Версия для печати

Призвание на всю жизнь

Владимир Витальевич, уже 17 лет вы возглавляете общество «Краевед», знаете многих коллекционеров. Все прекрасно знают, что это удовольствие не из дешевых, особенно когда приобретаешь какую-нибудь редкую вещь. Не многие могут выделять на свое увлечение значительные средства, поэтому хотелось бы узнать, сколько в крае зарегистрировано коллекционеров?

 

Вы знаете, нас не так много, не больше 100 человек. Я так скажу, что Сибирь есть Сибирь. Это не западные регионы, расположенные ближе к столицам и европейским странам. Наш миллионный город, наверное, наберет не более 70-80 коллекционеров. А, например, в Германии каждый третий житель – коллекционер. Это самая «коллекционная страна» в мире. Потом идет Америка, Франция, Англия и другие государства. В России же один коллекционер на 100 тысяч жителей. Я привожу статистику. Конечно, все упирается в финансы. Коллекционером проще стать там, где стабильная экономика, где ты уверен в завтрашнем дне.

 

Но если вернуться к Красноярскому краю, то у нас зарегистрированы коллекционеры по нумизматике, есть книголюбы, филателисты и другие. Но не надо забывать, что есть люди, которые просто собирают что-то и все. А те, кто старается хоть что-то узнать – таких значительно меньше. Мало иметь коллекцию, надо обладать знаниями относительно того, что ты собираешь.

 
А с чего начиналось ваше увлечение? Когда вы пристрастились к собирательству и стали коллекционером?

 

 

      Вообще, я увлекся собирательством еще в школе, в 1959 году. Можно сказать, что в те годы у нас в стране была «марочная эйфория». Потом кто-то бросил это занятие, а кто увлекся по-серьезному. Постепенно все коллекционеры начинают разделяться по направлениям: нумизматика, произведения искусства и т.д. Я же ухватился за все. Стал собирать марки, открытки, значки, монеты, книги. Чисто случайно, в году 1980, стал собирать фотографии Красноярского края, точнее, Енисейской губернии.

 

 

Владимир Витальевич, а что послужило толчком этому собирательству? Подарок друзей?

 

Нет, все намного проще. Я был в служебной командировке в Иркутске и зашел в клуб коллекционеров. В тот день там начала работу выставка открыток на нескольких стендах. Меня очень заинтересовали два из них: «Великий сибирский путь» и «Транссибирская магистраль». Там были открытки начала 1900 годов, которых до революции всего было выпущено 45 штук. Там как раз были представлены открытки Обь-Енисейской среднесибирской дороги: от Оби до Енисейска. Я в первый раз увидел их все вместе. И вот тут что-то замкнуло – сразу увлекся собирательством открыток конца XIX начала XX веков. Я даже все остальное приостановил, ну разве что книги оставил.

 

 Вы, конечно, знаете, что дореволюционные книги очень дорогие, а средств как всегда было мало и не хватало на все на свете. Поэтому, книги приобретались значительно реже и в небольшом количестве. А открытки тогда были еще очень дешевые – рубль, полтора, три рубля. По тем временам, конечно, не совсем маленькие деньги, при средней зарплате в 150 рублей. На эту сумму можно было пообедать в ресторане. В общем, такое количество денег выделить можно было, все-таки не 100-300 рублей. Так я и начал собирать свою коллекцию открыток. Приобретал их в Питере, Москве, тогда там открыток было много. Постепенно начал усиленно собирать не только открытки, но и справочники, путеводители, и фотоматериал по Енисейской губернии.

 

Значит, в вашей коллекции есть редкая книга по строительству Транссибирской железной дороги?

 

Всего о строительстве этой магистрали на рубеже веков прошлого столетия выпустили две книги. Одна из них отпечатана в 1899 году в Австрии, в Вене. Это достаточно большой альбом знаменитого красноярского фотографа Михаила Аксельрода «Великий путь. Виды местностей, городов, населенных пунктов. От Оби до Енисея». Там 124 вида сделаны томским фотографом среднесибирской железной дороги господином Томашкевичем. Это очень редкий альбом. У меня есть его копия.

