой ситуации.
  • Но ведь постепенно что-то меняется?
  • Да, что-то делается… Сериалы иногда выходят хорошие по произведениям Льва Толстого, Антона Чехова, Александра Солженицына. Но в общем – надежды юношей питают. «Жаль только, что в ту пору прекрасную…». Помните, да?
  • На ваш взгляд, что нужно иметь настоящему артисту?
  • Талант, несомненно. Здоровье. Ответственность. И склонность к труду.
  • Среди ваших учеников такие люди есть?
  • Вот вопрос. Знаете, меня жизнь до отчаяния довела после трагической кончины Олега Ефремова. Мне пришлось заниматься делами Московского художественного академического театра (МХАТ), и я 9 лет уже не преподаю. Но тут решил, что надо снова заняться этим делом. Удалось построить школу в столице, в которой учиться будут окончившие 9-й класс дети. Это, как говорили у нас в Саратове, попросту ремесленное училище. Как аналог Центральной музыкальной школы, Вагановского училища. То есть – желание помочь одаренным молодым людям пройти профессиональный отбор пораньше, еще до окончания среднего образования.
  • Похоже, это на ту студию, с которой начиналась «Табакерка»?
  • tabbakНепохоже, конечно. Она начиналась мной с Костей Райкиным, Авангардом Леонтьевым, Валерой Фокиным и другими. Все были молодыми. Я тогда был директором «Современника», и мы прослушали 3,5 тысячи московских детей в возрасте 14-15 лет. Отобрали 49, из которых составили студию по типу драмкружка. В нее потом вошло еще несколько человек со всей страны. Так все начиналось. Например, Елена Майорова (снималась в кинофильмах «Вам и не снилось», «Один и без оружия», «Мелкий бес» и еще 28 картинах) была дочерью резчицы рыбы (и приносила мне ее), а Сергей Газаров (снимался в кинолентах «Незваный друг», «Катала», «Макаров», «Лимита», «12» и еще в 51 фильме), можно сказать, спустился с Кавказских гор. После первого курса отсеялось восемь человек, после второго – четверо. Зато переманил одного мальчика из Щукинского училища, это теперь известный Андрей Смоляков (играл в кинофильмах «Камера обскура», «Ревизор», «Матросская тишина», всего снялся в более 60 картинах). Но это другая история. В этот раз все задумывается для ранней самореализации таланта.
  • И что, в 16 лет они могут выйти на сцену МХАТа?
  • Как говорят, а почему бы и нет? Если есть драматургические способности. Кстати, известный ныне актер Сергей Безруков начал играть в 19 лет, а Женя Миронов в 20. Но тут все индивидуально. В новой театральной школе-училище сейчас получается примерно 5 человек на место. Много сложностей, как все сорганизовать. Но это будет пансион.
  • Вы же еще руководите театром…
  • (Явно веселясь) Я, вообще-то, двумя театрами руковожу.

СКОРО УВИДИМ

  • Тогда расскажите о проблемах и творческих планах.
  • Проблем никаких! (смех и оживление уже в зале, аплодисменты). Да, нет! Просто, мои коллеги всегда начинают плакать, воздевать руки. Не мужское это занятие. У меня тут статистика есть. «Табакерка» заполняется зрителями на 100 процентов, МХАТ – на 98,8. Хотя, когда меня в 2000 году назначали руководить Художественным театром, он заполнялся на 40-42 процента.

А что касается планов… Ближайшие работы во МХАТе – это «Крейцерова соната» Льва Толстого и «Метель» Александра Пушкина. Но в совершенно невообразимой обработке. Потом, может быть, «Поручик Киже» Юрия Тынянова, «Трёхгрошовая опера» Бертольда Брехта и какую-нибудь пьесу Антона Чехова. По всей вероятности, будем ставить «Дети Солнца» Максима Горького и «Царь Федор Иоаннович» Алексея Толстого. Это я про большую сцену, но есть еще малая и новая. Девять лет назад один богатый человек мне подарил миллион долларов. Как потратить эту сумму родственники со стороны жены предлагали различные варианты (смех в зале), но я решил построить сцену, и теперь во МХАТе их три.

Есть мечты – построить филиал. Для чего? Надо успеть за два ближайших года (пока, действует мой контракт) «поставить на ноги» молодое поколение. Предпосылки есть. В общем, надо работать.

Дальше, Табаков порассуждал о Суслове, с которым он встречался, когда хотели разогнать его первую студию и высокопоставленный чиновник дал понять, что «все могу, но в дела Москвы невмешиваюсь». Говорил о своей полноте и добавил, что «хотя человек и пухло-добродушный, но увольняю – о-го-го! А ведь у многих были проблемы, внутреннего распорядка. Увольнялись, правда, все «жалостливо», и с выходным пособием». Вспомнил, как два года был «невыездным».

