Версия для печати

Проблемы в образовании есть, но мы знаем, как их решать

Миновал первый месяц 2011-2012 учебного года. Ученики и учителя вошли в привычный ритм, хотя для многих это было нелегко. В большинстве школ Красноярского края произошли коренные изменения в системе оценки работы учителей и оплаты их труда. Ученики осваивают новые образовательные стандарты.

Краевой парламент — вполне «взрослый» орган власти, но, может быть, именно поэтому школьные проблемы — предмет главной заботы постоянного комитета по образованию, науке и культуре Законодательного Собрания Красноярского края. В День учителя председатель комитета Василий Нечаев рассказал ИА «Пресс-Лайн» о новинках, с которыми столкнулись и которые осваивают в новом учебном году ученики и учителя.

— Василий Семенович, как школы края подготовились к 2011-2012 учебному году? Чем Вы, как руководитель профильного комитета в Законодательном Собрании, смогли им помочь?

— Этим летом с задачей подготовки к новому учебному году мы справились неплохо. На сегодняшний день все школы в Красноярском крае (около 1300) приняты Роспотребнадзором, все они сегодня работают. То есть, задачи, которые были поставлены образовательным учреждениям в плане инфраструктурной подготовки, на сегодня решены. Безусловно, это огромный труд и самих родителей, и преподавателей.

Если говорить об обеспеченности учебной литературой и пособиями, то надо признать, что сегодня много вопросов возникает по школьным учебникам. Кажется, и министерство работает, и мы стараемся, есть фонд учебной литературы, но все равно появляются недовольные родители, которые говорят: «У нас не хватает учебников».

Причину я вижу в слабой работе руководителей образовательных учреждений. Запас в школьной библиотеке должен обеспечивать директор школы. Не надо лениться, надо выбрать и привезти. Учебной литературы в Красноярском крае достаточно. Просто иногда на покупку учебников не хватает средств в местных бюджетах. Но мы помогаем средствами из краевого бюджета. И министерство, и Законодательное Собрание контролируют сегодня процесс подготовки и работы школ.

— Какая работа была проведена по модернизации региональных систем образования в Красноярском крае?

— Благодаря федеральной программе модернизации образования и нашей региональной программе «Дети» проведено обновление школьного оборудования. Это особенно важно в момент, когда начальная школа переходит на новые стандарты образования. В соответствии с федеральным перечнем мы обеспечили школьным оборудованием, начиная от ручки и заканчивая компьютером для первоклассника, практически полностью весь край.

Мы проводим переподготовку учительского состава на базе нашего института дополнительного образования и повышения квалификации КГПУ, третий год ведем эксперимент по переходу на новую систему оплаты труда педагогов. Сначала мы работали выборочно со школами, которые были к этому нововведению максимально готовы. Думаю, что сейчас учителя уже понимают, что стимулирующие выплаты — это хорошо. Уже к лету этого года 40% краевых школ перешли на новую систему оплаты труда. А в преддверии нового учебного года, так как фонд заработной платы учителей был увеличен на 30%, на новую систему оплаты труда были переведены все школы края.

В краевой бюджет на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов внесены изменения в части увеличения расходов на оплату труда учителей на 30 процентов по отношению к 1 января 2011. На заработную плату учителей дополнительно выделено 544,5 млн рублей. Также данное увеличение будет предусмотрено на 2012-2013 годы. С 1 сентября 2011 года расходы краевого бюджета на заработную плату учителей увеличены на 23,5 процента. Учитывая прошедшее с 1 апреля 2011 года повышение заработной платы бюджетникам на 6,5 процента, среднее годовое повышение фонда оплаты труда составляет 30 процентов.

— В связи с переходом на новую систему оплаты труда какие-то трудности все-таки возникают?

— Трудности в голове у педагогов возникают. Это человеческий фактор, тот самый консерватизм. Педагогические коллективы в основном все-таки возрастные, молодежь мало идет работать в школу. Хотя молодые легче воспринимают реформы, идут на эксперименты, готовы к большему риску.

Наша главная задача — не просто увеличить заработную плату конкретному учителю, а повысить качество обучения ребенка. Должны работать критерии оценок учительской работы в каждой школе: по уровню подготовки выпускников, по результатам ЕГЭ, по успешности классного руководства. Качество обучения, здоровье ребенка, его сопровождение — все это должно быть в критериях, согласно которым учитель может получать повышенную заработную плату. На эту реформу из краевого бюджета в 2011 году мы выделили более 560 миллионов рублей, на будущий год планируем выделить 1 миллиард 600 миллионов рублей.

