СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ: ИННОВАЦИИ ПЛЮС ПОТЕНЦИАЛ

·        Владимир Петрович, довольны ли вы результатами 2006 года? Можете назвать самые значимые для альянса события в уходящем году?

·        Если говорить языком цифр, то за девять месяцев 2006 года (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), мы добились увеличения роста перевозок на пять процентов. Маршрутная сеть представлена нами более чем 70-ю городами России, ближнего и дальнего зарубежья. В целом, год для нас был успешным.

AirUnion единая коммерческая структура, которая занимается управлением ресурсов всех пяти авиакомпаний. Альянс и создан для того, чтобы дать возможность авиаперевозчикам стать более эффективными, и мы продолжаем работать в этом направлении.

А самым значимым событием уходящего года можно назвать то, что свою маршрутную сеть мы привели в соответствие с планом развития альянса. Какие-то рейсы в аэропорту «Емельяново» отменили, добавив их в аэропорту «Домодедово», а какие-то маршруты перебросили в другие аэропорты. Может быть, от этого показатели авиакомпании «Домодедовских авиалинии» стали похуже, чем показатели «КрайсЭйр», но в целом AiRUnion только выиграл. Так как увеличилась доходность коммерческой составляющей и уменьшилась расходная часть.

Я хотел бы подчеркнуть, что та эффективность, которую мы закладываем в объединение, по-настоящему даст результат через год-два. Мы увеличим доходность на десятки процентов, но это будет возможно после подписания указа о создании единого юридического адреса в лице AiRUnion.

·        А не могли бы вы рассказать об основных трудностях, с которыми пришлось столкнуться?

·        Они одни – трудности управления альянсом. Их нельзя назвать критическими, но они есть. Пока AiRUnion управляет ресурсами пяти отдельных авиакомпаний, а управлять альянсом будет намного проще после создания единого юридического лица.

·        А что представляет собой современная система управления доходами? Что принципиально новое она способна дать AiRUnion и их пассажирам?

·        Альянс сейчас только приступил к внедрению системы по управлению доходом. Мы прекрасно понимаем, что правильно ими управлять должен не человек, а программа. Она должна принимать входящие условия, думать и выдавать наиболее приемлемый вариант. Образно говоря, подсчитав все затраты перевозчика, программа точно скажет специалисту авиакомпании, что, как и по какой цене нужно грузить. Но в настоящее время процесс автоматизации только начат в компании, и о результатах можно будет говорить не раньше, чем через полгода.

·        Владимир Петрович, на ваш взгляд, как будет развиваться рынок грузовых авиаперевозок в будущем? Какие факторы определят развитие этого рынка в альянсе?

·        AiRUnion не имеет стратегического плана по развитию грузовых перевозок. Сейчас на качественном уровне невозможно заниматься и грузовыми, и пассажирскими перевозками. Следить за обновлением парка, проводить реновацию, внедрять новые технологии, и прочее. Мы транспортируем грузы только наших авиапассажиров. Грузовыми перевозками занимается наш партнер – группа авиакомпаний «Волга-Днепр».

Альянс с ними реализует проект строительства международного транспортного хаба в Красноярске. Только в текущем году объемы перевозок этой компании в «Емельяново» выросли почти на 40 процентов, и это устойчивая тенденция. Со временем наш авиационный хаб станет одним из крупнейших международных транспортных узлов на востоке России, если мы сможем гарантировать крупным авиаперевозчикам, что они получат весь набор современных услуг по обслуживанию пассажирских самолетов и перевалки транзитных грузов.

В настоящее время совместно с Министерством экономического развития и торговли РФ принято решение по разработке мер дальнейшего развития главного аэропорта Красноярского края.

·        Предполагает ли политика AiRUnion развивать малую авиацию, продвигая рейсы местного значения в регионах?

·        Малая авиация – важная и непростая тема. Она не может существовать без поддержки государства, что отмечено Минтрансом России в стратегии развития аэропортов.

Сейчас вся наша деятельность направлена на развитие крупного авиаперевозчика, который создаст сеть средней и дальней магистрали. А развитие малой авиации – второй этап. Мы должны будем предоставить всем местным авиалиниям возможность подвоза авиапассажиров ко всем федеральным рейсам в международном хабе «Емельяново».

·        В Министерстве транспорта России разрабатывается стратегия развития транспортных мультимодальных хабов федерально-регионального значения. А в чем особенность международного хаба в Красноярске?

