Навигация-2010

«Доставить все грузы в срок!» — так определил главную свою задачу генеральный директор «ЕРП» Александр Иванов при нашем знакомстве прошлой осенью. И вот встреча полгода спустя. О том, чем живет прославленное пароходство, мы и расскажем в этом материале.

В этом году 400 миллионов рублей будет направлено компанией на ремонт судов. Такой суммы еще не выделялось. В целом, это на 30% больше, чем в 2009 году и абсолютный рекорд по России. Но состояние флота потребовало таких затрат, ведь в ЕРП есть суда старше 45 лет. Да и экономическое положение позволило компании вложить средства в ремонты. Кстати, по итогам прошлого года Енисейское пароходство стало лучшим в стране, получив национальную премию «Золотая колесница» в номинации «Лучшее предприятие внутреннего водного транспорта». Ко всему прочему, на предприятии разработана программа обновления флота: до 2015 года на строительство судов заложено около одного миллиарда рублей, а в 2010 году на воду будут спущены четыре баржи.

Вопреки необычайно суровой зиме, когда простои ремонтных служб ЕРП доходили до двух месяцев (от морозов лопались сварные швы на корпусах судов), речники перешли на экстренный режим работы и уложились в график.

«Люди чувствуют ответственность. Даже те, кто трудится на берегу, — большие патриоты реки. Благодаря их профессионализму, ремонт закончился в срок, — с благодарностью отмечает генеральный директор. — Всего в этом году в рабочее ядро включено 462 единицы флота. Одновременно со сдачей судов в портах пароходства была начата и загрузка. Ежедневно маховик подготовки к навигации набирал обороты».

Александр Иванов отлично понимает, что нынешний судоходный год будет очень насыщенным. И судя по технической стороне, и по экономической составляющей, и по климатическим условиям — по всем направлениям.

По объемам перевозок и доходов навигация планируется на уровне 2009 года. Норильский промышленный район и ОАО «ГМК «Норильский никель» по-прежнему остаются важнейшими партнерами пароходства. Их заказы составляют почти половину всего объема перевозок ЕРП. Доля заключенных договоров по северному завозу практически не изменилась, за исключением компании «Полюс-золото», несколько повысившей свои запросы. А еще — впервые Енисейское речное пароходство повезет на Ванкор все 100% грузов!

Продолжится доставка оборудования и на Богучанскую ГЭС.

Завершая ранее начатые проекты, пароходство подготавливает базу для участия в будущих: готовится к тендерам, ведет переговоры с партнерами. Роль Енисея и его притоков, как транспортных путей, со временем будет лишь увеличиваться — освоение месторождений на Большой Хете и в Юрубчено-Тохомской зоне; доставка турбин на Саяно-Шушенскую ГЭС в следующем году и многое другое. На любых объектах Енисейское пароходство гарантирует высокий уровень выполнения работ.

«Все прекрасно понимают, что по Ангаре, кроме нас, турбины никто не доставит. Да и Енисей — сложная река, где десятки опасных участков. Чего стоит только один Казачинский порог! Нередко бывало: компании останавливали свои суда в Дудинку и запрашивали наших лоцманов, чтобы те провели их по Енисею. Мы имеем опыт, высококвалифицированных специалистов и необходимый флот, чтобы справляться с любыми задачами единолично», — подчеркивает Иванов.

porog-sudaСуровые погодные условия прошедшей зимы усложнили положение на притоках, и без того непредсказуемых. Ситуация, можно сказать, экстремальная. В результате сильнейших морозов лед на реках образовался в два раза толще обыкновенного. А это значит, что ледоход пройдет позже. Другая напасть — снег, которого местами выпало в половину меньше прошлогоднего и он к началу навигации уже почти сошел. По этой причине уровень воды в ряде притоков может оказаться критическим. Но директор ЕРП — как стратег — привык решать сложные задачи. В компании создан штаб для прохождения навигации, разрабатываются планы доставки. Например, на капризную Большую Хету отправляют 24 плавкрана (вместо 16, как в 2009 году) — по крану на каждый из 24 имеющихся на реке причалов.

Надо сказать, что сроки навигации сильно сжаты, поэтому разгрузку придется максимально ускорить. Авралы и экстренные ситуации неизбежны. Такова специфика первой половины навигации и к этому надо быть готовым.

Главная проблема пароходства, как ни странно, в дефиците кадров. Не хватает молодых специалистов, получивших профильное высшее образование. Сегодня, например, конструкторов обучает Новосибирская академия, выпуская в год 15 специалистов. Но только верфи Санкт-Петербурга готовы принять 50 конструкторов ежегодно. Конечно, молодой специалист предпочтет провинции северную столицу.

«В этом году мы повышаем выплаты по всему пароходству на 20% (средняя зарплата в системе речфлота страны здесь самая высокая). При содействии главного нашего акционера (ГМК «Норильский никель») ведется работа по приобретению жилья для молодых специалистов в Красноярске и Подтесово. Кроме того, мы готовы за свой счет обучать выпускников региональных школ в Новосибирской академии, чтобы взрастить своих будущих специалистов. Результаты такой меры проявятся лишь через пять лет, поэтому пока будем привлекать молодежь романтикой и материальной заинтересованностью», — улыбается Александр Борисович.

Но не только развитием компании интересуется пароходство. Долгие годы ЕРП шефствует над драмтеатром им. А.С.Пушкина краевого центра и домом-музеем В.П. Астафьева в Подтесово. Норильский кадетский корпус и Детское речное пароходство, буквально спасенное Ивановым, тоже являются подшефными компании. Кстати, в результате сокращения ассигнования на обучение в 2009 году Подтесовское речное училище и Детское пароходство оказались на грани закрытия. Александр Борисович обратился за помощью к краевым властям, и беда миновала.

«Это же наш кадровый резерв, — рассказывает Иванов. — ЕРП содействует также развитию спорта. Ежегодно на приз гендиректора пароходства проводится краевой юношеский чемпионат по греко-римской борьбе в поселке Подтесово. Словом, живем разнообразной жизнью. А в феврале 2011 года пароходство отпразднует свое 80-летие. Широко и с размахом. Будет грандиозный праздник, многочисленные гости и чествованием ветеранов — хранителей добрых традиций. Полностью обновятся экспозиции в нашего музея, выйдет книга «Встречи на Енисее» и будет снят фильм».

А летом 2011 года насладиться нетронутой сибирской красотой приедет множество именитых гостей. В их числе писатель, художник русской души Валентин Распутин. Тем, кому предстоит пройти на теплоходе по дорогим сердцу местам, а впоследствии, может быть, оставить потомкам свое слово о земле сибирской — Енисей обещает много интересного.

Сегодня же генеральный рулевой этой могучей реки полностью погружен в навигацию. Это настоящий экзамен на большой воде. Он отлаживает, настраивает гигантский механизм Енисейского пароходства и с нетерпением дожидается главного свершения года — его окончания.

Беседовала Дарья КУППОНЕН

ФОТО Алексея Буравцова