В начале 2011 года председатель краевого правительства Эдхам Шукриевич Акбулатов поставил задачу в течение трех лет довести зарплату педагогов до среднекраевого уровня. Я надеюсь, что нам удастся это сделать и раньше: все-таки от 17 тысяч до 23 тысяч рублей разрыв не такой уж большой. Учителя еще с 1990-х годов требуют приравнять их заработную плату к средней по стране. Сегодня на это пошли, и я абсолютно уверен, что эта задача будет выполнена. Но и качество образования должно вырасти!

— Сегодня в педагогике ощущается «кадровый голод». Что предпринято для закрепления учителей в школах? Какую поддержку оказывают молодым педагогам?

— В нашем педагогическом университете не пустует ни один факультет. Но, то, что после получения его диплома в школу идет лишь 10-15 процентов — это тоже факт. То есть люди учатся для получения документа о высшем образовании, а после уходят в другие сферы деятельности. Эту проблему мы видим и пытаемся решать.

Сегодня молодые педагоги уравнены в финансовых условиях с опытными учителями. Теперь неважно, есть ли у учителя стаж в 30 лет, или у него стаж работы 1 год. Новая система оплаты ориентирована на результат: есть качество подготовки детей по предмету — получи деньги, много работаешь — получи деньги, дополнительно занимаешься с детьми во внеурочное время — получи деньги. Так что стимулирующие выплаты — раз. Я думаю, что это уже немало.

Далее. У нас 56 районов, в какие-то педагоги едут, в какие-то нет. В каких-то районах строят жилье для молодых специалистов, участвуют в краевых программах, в каких-то нет. В краевой программе «Жилье» за 2009 год остались неосвоенные средства, потому что от муниципальных образований заявок поступило недостаточно! О чем думают главы таких «неактивных» районов? Не умеют привлекать и грамотно использовать средства? Пусть поучатся у тех, кто умеет, но деньги не должны пропадать! Например, в Ермаковский район молодые специалисты едут, потому что Борис Ситников, до последнего времени бывший главой этого района, подготовил для них все условия!

И те подъемные деньги, которые выдают начинающим учителям за счет средств краевого бюджета, — по 360 тысяч рублей — это для села немало. Председатель правительства Владимир Путин заявил, что каждому молодому специалисту на селе будут выделять миллион рублей из федерального бюджета — я очень на это надеюсь. И краевую поддержку мы, конечно же, окажем.

Фонд стимулирующих выплат трудовые коллективы распределяют с участием наблюдательных и попечительских советов, родительской и педагогической общественности в соответствии с разработанными критериями по оценке качества работы учителей.

— В прошлом учебном году в Красноярском крае 34 школы не прошли процедуру государственной аттестации. Это значит, что их ученики не получили качественное образование. В чем, на ваш взгляд, главные проблемы этих школ и как их можно решить?

— Если школа не отвечает современным требованиям и не может дать определенный стандарт знаний, такая школа не нужна. Все возмущаются, что сократили очень много малокомплектных сельских школ. Не от хорошей жизни! Под сокращение попали те школы, где два учителя, и больше туда калачом никого не заманишь! Там где-то 8-10-15 детей. Кто будет аттестовывать и лицензировать такую школу? Сегодня мы практически избавились от малокомплектных сельских школ, не соответствующих требованиям Роспотребнадзора. Система доставки детей в школы автобусами есть, она прижилась. Не всем она нравится, но это уже другой вопрос.

Я думаю, что в этом году неаттестованных школ у нас просто быть не должно. Подчеркиваю, что все зависит от руководителей учебных заведений. В отношении некоторых школ осуществляется строгий контроль со стороны краевого министерства образования, и мы, со стороны Законодательного Собрания тоже присматриваем за ними.
Есть еще один способ решения проблемы малокомплектных школ — дистанционное обучение. Эта система получения образования выведет ситуацию на другой уровень.

— Насколько активно реализуется этот проект?

— Сейчас мы находимся в стадии мониторинга, смотрим, где дистанционное образование наиболее приемлемо. Это касается в основном отдаленных территорий. Например, в Курагинском районе система налажена и работает через методический центр. Технология дистанционного обучения также уже 3-4 года работает в Красноярском государственном педагогическом университете имени Астафьева. Чтобы учителя могли ее успешно применять, их дополнительно обучают в самом КГПУ и в СФУ. На мой взгляд, в условиях Сибири, в условиях нашего огромного края, дистанционное образование имеет большую перспективу и потенциал.

