В ожидании кадровых репрессий

Лексикон российского правящего класса в последнее время показывает явную склонность к шизофрении. С одной стороны, первый вице-премьер правительства РФ Игорь Шувалов заявляет, что мы, дескать, уже «достигли дна кризиса» и подъем не за горами. С другой, – губернатор Александр Хлопонин все чаще разносит своих подчиненных за медлительность и неэффективность.

«Я уже больше предупреждать не буду! Как пробки из бутылки шампанского министры будут улетать. Мы не имеем права так раскачиваться в сегодняшней ситуации», – оповестил Александр Геннадиевич членов краевого кабинета министров на одном из мартовских заседаний. К слову, кандидатов на вылет набирается немало. Трудно сейчас назвать хотя бы одну отрасль в регионе, которая может похвастаться впечатляющими успехами. К тому же глава края, в отличие от Шувалова, настроен более пессимистично.

«В сентябре красноярцев ожидает новая волна кризиса», – заявил Хлопонин во время недавнего визита к красноярским таможенникам. По прогнозам регионального правительства, доходы в бюджет края сократятся примерно на 46-51 млрд рублей. А президент РФ Дмитрий Медведев недавно недвусмысленно намекнул, что за ухудшение ситуации в регионах ответственность будут нести его главы. И даже нашему губернатору-«отличнику» от этих слов должно быть не слишком уютно. Ведь сейчас торжествует привычная бюрократическая логика: свалить провалы в социально-экономической политике на своих подчиненных. Кремль «катит» на глав регионов, те, в свою очередь, на глав муниципальных образований.

vertolet Кадровые репрессии, безусловно, последуют, только будет ли от них толк? Чистить номенклатуру, конечно, надо, но ведь от перестановки «бюрократических слагаемых» общий отрицательный баланс для населения вряд ли изменится. Напряжение между федеральным центром и регионами в ближайшее время будет только нарастать. Губернаторам есть что предъявить «первопрестольной»: правительство РФ не стесняется пересматривать свои обязательства перед субъектами. В частности, наши инвестиционные проекты, которые и раньше финансировались далеко не «день в день», могут столкнуться с финансовым «голоданием».

ПРИНЦИП ДОМИНО

Сегодня в крае реализуется 71 инвестиционный проект с общим объемом финансирования 3,2 трлн рублей. Судя по последним событиям, не всем им суждено дожить до разрезания «красных ленточек». Первой «жертвой» бюджетной оптимизации стала Богучанская ГЭС. Как сообщил министр внешних связей и инвестиционной политики Сергей Верещагин, в этом году край рассчитывал получить на достройку ГЭС 2,675 млрд рублей. Однако сейчас сумма снижена до 1,7 млрд рублей. Это может привести к срыву срока ввода в строй гидростанции, которая должна быть введена в 2010 году. Руководство региона уже заявило, что будет добиваться восстановления финансирования в полном объеме, но, признаться, надежды на это немного. При всем лоббистском потенциале Хлопонина сейчас в стране слишком много желающих за счет федеральных денег удержать ситуацию в своих регионах. Борьба предстоит жестокая.

Не скоро будет запущен и Богучанский алюминиевый завод. Уже объявлено о переносе ввода первой очереди БоАЗа на 2012 год.

boges «Придется подождать и с теми социально-экономическими последствиями, которые принес бы завод для края. А это около 3 тыс. рабочих мест и порядка 2 млрд рублей ежегодных налоговых поступлений во все уровни бюджетов. Помимо отсрочки ввода первой очереди БоАЗа есть и другая проблема. Дело в том, что в большинстве подрядных организаций, работающих на строительстве завода, имеются долги по зарплате», – печально констатирует Сергей Викторович.

Нынешние проблемы «РУСАЛа» по «принципу домино» переносятся и на подрядчиков. Многие из них уже столкнулись с задержками платежей. В экономике сегодня все слишком зависят друг от друга, поэтому проблемы транснациональной корпорации сказываются и на заводе металлоконструкций в Назарово и на Канском «Маяке». Общий экономический подъем предшествующий кризису вдохнул в эти предприятия мощный импульс для развития, но сейчас все надежды оказались под большим вопросом.

