Версия для печати

ТРЕБУЕТСЯ ШОУ!

Скука – один из самых страшных врагов российского менталитета. Когда русскому человеку скучно, он впадает в хандру, уходит в запой, становится опасным для общества. Скука также враг российской политики. Доводилось слышать остроумную версию, что перестройка в СССР, приведшая к развалу великой империи, случилась именно из-за того, что брежневский формат правления, несмотря на всю свою пресловутую стабильность, навевал такую зевоту, и обществу просто необходима была мощная встряска, дабы совсем не закиснуть. Другой вопрос, как уже не раз бывало в нашей истории, надежда на «авось» привела к страшной буре, масштабы которой и не снились глашатаям «нового мышления» в самом кошмарном сне.

Проблема политической скуки сегодня переформатировалось в такое понятие, как проблема «явки на общефедеральных выборах». Она понижается от выборов к выборам. А это, в свою очередь, означает снижение легитимизации выбираемой нами власти. Здесь возникает стратегическая проблема устойчивости государства. В Москве это хорошо понимают. Недавно глава ЦИК Владимир Чуров заявил, что желательно бы поднять явку до 60%.

По прогнозам, на выборы в Госдуму придет около 45%. Судя по нашим выборам в Законодательное собрание края, эта цифра похожая на правду. И если этой осенью партии не предложат избирателям захватывающего спектакля, то полупустые избирательные участки 2 декабря никого не удивят.

Именно с этой колокольни интересно поразмышлять, какие сценарии могут предложить красноярские политики во время официально стартовавшей кампании в Госдуму. Тем более, что избирательное шоу, пусть и вяло, но уже началось. Если вспомнить выборы в краевой парламент, то главными поставщиками зрелищ (но не хлеба!) были коммунисты и так называемые правые (СПС). С них и начнем.

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?

Известно, что опасность мобилизует мозги. Для СПС 2007 год стал моментом истины. Вопрос для них звучит по гамлетовски: «Быть или не быть»?

Правые медленно, но верно скатывались в разряд политических маргиналов. Не попав в Госдуму-2003, они вынуждены были последние четыре года пребывать на задворках российской политики. В крае, впрочем, они там были всегда. Еще бы немного и о тех – кто был главными героями ельцинских реформ – забыли бы самые преданные поклонники либерализма. Свет в мрачном туннеле для СПС забрезжил с приходом Никиты Белых и политтехнолога Антона Бакова. Они не побоялись провести над Союзом правых сил операцию по смене политического пола. Их лексикон, несмотря на присутствие в нем священного для либералов слова «капитализм», претерпел радикальную метаморфозу. Фразеология правых до боли стала напоминать слоганы левых партий: пенсии, социалка, критика власти…

Это был рискованный шаг. Можно было окончательно растерять остатки либерального электората и не приобрести нового. Но российский избиратель – существо загадочное. Не особо разбираясь в политических тонкостях, он по-прежнему чуток к популистским лозунгам, ласкающим его измученную реформами душу. Эффектные технологии так называемого «сетевого маркетинга», которые успешно использовал Баков, помогли правым впервые в своей истории получить два депутатских мандата в ЗС.

Еще одним из методов привлечения избирателей стала ставка на скандалы. Раскрутить малоизвестную в крае партию помогли в какой-то мере и неуклюжие действия административных и силовых структур, которые «повелись» на откровенные провокации. Судя по всему, такие технологии будут использоваться и на выборах в нижнюю палату федерального парламента. Здесь очень многое будет зависеть от того, сделали ли правильные выводы из ошибок оппоненты СПС. В любом случае, именно от правых можно ожидать одну из самых креативных кампаний в нашем регионе.

ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВО УЛИЦА

Коммунисты (правда, по другим причинам) тоже в этом году решили дать «последний и решительный». Дело в том, что с приходом к власти Владимира Путина результаты КПРФ на выборах стабильно падали. Эксперты вполне обоснованно заговорили о системном кризисе самой крупной левой партии России. И они не преувеличивали. Общий тренд неумолимо подталкивал к выводу, что выборы-2007 могут стать для коммунистов последними, когда они проходят в Госдуму.