— Внедрение дистанционного обучения требует больших затрат, для создания материально-технической базы. В бюджете на 2012 год предусмотрены такие расходы?

— Вообще это федеральная программа. Точные цифры предусмотренных расходов будут известны в октябре, после внесения краевым правительством проекта бюджета на 2012 год. Но, могу сказать уже сейчас, что в проекте бюджета края абсолютно точно будет такая строка расходов.

— На традиционном августовском педсовете министр образования и науки Вячеслав Башев сказал, что открывается школ в Красноярском крае гораздо меньше, чем закрывается. И это несмотря на все старания власти и меры поддержки учителей, которые Вы перечислили?

— Сразу оговорюсь, что в этом году мы открыли в крае четыре новые школы. Но проблема такая, безусловно, существует. У нас 60% школ в деревянном исполнении, особенно в сельской местности. Мы ведь не от хорошей жизни закрываем школы! Люди возмущаются, но позднее понимают, что ребенка все-таки надо учить в лучших условиях, пусть даже не рядом с домом.

Кстати, в начале октября наш комитет заслушает доклады министерства строительства и архитектуры, проектировщиков и министерства образования и науки, связанные с проектами повторного применения. Пока мы заказываем документацию отдельно для каждой школы, но в скором времени будем действовать в соответствии со стандартом, в котором обозначены градации сельских и городских школ по количеству мест. Это будет проектно-сметная документация повторного применения. Мы планируем поставить строительство на конвейер и строить типовые школы, но опираясь на демографическую обстановку на местах.

Мы учитываем сегодняшний «бэби-бум» и понимаем, что надо идти на опережение, чтобы не выявилась вдруг глобальная нехватка школ. У нас в запасе около трех лет, за которые надо учесть все территории, на которых возникнет необходимость в дополнительном строительстве.

— Какие меры обеспечения безопасности школьников предприняты в этом учебном году?

— Их немало, не буду перечислять все. Скажу лишь, что, на мой взгляд, и их недостаточно. Я хотел бы, чтобы все школы охраняла полиция. Кроме того, обеспечение безопасности школьников — комплексная задача. Это и «лежачий полицейский» на пешеходном переходе у школы, и пожарная сигнализация с тревожной кнопкой… И со стороны педагогического коллектива хотелось бы повышенной ответственности. Каждый ребенок должен быть отслежен своим классным руководителем, это надо организовать, провести соответствующее внушение родителям.

— Что предпринято для сохранения и укрепления здоровья школьников?

— Столовые, горячее питание, спортивные залы — при приемке школ это главные вопросы Роспотребнадзора и нашего комитета. 100% школ все это имеют. По питанию, я вам скажу больше: сегодня мы рассчитываем создавать комбинаты, по крайней мере, в городах, чтобы не в каждой школе кто-то там готовил, чтобы можно было проконтролировать и качество, и безопасность. Надо концентрировать базу школьного питания в одном месте. Мы уже разрабатываем такой проект.

У нас в крае практически во всех районах по программе «Наш спортивный школьный двор» строят спортивные площадки. Губернатор дал команду, по которой даже в загородных оздоровительных лагерях должны быть спортплощадки, бассейны. В школах ситуация с внешкольными, школьными площадками, спортзалами неплохая. Радует то, что они не пустуют. Но надо строить еще.

— Получается, проблем в системе общего образования в Красноярском крае нет?

— Проблемы есть, но мы знаем, как их решать, и достаточно успешно решаем. Порой для быстрого и эффективного решения нам банально не хватает денег. Недостаточное финансирование — наша главная проблема! Тем не менее, прогресс за четыре года мы наблюдаем колоссальный.

— Что бы вы хотели сказать учителям в их профессиональный праздник?

— Профессия учителя уникальна сочетанием совершенно разносторонних человеческих качеств и черт: таланта и образованности, душевности и эрудированности, обаяния и умения убеждать, воспитанности и гибкости. Все это делает профессию учителя поистине личностной и творческой, а преподавание и воспитание — и образом жизни, и благородным призванием.

В ваш профессиональный праздник, дорогие учителя, прошу принять самые искренние пожелания крепкого здоровья, счастья, творческих успехов, благополучия, уверенности в завтрашнем дне и оптимизма.

Беседовала Евгения ШЕЛКОВНИКОВА.



Сейчас на главной