Версия для печати

Дети рисуют только добрые вещи

Заместитель директора КГКОУ «Красноярского детского дома №3» Ольга Будник говорит, что среди сотрудников этого учреждения есть человек, который может помочь ребенку в этот трудный период. Это педагог дополнительного образования Ирина Немыкина. У нее есть особое чутье. Среди множества детей она находит именно того, кому тяжелее всего. Берет его под свою опеку, общается с ним, пытается выявить творческие способности. В процессе всего этого ребенок начинает адаптироваться к жизни в детском доме, находит друзей и раскрывается с самой лучшей стороны.

О том, как найти подход к детям, которые остались одни, нам рассказала сама Ирина Юрьевна.

— Сразу хочется спросить: сложно работать в детском доме?

— Мне — нет. Бытует мнение, что здесь живут какие-то дикие дети. Но это не правда. Все ребятишки нормальные. Сейчас наши воспитанники учатся в обычной школе с домашними детьми. Так вот, если прийти туда, то, на мой взгляд, отличия нет никакого. Сегодня и среди ребят, живущих с родителями, есть очень сложные, избалованные, агрессивные дети. Родные не уделяют им должного внимания, они чувствуют себя обделенными. А наши школьники более самостоятельные, ведь они привыкли во всем полагаться только на себя. Поэтому они в чем-то даже умнее и сильнее тех, кто живет в семье. Мне намного легче работать с нашими ребятишками, чем с домашними.

— А почему дети учатся в обычной школе? Ведь раньше в детском доме был специальный учебный корпус.

— Действительно, раньше дети учились здесь. Но несколько лет назад решено было перевести ребят в стандартную общеобразовательную школу. Дело в том, что если воспитанники и живут, и учатся в детском доме, после выпуска им трудно адаптироваться к окружающей среде. Ведь они мало общаются с посторонними людьми. Здесь они «варятся в собственном соку». А в обычной школе ребята видят, как устроен мир за пределами детского дома. Тем не менее, им там очень трудно. Я думаю, многие из них хотели бы учиться в родных стенах.

— А что теперь расположено в бывшем учебном корпусе?

— Теперь здесь работают различные кружки и секции, а также медицинский пункт. Для 115 воспитанников детского дома трудятся 93 сотрудника. Половина из них — социальные работники и педагоги дополнительного образования. Также у нас есть два психолога, учитель-логопед, учитель-дефектолог. В этой части здания дети занимаются творческим развитием и спортом. Они могут попробовать себя в разных видах деятельности: бисероплетении, макраме, шитье, рисовании и многом другом. Каждый день для ребят открыта изостудия. У нас есть свой Театр мод, где воспитанники создают коллекции одежды. Кстати, все шторы, которые украшают окна детского дома, сшиты их руками.

— Вы как раз руководите изостудией. Как проходят Ваши занятия с детьми?

— Шесть дней в неделю мы рисуем, лепим из пластилина, вырезаем и мастерим что-нибудь. Ребята приходят сюда по желанию, их никто не заставляет. Как это ни странно, но на занятия ходят все воспитанники детского дома. Кто-то ходит регулярно, кто-то реже. Дети постарше больше загружены уроками и спортом, но и они с удовольствием занимаются творчеством в свободное время. Очень любят рисовать мальчики. У них лучше развита фантазия. Мне нравится, что они всегда сами придумывают темы своих работ.

Мы стараемся максимально разнообразить нашу деятельность. Дети освоили бумагопластику, коллажи, роспись по дереву. Они сами шьют игрушки для детского театра кукол, рисуют различными видами красок, изучают графические техники, пишут портреты, этюды, зарисовки с натуры. Мы участвуем во множестве творческих конкурсов: районных, городских, краевых, российских и даже международных. Наши ребята постоянно занимают призовые места и получают заслуженные награды.

— Ирина Юрьевна, Вы уже 11 лет работаете в детском доме. А с чего все началось?

— Еще в юности я окончила художественную школу. Затем поступила в Краевое училище культуры и получила профессию организатор культурно-просветительной работы. Сначала занималась с ребятишками в Центре детского творчества. Потом пришлось уволиться — надо было воспитывать своих детей. Но сидеть дома постоянно очень трудно.

Из окон моей квартиры виден детский дом. Я все время наблюдала за ребятами, долго думала и решила пойти туда работать. Стала вести два творческих кружка: театральную студию и занятия росписью по дереву. С ребятишками мы поставили два спектакля. Но потом ко мне пришла другая идея. Для праздничного концерта в честь дня рождения детского дома, который мы отмечаем 12 апреля, нужно было придумать какой-то номер. И мы решили освоить жанр пародии.

— А кого пародировали?

— Звезд эстрады, конечно! Пугачеву, Леонтьева и так далее. Это очень понравилось коллективу и детям. С пародийными номерами мы выступали на городских мероприятиях в парке Горького: на Дне города и Дне защиты детей.

На уроках творчества мы стали заниматься живописью. Решили создать изостудию. Тогда я поняла, что моих знаний недостаточно — детям нужно больше. Я поступила в Красноярский государственный педагогический университет имени Астафьева и получила специальность учителя ИЗО. В вузе преподавали профессора из художественного института, так что я получила все необходимые навыки. Теперь я чувствую, что могу дать детям все, что им нужно.

— А какова воспитательная часть Вашей работы?

— Я думаю, что любое творчество является воспитательным процессом. Здесь дети развивают фантазию, учатся усидчивости, а главное, добру, потому что они рисуют только добрые вещи. Есть специальные занятия для дошкольников: я читаю им сказку, а ребята придумывают к ней иллюстрацию. А как известно, в каждой сказке есть поучительный момент, главная мысль, которая учит справедливости и доброте. Также на уроках развивается чувство товарищества, потому что дети стараются помочь друг другу, старшие что-то подсказывают малышам.

— Какими качествами нужно обладать, чтобы работать в детском доме?

— Нужно любить детей. Необходимо терпение и внимательность. Нужно уметь чувствовать мельчайшие перемены в настроении ребенка. И, конечно, надо быть честным. И тогда дети ответят взаимностью.

Некоторые люди, которые приходят в детский дом, говорят: «Как всех жалко!» А я всегда отвечаю: «Этим детям не нужна жалость. Им нужна любовь!»

Когда я иду на работу и захожу в наш двор, мне изо всех окон кричат ребятишки: «Здравствуйте, Ирина Юрьевна!» Только ради этого стоит жить. Значит, не такой уж я бесполезный человек, раз дети радуются при встрече со мной.

— Это правда. Тем более, одну свою воспитанницу Вы вырастили, как собственную дочь…

— Да. В первый же год своей работы здесь я сблизилась с одной девочкой — Олей. Она тогда училась в шестом классе. Мы постоянно общались. Я забирала ее на выходные и каникулы, предварительно написав необходимое заявление в дирекцию детского дома. Вместе мы ездили в отпуск. Я растила ее, как дочь, во всем помогала. Сейчас она уже взрослая, вышла замуж, но мы все равно — одна семья. Мои дети очень любят ее и считают своей сестрой. А я рада, что смогла дать ей ту любовь и заботу, которой ей не хватало.

— Именно это необходимо всем детям, живущим здесь?

— Конечно. Любовь — это самый большой подарок, который они хотели бы получить.

Беседовала Варвара Юшманова
Фотографии автора



Сейчас на главной