Партфункционерам пришлось напрячь подуставший в перманентной борьбе с «антинародным режимом» интеллект и подпустить к кампании молодых и талантливых сторонников левой идеи. Неожиданно помогли КПРФ их извечные соперники «единороссы». Именно по инициативе «Единой России» в избирательное законодательство был внесен ряд принципиальных изменений, которые оказались на руку левым. В частности, СМИ были поставлены в жесткие рамки, и теперь их роль на выборах резко уменьшилась. Но КПРФ никогда не делала ставку на средства массовой информации. Ее коньком была технология «от двери к двери», а также разные форматы уличных акций. Именно «Ее величество улица» во многом помогла региональному отделению КПРФ занять второе место на выборах в ЗС края с солидным отрывом от бронзового призера. Судя по летним акциям, красноярские коммунисты «вошли во вкус». Во всяком случае, их акции оказались наиболее эффективными и эффектными. Не случайно полускандальный слоган, придуманный в творческой лаборатории РО КПРФ – «Лучше красные, чем голубые» – Зюганов решил растиражировать на всю страну. Здесь, правда, есть один нюанс. С коммунистами в этом году еще никто серьезно не боролся и очень интересно посмотреть, не растеряются ли зюгановцы, когда их начнут «мочить» по гамбургскому счету. С точки зрения предвыборной драматургии именно такие сшибки больше всего привлекают избирателя.

ПРОБЛЕМЫ ФАВОРИТА

У любой партии, которая занимает доминирующее положение в стране (не только в России), рано или поздно возникает «кризис идей». Это вполне понятно. Та же «Единая Россия» («ЕР») просто обречена в любой избирательной кампании делать ставку на позитив. А позитив штука коварная. Когда он появляется на фоне кризиса – это свежо и остро. Когда же темы уныло переходят из одной кампании в другую, избиратель начинает терять интерес. Как и для актеров, для политиков нет ничего страшнее, чем уход зрителей (избирателей) со скучного спектакля. Оппозиции в этом отношении легче. Пусть у нее нет административного ресурса, зато развязаны руки. «ЕР» же приходится действовать в строго очерченных рамках.

Примерно в таком положении находится и региональное отделение «Единой России». Ей, на самом деле, есть что показать сибирякам – последние годы для Красноярского края выдались весьма успешными по многим направлениям. Вот только, когда об этом тебе долбят в СМИ изо дня в день даже самый убежденный сторонник стабильности и развития может глубоко затосковать. Для «ЕР» вопрос создания новой оригинальной упаковки старых тем, – чуть ли не самый главный на этих выборах. Чтобы «зацепить» избирателя красноярским «медведям» не помешал бы капитальный «апгрейд» форм и методов кампании. Наверняка это понимают в предвыборном штабе «единороссов». Поэтому интересно посмотреть, что из этого «переформатирования» получится.

ВСЯ НАДЕЖДА – НА ЦИК?

Крайне трудно предсказать, в каком жанре предвыборного шоу будут выступать сторонники Сергея Миронова. Их весенняя кампания запомнилась только двумя моментами: частотой употребления слова «справедливость» да попыткой прислониться к Президенту РФ. Но этим грешат многие партии. По нашей информации, в крае на «Справедливую Россию» уже работают представители одной известной московской PR-конторы. Может быть, обрадуют они нас неожиданными находками. Пока же главным ньюсмейкером красноярских «справороссов» выступает Валерий Зубов. Он то уходит из партии, то вновь возвращается. Последняя новость – намедни газета «Коммерсант» сообщила, что нашего экс-губернатора могут не включить в избирательный список. Но это не то шоу, которое добавит «СР» голоса избирателей.

Еще одна проблема, актуальная для всех основных политигроков – адаптация федеральных слоганов к особенностям конкретных регионов. Пожалуй, только ЛДПР может об этом не волноваться. На всех кампаниях нужный результат достигался при помощи шоуменского таланта лидера этой структуры. Возможно, Владимир Вольфович и в этом году сможет в одиночку вытащить ЛДПР за семипроцентный барьер.

Стоит упомянуть еще об одном важном участнике предстоящего зрелища. О ЦИКе. Ее руководитель Владимир Чуров, похоже, решил не отставать от своей клиентелы – федеральных партий. Больше всего его волнует явка. Чуров уже публично заявил, что будет развернута PR-кампания по повышению явки избирателей. Например, ЦИК выпустил детскую книгу «Я знаю, что такое выборы». Будут также именные приглашения для избирателей, серьезный исторический фильм на тему выборов и забавные агитационные ролики. Судя по некоторым заявлениям председателя ЦИК, эта кампания вполне может затмить акции некоторых партий. Что ж – посмотрим…

Александр ЧЕРНЯВСКИЙ



Сейчас на главной