·        Пока Москва, как была, так и остается основным хабом в стране. Региональное развитие аэропортов очень слабое, и Министерство транспорта РФ с этим согласно. Поэтому новая программа развития гражданской авиации страны предусматривает строительство и модернизацию шести аэропортов федерально-международного значения. Тогда можно будет связать один из них с региональными аэропортами по всей стране, вокруг которых завяжется инфраструктура региона. Сейчас проблема – трудно связать региональные аэропорты друг с другом и местными авиалиниями, так как нет самолетов для таких перевозок.

Директор Департамента структурного реформирования Министерства транспорта РФ Александр Тихонов сообщил, что в концепции транспортной стратегии России аэропорт «Емельяново» под Красноярском обозначен одним из федеральных международных хабов. Мы его создаем, чтобы соединить Дальний Восток, Юго-Восточную Азию, Америку с югом и западом России.

·        Владимир Петрович, а какие решения по развитию главного аэропорта Красноярского края планируются совместно с Министерством экономического развития и торговли России?

·        Сразу хотел бы отметить, что в январе 2007 года будет принято решение о разделении аэропортов и авиакомпаний. По всей стране аэропорты, их инфраструктура будут приватизированы. Это касается и аэропорта «Емельяново».

Что касается Министерства экономического развития и торговли РФ, то здесь дела обстоят следующим образом. Сейчас мы подготавливаем документы для заявки в Инвестиционный фонд России по выделению средств на развитие международного хаба «Емельяново». Разрабатываем экономическое обоснование, готовим проектную документацию, проводим другие работы. Надеемся, что в январе-феврале следующего года мы сформируем техническое задание. Тогда в июле 2007 года будет готово технико-экономическое обоснование и можно подать заявку в Минэкономразвития по использованию средств Инвестфонда. В случае положительного принятия решения, Красноярский край получит масштабный проект частно-государственного партнерства по созданию крупного международного федерального трансфертного мультимодального узла.

·        Если все сложится и мультимодальный хаб получит инвестиции на свое развитие, то сколько лет потребуется на его реализацию?

·        Если все получится, то с 2008 года начнется реализация данного проекта. Ориентировочно, через шесть-семь лет мы получим в Красноярске крупный современный транспортный узел. Поэтому очень серьезно подошли к оформлению заявки в Минэкономразвития РФ, в которой указываем не только обоснование инвестиций, но и обоснование бизнеса. Мне кажется, что мы сможем доказать, что проект имеет право на существование.

А результатом реализации мультимодального узла станет то, что к 2010 году пассажиропоток в аэропорту «Емельяново» вырастет более чем в шесть раз – до десяти миллионов человек.

·        В прошлом году на реконструкцию взлетно-посадочной полосы аэропорта «Емельяново» в бюджете края было заложено 160 миллионов рублей, а требовалось 260. При строительстве хаба на аэропортную инфраструктуру в соответствие с международными стандартами потребуются колоссальные средства. Если речь идет о частно-государственном партнерстве, кто еще кроме AiRUnion может выступить инвестором?

·        Сейчас об этом еще рано говорить, так как сначала нужно вывести аэропорт из состава авиакомпании. В этом направлении нам предстоит еще очень много поработать. Кто будет участвовать в проекте кроме нашей компании и государства – станет ясно к середине 2007 года.

·        Владимир Петрович, а предполагается ли строительство скоростной электрички между аэропортом «Емельяново» и Красноярском? Или хаб будет связан с краевым центром только автотранспортом?

·        Интересный вопрос. Я совершенно недавно был за границей в германском аэропорту Франфуркта-на-Майне. Это один из самых крупных международных хабов, через который проходят сотни самых разных авиационных схем. Так вот, пять лет назад здесь был реализован интересный проект: железнодорожный узел из черты города перенесли ближе к хабу. Теперь авиа- и железнодорожные перевозчики нашли нового пассажира. С Франфурктом аэропорт связан скоростной электричкой, движущейся со скоростью в 300 км в час.

Но подобное строительство в Красноярске пока рассматривается только теоретически. Мы не можем этим заниматься – не наш бизнес. Это в компетенции железной дороги, хотя AiRUnionможет предложить ОАО «РЖД» проложить железнодорожную ветку для скоростного поезда в рамках реализации проекта мультимодального хаба. Примут ли они в этом участие, вопрос открытый. Но в перспективе я не исключаю такую возможность.

