Новая схема теплоснабжения выгодна только СГК

Новая схема теплоснабжения Красноярска вызывает у профессионального сообщества все больше вопросов. А ответов по-прежнему нет. О том, чего ждать населению от теплоснабжения в случае принятия схемы в ее сегодняшнем виде, «Пресс-Лайн» беседует с генеральным директором компании «КрасТЭК» Сергеем Цивинюком.

— Владельцы и руководители красноярских котельных очень резко отзываются о новой схеме теплоснабжения. Сергей Валерьевич, как вам кажется, почему?

— Тут и гадать не надо. Просто большинству из них в случае принятия новой схемы в ее сегодняшнем виде придется уйти с рынка. А их освободившиеся мощности будут компенсированы за счет ресурсов СГК — компании-заказчика разработка схемы. Это приведет к тому, что предприятие, и без того контролирующее порядка 80 процентов рынка тепла Красноярска, станет практически единственным игроком с долей свыше 90 процентов. И одно это уже плохо.

— В чем проблемы?

— Как минимум — в росте тарифов. Смотрите, в проекте схемы четко сказано, что все инвестиции для внедрения новой схемы теплоснабжения будут сделаны из собственных средств компании, то есть из ее капитала. А СГК — это коммерческая компания, задача которой получать прибыль. В такой ситуации просто так вкладывать миллиарды рублей никто не будет — их захотят вернуть, что вполне понятно. При этом единственный источник возврата инвестиций компании — это тариф, который платит в том числе население. То есть все эти инвестиции так или иначе будут впоследствии включены в тариф, а значит их оплатит простой житель Красноярска. Но, кроме того, сложится ситуация, когда будут освобождаться мощности котельных и загружаться мощности СГК, но если мощностей СГК будет недостаточно, за создание дополнительных мощностей СГК будут платить застройщики (а в конечном итоге — новоселы, приобретающие жилье), в то время как освобожденные мощности котельных будут не востребованы.

— И о каком росте тарифов может идти речь?

— Согласно проекту схемы теплоснабжения, увеличение тарифа составит 21 процент. И это только в 2016 году. В 2017 — еще на 12,8 процента. Это выше предусмотренного законом максимально возможного его роста. То есть новая схема в ее текущем состоянии идет вразрез с действующим законодательством. Есть и еще один нюанс, связанный с ростом тарифа. Единая теплотранспортная организация, которая будет создана по результатам внедрения новой схемы теплоснабжения, должна будет перезаключить договоры на поставку тепла с потребителями. Сейчас эти договоры заключены между потребителями и котельными, но после ухода с рынка последних (что предусмотрено в новой схеме), их нужно будет заключать снова. Причем на заведомо невыгодных для жителей города условиях.

— Но в проекте новой схемы утверждается, что их тариф все равно ниже, чем у котельных…

— Это справедливо лишь в некоторых случаях, но и то очень относительно. Дело в том, что, сравнивая тарифы, разработчики схемы берут нашу стоимость тепла на входе к потребителю, а стоимость тепла СГК — на выходе со станции, и при этом не учитывают затраты СГК на транспортировку тепла. Однако если посчитать целиком, окажется, что наш тариф хоть и больше, но всего лишь на 1,5 процента, а совсем не на те цифры, что указаны в схеме. При этом у нас проведены капитальные ремонты, установлено современное оборудование для очистки выбросов, и мы уже работаем по закрытой схеме теплоснабжения. Все это на мощностях СГК еще только предстоит сделать. И в схеме предусмотрены миллиардные инвестиции в это. На котельных, кстати, проведение всех этих работ будет дешевле (а значит и давление на тариф меньше). Однако с этих позиций никто существующую ситуацию не рассматривает — котельные должны быть закрыты и все.

— Вот, кстати, к разговору о закрытии котельных. Насколько я помню, подобные действия должны согласовываться с владельцами таких предприятий…

— Совершенно верно. Есть постановление Правительства РФ «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения», по которому прежде чем вносить в схему теплоснабжения изменения, связанные с закрытием котельных (тем более утверждать ее в таком виде), это самое закрытие должно быть согласовано с собственниками котельных или управляющими ими организациями. Не знаю, как обстоят дела с другими котельными города, но с компанией «КрасТЭК» никто подобных действий не согласовывал. Да и вообще в самом проекте схемы нет упоминания о подобных действиях и полученных ответах.

Дальше — больше. Одно из основных требований к схемам теплоснабжения — это соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителя, обеспечение не дискриминационных и стабильных условий предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения. Эти принципы тоже нарушаются. То есть фактически сегодня можно говорить, что новая схема теплоснабжения Красноярска — фактически проект рейдерского захвата рынка тепла города.

— Еще два аспекта новой схемы — экология и надежность. Как на ваш взгляд здесь обстоит дело?

— Тоже очень неоднозначно. Давайте с последнего. Смотрите, за 2012–2013 годы на ТЭЦ СГК произошло 30 инцидентов, связанных с ненадежностью теплоснабжения. На котельных же КрасТЭК — ноль. Не знаю как вам, а мне это говорит, что мы способны куда более эффективней управлять поставками тепла.

Что же касается экологии, то в схеме утверждается, что перевод нагрузок котельных на ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3 приведет к снижению вредных выбросов и улучшению экологических показателей. Однако далее указано, что удельный валовой выброс от котельных города ниже, чем от ТЭЦ. То есть даже в проекте схемы признается, что фактическое загрязнение от котельных ниже.

— Вспоминаются «12 стульев» Ильфа и Петрова. Там Остап Бендер говорил, что знает 200 сравнительно честных способов отъема денег у населения. И мне все больше кажется, что новая схема теплоснабжения — одни из таких способов…

— Ошибочных оценок, неверных суждений, неучтенных фактов в схеме действительно очень много. При этом в квалификации разработчика сомневаться не приходится. А вот чистота намерений заказчика — компании СГК — вопрос открытый. И пока на него не будет дано внятного и аргументированного ответа, я продолжу считать проект новой схемы теплоснабжения Красноярска попыткой полностью монополизировать отрасль в отдельно взятом городе.

Елизавета Колесова