 

Вторая, «Путеводитель по сибирской железной дороге», выпущена в 1900 году. Книга трижды переиздавалась в 1902, 1905 и 1907-х годах. Это внушительный том на 800-900 страниц, с множеством иллюстраций. Здесь есть очень интересные описания всех станций Транссиба. Первые две главы рассказывают как строилась железная дорога, а потом идут описания, начиная от Челябинска до Владивостока  «великого сибирского пути». В моей коллекции есть настоящий путеводитель 1900 года.

 

Наверное, за эти годы у вас собралась богатейшая коллекция открыток и фотографий. Где вы их храните?

 

Коллекция размещена в восьми шкафах, но это ни о чем не говорит. В единицах хранения, фотографий или копий с оригинала у меня около 500 штук. Это в основном по городу Красноярску. А открыток около 1500 тысяч. Я скрупулезно собираю по изданиям, одновременно пишу каталог выхода почтовых открыток с самого начала, когда их впервые издали в 1901 году.

 

Но как у любого коллекционера у вас тоже должны быть уникальные экземпляры. Какие открытки являются вашей гордостью?

 

Я считаю, что уникальными в моей коллекции можно назвать 50-60 открыток. Это только по городу Красноярску, так как их, наверное, осталось на руках у людей буквально единицы. Просто многие из них были напечатаны небольшим тиражом, например, по 100 экземпляров. Просто люди редко хранят старые открытки, а тем более прабабушек и прадедушек.

 

Гордостью коллекции можно назвать выпущенную в 1907 году госпожой Гриверовской так называемую «раскладушку города». Это общий план Красноярска с горы Кум-Тигей, на которой возвышается часовня. Состоит из 4 складывающихся открыток общей длиной 65 сантиметров. Открытки складывались, на обороте писался адрес, заклеивалось маркой, чтобы не раскрывалась, и в таком вот виде доставлялась клиенту. Когда я выяснил, кто их печатал, где и когда, понял – очень редкая открытка. За 35 лет, что занимаюсь коллекционированием, больше нигде ее не встречал. Приобрел ее в Риге в 1989 году. Тогда рижские коллекционеры распродавали все, что было связано с Россией. И я покупал в Москве виды Риги, а там перепродавал и покупал сибирские города, Красноярск. В тот год в рижском клубе все предлагали открытки городов России. Продавали, менять никто не хотел. Я там купил буквально все, что только можно. Чуть костюм с себя не продал.

 

 

 

Владимир Витальевич, а какие еще экземпляры вашей коллекции можно назвать редкими?

 

В моей коллекции, действительно, есть очень редкие экземпляры. Где-то в 1910-1914 годах российское правительство частным фотографам разрешило издавать государственные фотооткрытки. Они их выпускали тиражом в 10 экземпляров. Тогда фотографам продавали специальную фотобумагу с государственной решеткой. Заказывать фотоокрытки мог кто угодно, но выпускать их можно было только 10 штук. Вот эти открытки чрезвычайно редки. У меня такие есть. Там встречаются уникальные экземпляры.

 

Так же у меня есть очень редкие цветные открытки 1914 года, выпущенные Борисом Семеновичем Нори. Или вот очень редкие открытки с видами «Столбов».

 

Получается, вы как истинный краевед увлекаетесь историей родного края. А какие справочники, альбомы или путеводители по Красноярскому краю, точнее – Енисейской губернии, выпускались в прошлые столетия?

 

Их не так много, как бы хотелось. Например, что касается Красноярска, в 1908 году был выпущен «Спутник по Красноярску», еще один справочник издали в 1914 году. Не так давно нашим обществом «Краевед» репринтным способом были переизданы два справочника по Красноярску и один альбом. Пробовали таким же образом выпускать открытки, переиздали 38 штук. Но они получились не очень хорошего качества и поэтому решили тиражировать в типографии открытки с оригиналов. Я бы хотел отметить, что мы переиздаем-выпускаем также те виды, которые никогда не печатались на открытках. Это не просто какие-то рекламные листочки, какие-то буклетики, которые сегодня есть, а завтра никому не нужны. Это серьезные выпуски, которые отслеживаются, попадают в каталоги, в обязательное хранение, в архив и в библиотеки. Их можно будет увидеть и через 100, и через 200 лет.

 

Получается, вы не только коллекционер, но еще издатель. Какие еще задумки вам удалось воплотить в жизнь?