·        Давайте затронем тему Интернета. В последнее время многие авиакомпании России говорят о введении у себя технологии электронного билета. Насколько перспективным является внедрение системы автоматизированного бронирования и продаж, включая интерлайновых партнеров IATA BSP, для компании AiRUnion, и в частности, в Красноярске?

·        Наши специалисты готовятся к тому, чтобы появился электронный билет. В настоящее время этому мешает законодательство, но в ближайшее время оно будет приводиться в соответствии с международными требованиями и бланк авиабилета перестанет быть единственным договором между пассажиром и перевозчиком. Мы не должны отставать от того, что делается в мире. Не то сотрудничество с международными компаниями не получится.

Например, сейчас мы не можем заключить интерлайн-соглашение с британской авиакомпанией British Airways, потому что у них принято продавать электронные билеты. А мы не можем продавать билеты на рейс Красноярск-Москва-Лондон, потому что у British Airways нет бланков билетов. Наши системы не стыкуются.

Но уже сейчас в AiRUnion начался переходный этап, когда через Интернет на сайте авиакомпании можно забронировать билет на любой из наших рейсов, оплатив его карточкой. И это дешевле, так как не предполагает комиссионных выплат агентству продаж авиабилетов. А затем, согласно нашего законодательства, пассажир может получить бланк билета в любой авиакассе города или непосредственно в аэропорту. Хотел бы сказать, что наш человек без билета чувствует себя пока неуверенно.

·        Сейчас красноярская компания «КрасЭйр» осуществляет регулярные рейсы в Китай, планирует полеты в Индию, а какие новые зарубежные рейсы предполагаются в ближайшее время?

·        В ближайшее время мы не будем открывать новые рейсы зарубеж. Это не касается чартерных программ. Заказчики меняются, страны меняются, но чартерное направление все равно остается.

Но вот весной 2007 года мы планируем открыть два новых регулярных рейса: Красноярск-Москва-Вена, и Красноярск-Москва-Афины.

·        Каковы результаты визита делегации Austrian Airlines Grup в Москве относительно подписания соглашения о сотрудничестве с авиакомпанией AiRUnion?

·        11 декабря 2006 года в Москве состоялась пресс-конференция, по поводу официального подписания соглашения о сотрудничестве между австрийской авиакомпанией AustrianAirlines Grup и российским альянсом AiRUnion.

Но в ближайшие месяцы нам предстоит решить главную проблему – перевод Austrian Airlines GrupAiRunion начнет реализацию всей нашей маршрутной сети. из аэропорта «Шереметьево» в аэропорт «Домодедово». Это произойдет не раньше февраля 2007 года, и тогда

·        Владимир Петрович, а с какими иностранными компаниями вы ведете переговоры о сотрудничестве?

·        Я понимаю, о чем вы хотите спросить. Что касается развития сценария, связанного с авиакомпанией Malev, сегодня мы на стадии завершения сделки. Работа не останавливается, она движется, но там свои трудности. Мы подписали договор купли-продажи 99,95 процентов акций Malev в конце февраля текущего года. Договор оценен в 160 миллионов долларов США и к концу марта сделка должна быть завершена. Там есть и другие обязательства по погашению всех долгов авиакомпании и реализации инвестиционной программы ее развития. Но это все равно выгодный договор для российского альянса, который выходит на международный рынок авиаперевозок. MalevMalev находится в другом государстве и останется национальным перевозчиком Венгрии. дает возможность России дополнительные 45 авианаправлений, но речи о слиянии компаний не идет. Это будет отдельная структура.

·        В рамках Сибирского авиационно-космического салона (САКС-2006), прошедшего в Красноярске в декабре 2006 года, компания «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) и альянс AiRUnion подписали контракт на поставку российских региональных самолетов Sukhoi Superjet-100. Не могли бы вы рассказать об этом договоре?

·        Контракт подписан на сумму более 400 миллионов долларов и предусматривает приобретение 15 самолетов в базовой 95-местной конфигурации и опцион еще на 15 самолетов данного типа.

Первые 15 воздушных судов будут поставлены авиакомпании в конце 2008, начале 2009 годов. Оставшиеся 15 самолетов ГСС на 75 мест будет делать специально для нас. Эти самолеты «Sukhoi Superjet-100» отвечают всем современным и перспективным требованиям к надежности, безопасности и операционной экономике. Они сопоставимы с магистральными самолетами, а по техническим характеристикам не уступают своим аналогам западного производства. Кстати, самолеты будут сертифицированы не только в России, но и зарубежом.

