Версия для печати

ГРЯДУТ ПЕРЕМЕНЫ

О проблемах и путях решения задач жилищно-коммунального хозяйства города нашему корреспонденту рассказывает председатель краевой организации профсоюзов жизнеобеспечения Татьяна ИГНАТОВА.

 

  • Татьяна Александровна, не могли бы вы уточнить, чьи интересы защищает ваша профсоюзная организация?

 

  • Мы защищаем интересы, в основном, работников жилищно-коммунального комплекса Красноярского края, а также бытового обслуживания, горэлектротранспорта, и ряда других организаций, занимающихся профессиональным обслуживанием населения. В настоящее время наша профсоюзная организация насчитывает около 50 тыс. человек, и это достаточно внушительное количество трудящихся в отрасли жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ).

Мы почти не работаем с товариществами собственников жилья (ТСЖ), хотя их в Красноярске их более 400, и здесь трудится более одной тысячи человек. Но в двух организациях мы создали профсоюзную ячейку. Ясно, что в домах, которые они обслуживают, меньше проблем, но они есть у самих работников ТСЖ.

 

  • С какими проблемами сталкиваются коммунальщики? Ведь в течение последних десяти лет идет реформирование жилищно-коммунальной сферы, и власти уверяют, что с переходом на 100-процентную оплату услуг населением, ЖКХ сможет покрыть все расходы. Значит, отрасль от этого выиграет и ваши работники тоже.

 

  • Вот именно, идет реформирование, и его итоги сейчас никто не сможет предсказать. Предыдущий этап 2000-2005 годов не дал ожидаемых результатов по выводу ЖКХ из системного кризиса. С каждым годом ветхое и аварийное жилье в этой сфере только увеличивается, поскольку капремонт в жилых зданиях не проводится уже долгие годы. Недостаток инвестиций остается главной проблемой, а износ основных фондов продолжается и достигает сейчас почти 70 процентов.

А еще хотела бы заметить, что во многих территориях края, да и по всей стране, регулярно в своих политических целях законодатели использовали механизм заниженного тарифа на услуги ЖКХ. В итоге в районах устанавливался экономически необоснованный тариф, отчего отрасль края сейчас имеет отрицательный миллиардный финансовый результат.

 

  • А что касается заработной платы, на сегодняшний день в курируемой вами отрасли есть задолженность перед работниками?

 

  • Хотя мы регулярно проводим большую работу по ликвидации задолженности по зарплате, но она все же у нас есть. В 2006 году долг был в 5 организациях-банкротах ЖКХ. Сейчас ситуация значительно улучшилась, у нас другая проблема – средняя заработная плата составляет 8200 рублей. А в среднем по краю, по данным крайстаткомитета, по всем отраслям экономики составляет 14700 рублей. Так что мы значительно отстаем.

 

  • Татьяна Александровна, а разве в тарифах на услуги ЖКХ не включены затраты на оплату труда коммунальщиков?

 

  • Есть, но не в том объеме, в каком должно быть. Дело в том, что 80 процентов собранных денег с квартиросъемщиков мы отдаем энергетикам. Плата за тепло, горячую воду и электроэнергию является самой дорогостоящей услугой. А население считает, что именно работники ЖКХ проглоты, собирают кучу денег, а работают из рук вон плохо.

В крае остро стоит проблема с лифтовым хозяйством, сегодня крайне необходимо принять программу его модернизации. Так как темпы старения лифтов в 8-10 раз превышают темпы замены обновления лифтового парка. И нужно это делать сейчас, пока не случилось какой-нибудь беды.

Надеюсь, что федеральные средства, запланированные на следующий год, дойдут до нас в полном объеме.

На мой взгляд, при установлении тарифов на коммунальную услугу необходимо включать расходы и на оплату труда, исходя из установленных Соглашениями нормативов с соблюдением статьи 135 ТК РФ.

 

  • Согласитесь, качество услуг коммунальщиков населению сегодня оставляет желать лучшего.

 

  • Я считаю, что в этом вина не только работников коммунальной сферы. Все прекрасно знают, что износ инфраструктуры ЖКХ составляет 80 процентов, а работать с такими сетями очень сложно. Да и не будет хорошего обслуживания, пока мы не повысим заработную плату. Из-за низкой оплаты труда мы теряем квалифицированных работников, они уходят на предприятия, где есть возможность заработать в два раза больше, чем у нас.

Население требует качества, но сбор квартплаты составляет не 100 процентов, а в лучшем случае 80. Мы из года в год несем убытки из-за регулярных недоплатежей.