 

Например, у меня сибирские монеты, выпускаемые в 1700-х годах по приказу Екатерины-II специально для Сибири. Тогда сложилась ситуация, что деньги, печатавшиеся на монетных дворах Петербурга, Москвы, Омска, до сибирских губерний не доходили – их просто не хватало. В то время на Колыванских приисках Алтая нашли богатую медь, в ней почти 30 элементов системы Д.И. Менделеева, очень большой процент содержания серебра, золота, платины, никеля. И вот именно из этой меди на Колыванском монетном дворе выпускали деньги для Сибири с изображением собольков. С одной стороны она общегосударственная, но с другой – сделана была специально для сибиряков. Мне удалось издать виды этих монет на ряде печатной продукции.

 

Виталий Владимирович, изображения открыток и фотографий из вашей коллекции можно встретить в различных государственных учреждениях и коммерческих офисах. Обычно их вывешивают в рамках как картины в коридорах или кабинетах. А насколько часто к вам обращаются с просьбой предоставить какие-либо виды для этих целей?

 

Всегда по-разному. Иногда ко мне приходит много заказчиков с аналогичными просьбами, а иногда ни одного обращения в течение многих месяцев. Но вообще, если брать в целом, большей популярностью пользуются, конечно, фотографии. Виды и окрестности Красноярска, других городов края.

 

 

 

 

А насколько часто в наше время вам удается пополнить свою коллекцию старинными фотографиями или открытками?

 

 

Не так часто, как бы этого хотелось, но все-таки удается. Но есть у коллекционера еще одна работа, которая остается за кадром. Например, у меня есть групповые портреты купцов, врачей, других известных людей или простых жителей Енисейской губернии. И нередко, когда появляется новая фотография, приходится несколько месяцев работать в архиве, пока не найду каких-либо указаний, что это за люди. Звание, должность, титул и т.д. Надо сказать, что это достаточно трудоемкая работа, но очень интересная. Я всегда радуюсь, когда узнаю, кто конкретно изображен на той или иной фотографии.

 

Возвращаясь к издательской деятельности, хотелось бы спросить, что у вас стоит в ближайших планах?

 

Планов очень много, обо всех сразу и не расскажешь. Например, хотел бы напечатать альбом всех красноярских открыток от 1900 года по сегодняшний день. С каталогом, который я почти закончил. Это как бы история почты, так как там будут не только выпуски открыток, но и перечислены все почтовые штемпеля Енисейской губернии. Еще красноярских писателей прошлого века, детских в том числе.

 

Виталий Владимирович, в зак лючение расскажите, какой альбом вашей коллекции вам обязательно хотелось бы переиздать?

 

Знаете, у меня есть уникальный альбом открыток «золотого стандарта» прошлого века, причем, это не совсем альбом, в привычном понимании этого слова. Его задумал выпустить австрийский банк. Он включал в себя 45 открыток 45 стран, у которых в те годы валюта была конвертируемой, с изображением взаимозаменяемых металлических денег. Золотые, серебряные и разменные монеты с сеткой обмена на основные другие девять валют. На открытке были представлены экземпляры всех действующих монет и свод: как они обменивались на другие монеты мира.

 

Надо сказать, что открытка одной страны выпускалась банком другой страны — участника этой акции. Кстати, эти деньги из драгоценных металлов, выпущенные в альбоме, до сих пор в обороте. Не говоря о том, что многие из них имеют антикварную ценность.

 

У меня есть полный, не разрозненный, а полный второй экземпляр, выпушенный в Вене. Здесь представлены Великобритания и Англия. Есть национальный флаг. Под каждой монетой стоит ее номинал. Альбом цветной. Серебро, золото, бронза – выполнены не простыми красками, а подлинными. Открытки печатали на литографском камне, поэтому используемые цветные краски натуральные. Золото сусальное, серебро – окись серебра, медь, цинк, бронза, алюминий – все подлинное.

 

Воспроизвести его в таком виде чрезвычайно дорого. Я бы хотел перепечатать альбом в репринтном виде. Возможно, когда-нибудь мне это и удастся. И многие смогут увидеть, какой это удивительный сборник открыток.

 

Беседовала Марьяна ДОЛГОПОЛОВА

 

 

 

P.S. Интеренет есть Интернет, поэтому по объективным причинам фотографию коллекционера мы не печатаем.



Сейчас на главной