«Superjet-100» идеально вписывается в маршрутную сеть, которой располагает AiRUnion, а главное – договор предусматривает послепродажную поддержку комплектующих данных самолетов.

·        Если вспомнить, что на «САКС-2006» приезжали представители департаментов Министерства транспорта России, Госдумы, то можно предположить, что он теперь находится в зоне особого внимания федералов. Какой эффект вы ожидали получить от проведения этого Салона?

·        Я бы хотел сказать, что мы как организаторы и инициаторы Салона в этом году понимали, что он без выставки в аэропорту, так или иначе, проводится в другом формате. Конечно, выставочная часть была представлена на «САКСе-2006», например, очень интересная экспозиция НПО ПМ им. Решетнева, продемонстрировавшего космические спутники последнего поколения. Но мы ушли от надуманного показа авиатехники, тем более, что принципиально новой техники пока нет.

Между тем, этот год исключительный, потому что впервые провели конференцию «Развитие авиатранспортной инфраструктуры российских регионов», и ряд круглых столов по этой теме. В пленарном заседании принимали участие серьезные люди из федеральных структур, которые руководят российской авиацией. Нам очень важно, что они сюда приехали, что многие руководители сибирских авиакомпаний имели реальную возможность с ними пообщаться.

Не секрет, что ежегодно тарифы на авиаперевозки возрастают, и несмотря на государственные дотации авиакомпании не могут покрыть все свои затраты, многие из них закрываются. Только в 2005 году в стране стало на десять аэропортов меньше. И причина чаще всего одна – старение авиапарка малой авиации. В стране остро ощущается дефицит легких самолетов, из 100 разработанных отечественными конструкторами проектов воздушных судов и вертолетов сертификацию и лицензирование прошли только несколько. А еще нужно время на их строительство.

Сейчас в министерстве разрабатывается концепция модернизации транспорта России. Например, предусмотрены дополнительные меры господдержки приобретения небольших судов через лизинг. Предполагается, что федерацией будет субсидироваться до 25 процентов от стоимости самолета, предусмотрена господдержка при кредитовании авиакомпаний.

На нашей конференции с докладом о развитии инфраструктуры малой авиации выступил руководитель ФАВТ Министерства транспорта РФ Александр Юрчик. Он отметил, что авиация в стране продолжает возрождаться. Если в 2005 году рост авиаперевозок составлял 3,5 процентов, то в 2006 году по итогам девяти месяцев уже достиг девяти процентов.

Он сообщил, что местные аэропорты малой авиации имеют износ зданий 20-35 процентов, а инфраструктуры и взлетных полос до 75 процентов. Но правительство намерено в 18 регионах страны развивать малую авиацию, осуществлять господдержку, чтобы авиакомпании смогли приобретать новые суда. Сейчас разрабатывается целевая программа, нормативно-правовая база для небольших аэропортов, рассматривается программа конструирования судов на 15-19 человек 8600 кг взлетной массы.

Вопросов очень много и мы довольны, что конференция получилась, что прошли круглые столы, где наши коллеги смогли пообщаться с приглашенными лицами.

·        Владимир Петрович, и последний вопрос, на IV Красноярском экономическом форуме вы проводили очередную презентацию строительства мультимодального хаба. Насколько эта презентация отличалась от той, что проходила на Красноярском авиасалоне. Что для вас значит Салон?

·        На форуме мы презентовали хаб для рассмотрения в дальнейшем нашей заявки в МЭРТ по использованию средств Инвестфонда РФ. Салон, это несколько другое. Хотел бы подчеркнуть, что мы не рассматриваем его проведение для увеличения продаж авиабилетов. На нем мы презентуем нашу деятельность, продвигаем себя на авиарынке. И теперь намерены регулярно проводить отраслевую конференцию, на которой будем обсуждать свои проблемы с коллегами. Надеюсь, что год от года она станет более серьезнее и представительнее. Для нас конференция – самый главный итог этого «САКС-2006». В 2008 году этот Салон будет значительно мощнее, обязательно покажем новую авиатехнику, в частности «Superjet-100». А что касается конференции, которую мы будем проводить – она будет организована еще на более высоком уровне. «САКС-2008» будет отличаться именно этим.

Беседовала Марьяна ДОЛГОПОЛОВА