НА ТУРИСТИЧЕСКОМ РЫНКЕ ОСТАНУТСЯ ЛУЧШИЕ?

Евгений ПьянковО том, что изменилось в туристическом бизнесе после 1 июня, когда вступил в силу новый закон о финансовых гарантиях туроператоров, нашему корреспонденту рассказал начальник отдела туризма при управлении внешних связей Совета администрации Красноярского края Евгений Пьянков.

КРАСНОЯРСКИЕ ТУРКОМПАНИИ

Раньше, до вступления закона в силу, компании было не столь важно, кто она: туроператор или турагент. Цена вопроса определялась в 700 рублей. Турагентская лицензия стоила 300 рублей, а туроператорская – 1000. Поэтому частенько приобретались обе лицензии, тем более, что выдавались они на пять лет.

Но предоставляемые услуги этими туркомпаниями, не соответствовали предъявляемым требованиям. По сути, подавляющее большинство занималось агентской деятельностью. Сейчас так работать не получится. В первую очередь, в связи с большими финансовыми обязательствами. Надо определяться с будущей деятельностью конкретно – либо ты чей-то агент и продаешь чужой продукт, либо ты этот продукт производишь сам. Но и ответственность за это несешь по полной программе.

Ввиду серьезных финансовых условий (от 500 тысяч до пяти миллионов в первый год), компании должны решить, какой именно деятельностью они будут заниматься: сформировывать и реализовывать свой продукт или продавать чужой. Думаю, что число региональных туроператоров не превысит 25 компаний, а остальные в качестве турагентов, скорее всего, будут продавать чей-то продукт.

С 1 января 2007 года туроператорские и турагентстские лицензии были упразднены, и рынку необходимы стали новые механизмы, позволяющие обеспечивать качество предоставляемых туристических услуг. Повышение ответственности туроператоров (в т.ч. финансовой) определенное в новом законе, по сути, является шагом к саморегулированию отрасли.

ТУРИСТОВ ЗАЩИТЯТ

Я считаю, что в этот бизнес должны приходить профессионалы, и тогда рынок будет переходить в более цивилизованный. Будут создаваться предпосылки для того, чтобы клиент остался довольным.

Сегодня многие компании начинают вкладывать денежные средства из доходных направлений в перспективные проекты, в том числе и на территории края.

ПЕРСПЕКТИВА – РАЗВИТИЕ ТУРПРОЕКТОВ

Думаю, туристы согласятся со мной, что принятый закон повышает шансы не быть обманутым. А если уж случатся «накладки» во время отдыха – гарантирована компенсация.

Не забывайте, для нас турбизнес, по сути, бизнес очень молодой. Если не брать в расчет «монстров» вроде «Спутника», «Красноярсктуриста» и «Интуриста», которые существовали в бывшем Советском союзе, то современной отрасли всего лет 15. Но сегодня это динамично развивающаяся сфера бизнеса. Причем, «эластичная». Как только наступает экономическая стабильность, растут доходы населения, так и в турбизнесе наступает стабильность. Хотелось бы, чтобы для современного турбизнеса закон пошел на пользу, и уменьшилось бы количество недобросовестных компаний.

Например, уже проведен конкурс на изготовление маркетовых справок. Что это такое? Сегодня в крае три перспективных агломерации для туризма: юг, север и центр. Отрасли ориентированы по-разному – где-то больше развит экологический, а где-то исторический туризм. И у каждого из них свой потребитель, свои целевые потоки, свои перспективы. Исследования, которые будут проводить специалисты федерального уровня, позволят нам на 15-20 лет вперед спрогнозировать эти потоки, определить перспективные проекты. Не забывайте, что наши соседи – Хакасия, Алтай, Иркутская область – там через 15 лет будет насыщенная инфраструктура. А значит, на границах края могут появиться очень мощные туристические ресурсы. Наша задача лишь правильно их использовать. Уверен, что пройдет лет десять, и налоговые отчисления от туристической отрасли будут стоять отдельной строфой в бюджете края.

Беседовал Сергей ШЕРЕМЕТОВ

 

Справка:

Чтобы уточнить информацию о новом законе фингарантиях, пришлось обратиться в крупные местные туркомпании («Дюла», «Сибирь-тур», «Калинка-тур» и «Алеф»):

Представители красноярского турбизнеса заявили, что для них практически ничего не изменилось. Так как новый закон «неправильно прописан» и в нем не прослеживается «комплексный подход». Поэтому опять возникают «некие лазейки», и эффективно нововведения работать не будут. В законе не прописано, как и кто будут наказывать «провинившихся».

Попавшие в реестр туркомпании никаких преимуществ не имеют. В законодательстве ответственность туроператора прописана таким образом, что выполнить полностью её практически невозможно.

По мнению представителей турбизнеса закон должен быть комплексным, начиная с авиаперевозок и заканчивая взаимоотношениями туриста и фирмы. В новом законе, например, записано, что потребитель может отказаться от поездки по независящим от него причинам, но расшифровки «независящих причин» нет. То есть такой причиной может служить отказ консульства выдать туристу визу. А по международным правилам единственной прерогативой на въезд в страну является разрешение консульства.

Другой пример: приехал турист в Эмираты пьяный и курит – налицо нарушение законов страны. Туриста высылают. Формально, по приезду, он может потребовать возвращение денег от неиспользованной путевки назад. А в чем вина туроператора?

С одной стороны, идея правильная – те деньги, которые в качестве финобеспечения должен иметь туроператор, будут покрывать издержки форс-мажорных ситуаций: прилетели в Таиланд, а там гостиницы «смыло» цунами.

Но оказывается, эти средства для другого – турист недоволен, например, обслуживанием в гостинице и может у финансового гаранта (банка или страховой компании) потребовать деньги назад. НО! У этих контор существуют ведомственные правила и, по большому счету, для рядового туриста вытребовать свои потраченные средства за некачественную туруслугу практически нереально. А, значит, новый закон ничего не гарантирует туристу.

Поэтому, единственной гарантией на сегодня по-прежнему остается здравый смысл самого туриста и репутация компании, с которой он заключает договор.

В общем, будем следить за изменениями на туристическом рынке страны. Первые результаты появятся к началу 2008 года.