  • Олег Павлович, а что вы планируете поставить в «Табакерке»?
  • В «Табакерке» предполагаю поставить «Старший сын» Александра Вампилова, «Голый король» Евгения Шварца, «Женитьбу» Николая Гоголя. Ну, и… «Женитьбу Фигаро» по пьесе Бомарше на либретто Лоренцо да Понте. Сам буду, естественно, играть графа, жена графину (смех в зале), а Фигаро сыграет Сережка Безруков.
  • Вы один из тех руководителей, которые мало ставят в театре пьесы современных авторов…
  • Вот, когда будут молодые талантливые пьесы – тогда и будем ставить. Их, как-то неурожай. Вы знаете, у нас с зерном урожай, а не с пьесами (смех в зале). Хотя, я и читаю, и пытаюсь рекрутировать в дело нескольких авторов: Алексея Иванова, Захара Прилепина… Наверное, как раз инсценировка его повести (вместе с Кириллом Серебренниковым) «Санька» и будет первой работой курса школы-студии МХАТа.

Время поджимало. Олег Табаков успел ответить на несколько записок.

  • Как вы относитесь к компромиссам?
  • С пониманием.
  • Приходилось ли вам предавать?
  • Вот от чего бог миловал… Не вышло, как-то (аплодисменты). Хотя, лет в 32-33 мне как-то намекнули, что у Олега Ефремова «бо-о-льшие проблемы с «этим делом», и пора бы уж на его место искать замещение. Но я не согласился.
  • На что вы готовы ради достижения цели?
  • Готов многое сделать, чтобы открыть школу для особо одаренных детей России.
  • Какое из сыгранных произведений запомнилось вам больше всего?
  • Должен сказать, что как-то неловко говорить про произведение «сыгранное». А про роли… Их можно поделить на те, которые принесли больше дохода, либо на те, за которые «звездочку» дали. Но вот, у меня 4 детей и 5 внуков. И люблю я их всех, но особенно младших.
  • Вы прожили немалую жизнь…
  • Согласен! (смех в зале).
  • Наверное, много где бывали. Но все же – у вас есть мечта?
  • Мечта у меня была раньше, когда папа пришел с войны, а у него была другая семья. И когда мы садились ужинать, то за столом были только я, мама и моя сводная сестра. И мне это очень не нравилось. Потому что у сверстников всегда за столом сидели по 7-10 человек. И я думал: вот, вырасту, столько детей «настругаю»… (смех в зале). Увы! Моя первая жена, родив двух, как-то затормозила этот процесс, но я не отчаялся и… женился вновь.<
  • Как вы относитесь к авангардному театру? Перспективно ли оно в наше время?
  • Отношусь спокойно. И в наше и не в наше. Театр должен давать зрителю возможность сравнить свой жизненный и эмоциональный опыт с таким же у театра. Вообще же, если такой театр талантлив, то я его стараюсь сразу «прикарманить», заставить работать не только авангардно, но и серьезно.

НЕМНОГО О СЕБЕ

  • tabakovГде-то прочитал такое высказывание: «У них Николсон, а у нас Табаков». Что вы по этому поводу думаете?
  • Ну, вы льстецы! Ничего я не думаю. Хотя, когда мы вывозили в Америку спектакль «Обломовым» по произведению Ивана Гончарова, то Николсон угощал нас по полной – от ночных развлечений до наркотиков. Но! С наркотиками не получилось. Генетика, видать, не та…

И Табаков поведал прямо-таки анекдотическую историю об американском телохранителе, о совместных поездках и как его после употребления травки, вместо «закусона» «полоскало ого-го».

  • В той поездке встречались еще с двумя добрыми такими… Аль Пачино и Харви Кейтель. Причем, все выпускники студии Ли Страсберга (где преподают по «системе Станиславского»). Николсон же – просто замечательный актер.
  • Олег Павлович, а хорошо ли вы учились в школе?
  • Вот тут особо хвастать нечем. До 8-го класса был отличником, а потом… Моим классным руководителем была мама народной артистки Лидии Толмачевой. Она преподавала физику и, поняв все обо мне, махнула на это рукой – даже при наличии всех двоек она выставляла мне в аттестат три балла. Вообще, учителя щадили меня. Про детство рассказать? Оно у меня счастливым было до воскресенья 22 июня 1941  года. Ведь я был единственным ребенком в семье русских интеллигентов первого поколения. А потом счастливое детство прервалось и началась жизнь, которой жила вся моя страна. Бомбежки, голод. Однажды я украл из духовки сухарик, который принесла из школы сестра… Моя мама была майором, служила завотделением на озере Эльтон в эвакогоспитале 4157, и там я впервые начал выступать перед ранеными. Сначала стихи читал, все что знал. Я тогда был во 2-м классе. А потом меня попросили спеть. Я никогда не пел. Но спел про Сталина: «В полевом боевом лазарете… (некоторые в зале подхватывают)… умирает от раны герой».

Эх! Еще бы немного времени. Но Табаков привык уважать и других. Начались объявления о следующих выступлениях. Олег Павлович встал и хотел уйти, да куда там! Его окружило плотное кольцо тех, кто хотел его о чем-то спросить, взять автограф. Его не отпускали со сцены еще минут 15, а потом он так и пошел к выходу в окружении почитателей. Вечером у него был концерт, где в сопровождении Российского национального симфонического оркестра под управлением Михаила Плетнева он исполнял сказку «Петя и волк».

Хорошее все-таки дело, книжная ярмарка. Хотя бы ради такого общения ее стоило проводить. Организаторы и Фонд Михаила Прохорова обещают, что следующий раз будет еще интересней и масштабнее. Интересно, кого они пригласят на следующий год? Ждем-с!

Все записал Сергей ШЕРЕМЕТОВ


Сейчас на главной