Торгово-развлекательный центр: больше, чем шопинг

Место жизни современного красноярца Современный мегаполис нельзя представить без торговых центров. Типичный житель большого города — человек с плотным рабочим графиком — не может позволить себе ездить по магазинам в разные концы города, чтобы купить и продукты, и одежду, и бытовую технику. Гораздо удобнее приобретать товары в одном месте, а еще лучше, если в этом же месте можно перекусить, сходить в кино или поиграть в боулинг. Рынок отвечает потребностям горожан: теперь в каждом районе мегаполиса есть по одному, а то и несколько торгово-развлекательных центров. Все они призваны «съесть» свободное время своих посетителей, предлагая им отдых на любой вкус. В итоге на выходных ТРЦ заполняются людьми всех возрастов, становясь своеобразными «домами культуры» XXI века.

История торговых центров Красноярска

Пожалуй, самым первым торговым комплексом в Красноярске можно считать Центральный универсальный магазин (ЦУМ). Он открылся в историческом центре города в 1964 году и объединил под одной крышей ряд павильонов с продовольственными товарами. 17 лет спустя, в 1981 году, в городе появился ТЦ «Красноярье», он стал своим «ЦУМом» для жителей правобережья. В целом же, магазины в советском пространстве отличались немногочисленностью и малогабаритностью. Дефицит товаров порождал высокий потребительский спрос и, как следствие, выстраивал из покупателей большие живые очереди, ставшие непременными составляющими советского шопинга. Красноярск времен СССР не был исключением.

Бум строительства ТК в России пришелся на первое десятилетие 21 века. «Лихие девяностые» сменили «сытые нулевые», экономический подъем в стране породил культ потребления. В эти годы шопинг стал новый формой досуга, и мелкие магазины начали уступать место моллам, объединяющим в одном помещении магазины, салоны красоты, кафе, кинотеатры. Зимой 2001 года в Красноярске открылся первый крупный торгово-развлекательный центр «Торговый квартал на Свободном». Двухэтажное здание на площади 37 тысяч квадратных метров объединило бутики ключевых брендов, фуд-корт (специальная часть торгового центра, в которой расположены несколько кафе, заведений фаст-фуд и ресторанов) и многозальный кинотеатр. Этот ТРЦ в городе стал первой многофункциональной торговой площадкой для шопинга и отдыха.

В дальнейшем тенденция к развитию в городе торговых центров продолжилась: «Мега» (2006 год), «Огни» (2007 год), «Взлетка Plaza» (2007 год). Одним из самых «горячих» периодов истории ТК в Красноярске стал 2008 год: в городе открылся ТРЦ «Планета», ТК «Оптима», ТРЦ «Июнь», ТЦ «Авеню». На сегодняшний день в краевой столице успешно функционирует более 50 торговых и 8 торгово-развлекательных центров. Последние пользуются среди горожан особой популярностью.

Секрет популярности моллов

По словам Муссы Экзекова, президента крупнейшего строительного холдинга GC Development Group, сегодня потребитель искушен выбором, поэтому комплексы, предлагающие только шопинг, теряют популярность. «Будущее, во–первых, за многофункциональностью: площадками для отдыха и самых разнообразных занятий, с элементами торговли. Во–вторых, за новым уровнем комфорта — необходимы комфортный подъезд и парковка, комфортное пространство внутри, продуманный дизайн», — рассказал РБК daily Экзеков.

В настоящее время с точки зрения наличия развлекательной инфраструктуры торговые комплексы, действительно, уступают торгово-развлекательным центрам. Не каждый ТК в Красноярске может предложить посетителям кинотеатр, детскую площадку или супермаркет. Однако под влиянием рынка торговые центры модернизируются. Такие ветераны как «ЦУМ» или «Красноярье», считавшиеся долгое время рудиментами советского прошлого, преобразились за счет кафе, химчисток, аптек. Словно в доказательство новой жизни в конце августа на крышу Центрального универмага установили новую, современную вывеску, а старые окна заменили пластиковыми. Торговый комплекс «Квант», в народе именуемый «крытым рынком», обзавелся отделением Сбербанка, кафе, столовой, супермаркетом. Несмотря на отсутствие кинотеатра и боулинга, горожане, проживающие в центре города, используют «Квант» как место для проведения досуга.

Однако все же наибольшую концентрацию людей можно наблюдать в крупных торгово-развлекательных центрах. «Планета», «Июнь», «ТК на Свободном» ежедневно собирают в своих стенах не только потенциальных покупателей, но и современных пилигримов, молодых людей, готовых посвятить свой досуг просмотру витрин. «В торговый центр я хожу не только для того, чтобы купить себе что-то новое. Иногда просто хочется пройтись, посмотреть, что сейчас продается, приглядеть вещи на будущее, отдохнуть. Зимой вот у нас на улице особенно не погуляешь из-за холода, а в торговом центре и согреться можно, и кофе выпить, и погулять, и в кино сходить», — говорит 16-летняя красноярка Вера Соколова. Мысль о том, что ТРЦ сейчас — это место отдыха, поддерживает 21-студент Евгений Минчев: «Я редко хожу за покупками, чаще в кино и иногда поиграть в боулинг. Очень удобно, что все в одном месте, не надо перемещаться по городу».

Отвечая потребностям горожан, девелоперские компании продолжают развивать на территории Красноярска моллы. В 2014 году в поселке Солонцы компания «Торговый квартал» планирует открыть торгово-развлекательный центр на площади 157 тысяч квадратных метров. Основным арендатором центра станет международная розничная сеть «Ашан», появления которой красноярцы ждали уже давно. Мнением о перспективах открытия новых торгово-развлекательных центров в Красноярске с ИА «Пресс-Лайн» поделилась Светлана Кузьмина, директор по маркетингу и консалтингу ЗАО «Торговый квартал»: «В настоящий момент рынок торговой недвижимости Красноярска еще не насыщен торговой недвижимостью для города такого масштаба, а Красноярск с прошлого года является миллионником с высокими показателями социально-экономического развития. Большинство торговых объектов города являются непрофессиональными окружными или районными торговыми центрами, преимущественно без развлекательной составляющей и со слабым пулом арендаторов. Некоторые объекты можно отнести к организованной форме рынков. Обеспеченность качественными торговыми площадями на тысячу жителей города составляет всего 309 квадратных метров, потенциал ввода торговых площадей для выхода на европейские показатели обеспеченности составляет 216,5 тысяч квадратных метров».

Исходя из этих данных, несложно догадаться, что Красноярск, претендующий на статус города-милионника, является непаханым полем для девелоперских компаний. К тому же, по данным международной компании Cushman&Wakefield, в 2012 году Россия заняла одно из лидирующих мест среди европейских стран по росту доходности торговых центров. Все эти факты позволяют сделать прогноз, что в ближайшем будущем город на Енисее станет популярной площадкой для реализации проектов торговой недвижимости. Красноярску стоит ждать новых моллов, а горожанам — новых мест для отдыха, более масштабных, чем каток, клуб или бассейн. Впрочем, современные «дома культуры» готовы вместить в себя многое.

Ольга МАКАРЕНКО — ИА «Пресс-Лайн»