Версия для печати

Судьба PR в СФУ: Что ждёт студентов-пиарщиков?

  • Юрий Викторович, а как долго существует кафедра социологии и общественных связей в бывшем Красноярском государственном университете, вошедшем в состав Сибирского федерального университета (СФУ)? Каковы перспективы ее развития на ближайшее время?

  • Что касается истории, то межфакультетская кафедра социологии образована в 1991 году, с 1999 года она вошла в состав психолого-педагогического факультета в качестве базовой кафедры специальности «Связи с общественностью». В 2004 году здесь была открыта специальность «Социология» и создано отделение социологии и общественных связей. Сейчас на отделении обучается более 200 студентов. Наши выпускники работают в PR-службах государственных и коммерческих предприятий. Что касается перспектив развития в будущем, то они весьма туманны.

  • Поясните, почему? Ведь в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в эту сферу вкладывают большие деньги. Я не говорю уже о национальном университете, создаваемом в Красноярске.

  • План реконструкции нового «супервуза» до сих пор не утвержден и совершенно не ясно, что будет через год с психолого-педагогическим факультетом, и в каком из подразделений СФУ окажется кафедра со своими социологами и пиарщиками.

В то время как с естественно-научными и техническими специальностями руководство в основном определилось, гуманитарная составляющая Сибирского федерального университета как бы «провисла». Если не считать конкурсных заявок юристов и экономистов, которых можно назвать гуманитариями с большой натяжкой, практически все представленные на конкурс проекты гуманитарных подразделений были отклонены. Победителями стали естественнонаучные и технические проекты.

  • По каким причинам у руководства нового вуза сформировалось подобное отношение к гуманитарным специальностям?

  • Кажется, «архитекторы слияния» исходят из того, что польза от гуманитарного образования довольно сомнительна, а вред весьма возможен. Поэтому этим направлением занимаются в последнюю очередь — по остаточному принципу. Между тем, именно гуманитарные технологии: технологии влияния на общественное мнение, технологии формирования социальных качеств, технологии воспитания и обучения — и только они могут обеспечить прирост «человеческого капитала». По мнению ученых, наиболее ценного ресурса современного общества. Правда, экономического эффекта от вложений в гуманитарное образование приходится ждать десятки лет, в отличие от вложений в технические или геолого-разведочные специальности.

Кстати, PR-обеспечение проекта СФУ тоже пробуксовывает. Имидж нового супервуза не был заранее продуман. До слияния мы имели четыре устоявшихся самодостаточных бренда, занимавших на рынке образовательных услуг разные сегменты: Красноярский государственный университет; Красноярский государственный университет цветных металлов и золота, Красноярский государственный технический университет и Красноярскую государственную академию строительства и архитектуры. А как будет реагировать потребитель на новый «бренд-коктейль» — неизвестно. После слияния абитуриентам и студентам стали не понятны новые правила игры. Им не понятно, чему и как их будут учить. Пролетарии же образовательных услуг — преподаватели  пока реагируют на новый «коктейль» весьма скептически.

  • В рамках деятельности нового университета предполагается, что больше времени будет уделено научной деятельности, а не чтению лекций. Действительно ли это так? На ваш взгляд, какие моменты в работе хотелось бы изменить?

  • Пока это только разговоры. Финансирование науки до сих пор не началось, а учебные планы верстаются по старым образцам. Аудиторную нагрузку преподавателям никто не уменьшал. Штат кафедры социологии, например, физически не в состоянии разместиться на своих 12 метрах: 1,5 доцента на одно посадочное место. И это не говоря уже о соцлаборатории, инженерных работниках и оборудовании. Вследствие технической неоснащенности мы не можем в достаточной мере использовать современные технологии сбора и обработки информации, поэтому многие исследования студентов остаются на уровне любительских проектов. Ни новых площадей, ни ставок, ни аппаратуры в ближайшее время не ожидается.

  • Та ситуация, в которой сейчас находится СФУ, все-таки к чему-то приведет? Как вы думаете, это шаг к развитию или стагнации?

Лично я вижу мало поводов для оптимизма. Но, согласно теории, в любой кризисной ситуации, кроме возрастающих рисков и трудноразрешимых проблем, всегда открываются новые возможности для инновационных прорывов. В общем, хочется надеяться на лучшее.

Беседовала Евгения ШУМОВА

Досье:

ГРИЦКОВ Юрий Викторович — профессор, доктор философских наук, заместитель декана психолого-педагогического факультета Института естественных и гуманитарных наук Сибирского федерального университета.

Родился в 1950 г. в Красноярске.

В 1975 г. окончил Уральский государственный университет (г. Свердловск), философский факультет.

С 1975 по 1996 гг. работал в аграрной академии г. Красноярска.

В 1977 г. поступил в аспирантуру на философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова (г. Москва), которую окончил в 1980 г.

В 1982 г. защитил кандидатскую диссертацию «Методологические проблемы общей теории систем».

В 1995 г. поступил на работу в Красноярский государственный университет, на кафедру социологии.

В 2006 г. защитил докторскую диссертацию «Феномен страдания и способы его преодоления в культуре».

В связи с объединением вузов с 2007 г. работает в Сибирском федеральном университете.

Преподает историю и теорию социологии, социологию девиантного поведения, логику и теорию аргументации, религиоведение, а также PR в религиях мира. Мечтает об исправлении гендерного перекоса на отделении социологии и связей с общественностью.

Женат, воспитывает дочь.

Хобби: чтение различной литературы. Питает слабость к коллективному бессознательному.



Сейчас на главной