 

  • Татьяна Александровна, но ведь квартплата регулярно повышается, а малоимущим гражданам государство субсидирует их затраты.

 

  • Здесь тоже не все так просто. На мой взгляд, субсидии должны были идти напрямую в ЖКХ. В 2006 году в бюджете края на компенсацию затрат на коммунальные услуги гражданам было заложено 3,4 миллиарда рублей, а в 2007 году на эти же цели запланировано 3,8 миллиарда. Но проблема в том, что из этих средств 25 процентов не доходят до коммунальщиков.

Дело в том, что у нас в крае введена система персонифицированных счетов на каждого квартиросъемщика, кому положена субсидия. Человек сам распоряжается предоставленными государством деньгами, и, получая их на руки, не всегда отдает за коммунальные услуги.

Я много езжу по районам, нередко наблюдаю, как люди простаивают в очередях соцзащиты, регулярно предоставляя справки о своих доходах. Кстати, тоже система не очень хорошо продумана. Понимаю, что порой человек за счет субсидий просто сводит концы с концами, но почему это должно быть проблемой коммунальщиков?

Это задача государства – следить за уровнем заработной платы. Она сегодня как минимум должна составлять 15-20 тысяч рублей. Во всем мире жилищная услуга самая дорогостоящая, но за границей отдавая половину зарплаты ЖКХ, у людей остаются деньги и на одежду, и на еду, и на путешествия, и на многое другое, в том числе и на то, чтобы накопить на достойную старость.

В общем, субсидии не покрывают нам затраты. Мне кажется, что следовало бы сделать так, как в столице. В Москве субсидии напрямую из соцзащиты перечисляется на счета квартиросъемщика в ЖКХ. Так должно быть и у нас.

 

  • Проблемы ЖКХ копились не один год и все прекрасно понимают, что решить их сразу очень сложно. В соответствии с законодательством, в 2009 году должна быть завершена приватизация государственной муниципальной собственности, в том числе и организаций жилищно-коммунального хозяйства. А как лично вы относитесь к приватизации?

 

  • К приватизации объектов жилищно-коммунальной сферы я отношусь отрицательно. И борюсь за то, чтобы коммунальную энергетику не отдавали в частные руки, чтобы горсвет оставался муниципальным предприятием. Хотя уже появились различные сетевые компании, которые образовались на базе Красэнерго. Но это может привести к тому, что монополист все приберет к своим рукам и будет диктовать свои условия коммунальщикам. Устанавливать те тарифы, какие посчитает для себя выгодными. Думаю, что со временем профсоюзы еще придут к тому, чтобы просчитывать обоснованность этих тарифов, но пока у нас и других проблем хватает.

А приватизация объектов ЖКХ началась в 2006 году. На сегодня в Красноярске практически полностью произошло реформирование в жилищной сфере. Когда-то в каждом районе города работал один Жилищный трест, теперь же на их основе созданы восемь Управляющих компаний (УК). И при этом, в каждой УК организовали несколько обществ с ограниченной ответственностью, которые непосредственно обслуживают население. Например, в Кировском районе создали 14 обществ, в Октябрьском районе около восьми, в Свердловском районе около десяти обществ с ограниченной ответственностью.

Приватизация пока только коснулась районных коммунальных предприятий: дорожно-строительных, управлений зеленого строительства, специализированных автотранспортных организаций и т.д. И следующий год должен стать годом сплошной приватизации по всему краю.

 

  • Татьяна Александровна, нас уверяют, что приватизация ускорит развитие ЖКХ, а создание конкурентной среды в условиях рыночных отношений оставит в этой сфере только тех, кто сможет гарантировать качество обслуживания. Или вы с этим не согласны?

 

  • Я считаю, что нельзя все подряд приватизировать. Сегодня для нас, конечно, самая злободневная тема – дальнейший путь реформирования ЖКХ. Но все как-то забывают 178 закон от 2003 года о приватизации муниципальных предприятий (МУП). Его никто не отменял. Закон предлагает реформировать МУПы путем реорганизации в акционерные общества или общества с ограниченной ответственностью. Но оставляет и третий путь – ничего не менять. Для этого достаточно утвердить список объектов ЖКХ, не подлежащий приватизации.

Но особо я хотела бы сказать, что сегодня мы уже подошли к тому, чтобы объявить реформу ЖКХ национальным проектом. Сегодня на федеральном и краевом уровне необходима организация государственного контроля за формированием и соблюдением предельных уровней цен и тарифов. Жилищно-коммунальная реформа должна быть увязана с ростом доходов населения, а тарифы не должны опережать рост заработной платы.

Анна ГЮТТ

 



Сейчас на главной