Впрочем, в нынешних трудностях при реализации инвестпроектов на территории края есть и неожиданные плюсы. Дело в том, что большинство из них должны выйти на полную мощность только через несколько лет. То есть, когда по прогнозу большинства экономистов, нынешняя глобальная депрессия подойдет к концу. В этой ситуации хорошие шансы на успех имеют те проекты, которые сейчас находятся на стадии подготовки. Например, Кингашское медно-никелевого месторождения в Саянском районе, которое начнет приносить плоды только через несколько лет. Пока без суеты здесь строят горно-обогатительный комбинат и готовят транспортную и энергетическую инфраструктуру необходимую для промышленного освоения этого богатейшего месторождения. По прогнозам экспертов, по своему потенциалу он вполне сравним с Норильским промрайоном. Но сегодня главное для края, чтобы не повалился сам «Норильский никель», на которого, по словам авторитетной газеты «Ведомости», «объявлена облава»: (http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2009/03/24/187687).

norilsk С учетом того, что главного «охотника» – вице-премьера Игоря Сечина – в свое время называли одним из генеральных идеологов атаки на «ЮКОС», подобные проверки для «Норникеля» можно считать тревожным звонком. Впрочем, на Владимира Потанина многие «точили зубы», но, как правило, противники олигарха оставались с носом.

ШАРЫПОВСКОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

В минувшее воскресенье состоялся второй тур выборов мэра Шарыпово. Действующему главе Вадиму Хохлову неимоверными усилиями удалось сохранить свой пост. Он набрал всего на 1,5 процента больше, чем его конкурентка – Ирина Парфенюк. Стоит сказать, что эти выборы интересны тем, что модель, по которой пытались «свалить» Хохлова, может оказаться образцом для тех, кто постарается наверняка использовать нынешний кризис для решения политических проблем.

Вадим Хохлов на хорошем счету у губернатора, он достаточно эффективно лоббирует интересы города в органах краевой власти и, казалось бы, особых проблем на выборах у него возникнуть не могло. Однако, в собственной вотчине он во многом утратил контроль над ситуацией. Хохлов практически не имел влияния на местный избирком, а единственная местная телекомпания работала на его конкурента. Не было единства в собственной команде, и при проведении избирательной кампании была выбрана абсолютно ошибочная стратегия. Его политтехнологи в первом туре, не мудрствуя лукаво, делали кампанию по лекалам прошлых «тучных» лет, что оказалось совершенно не состоятельными в условиях кризиса. Лозунг Хохлова: «Строим будущее вместе» в ситуации, когда город вползал в депрессию, выглядел насмешкой над здравым смыслом. Его оппонент от «Справедливой России» Алексей Карпенко в этом смысле попал в точку, сделав акцент на переменах. Правда, при этом он умудрился налететь на серьезные нарушения при проведении агитации, за что и был снят с дистанции. Впрочем, в этом обвинили «узурпатора Хохлова», так что в первом туре мэр набрал всего 31% голосов. Карпенко стал сродни «народному герою», а популярность Хохлова резко упала. Только экстренная замена команды политтехнологов, которые в условиях жесточайшего цейтнота и противодействия местных структур смогли переломить во втором туре неблагоприятный для кандидата от «партии власти» тренд. Хохлов снова мэр.

Но Шарыповские выборы стали серьезным предупреждением для краевой и муниципальной властей. Смутное время пробуждает надежды не только у политических маргиналов, но и у разного рода сомнительных лиц с криминальным душком. Кризис – единственный шанс для подобных персонажей дорваться до власти. Шарыповский сценарий вполне может повториться на муниципальных выборах других территорий. А они в ряде районов состоятся уже через полгода и в марте 2010 года. Сегодня вряд ли кто даст гарантию, что кандидатам от «партии власти» удастся в следующий раз выйти сухими из воды.