Версия для печати

Тест на мультикультурность

Шумиха, которая сейчас разворачивается вокруг возможного приезда якобы тысяч безработных с Северного Кавказа к нам, весьма показательна. По сути, она стала настоящим тестом на так называемую «толерантность». Его результаты показывают, что с построением мультикультурного общества в Красноярском крае, также как и в Германии, Франции и в Великобритании, наблюдаются определенные проблемы. Немало сибиряков, как выяснилось, не в восторге от того, что экономику «региона-локомотива» будут двигать в числе прочих наши соотечественники из северокавказских республик.

В принципе, удивляться этому было бы глупо. После декабрьских событий на Манежной площади в Москве межэтнические проблемы стали одной из главных силовых линий не только политики, но и всей нашей жизни. Волна всевозможных фобий, связанных с межнациональными конфликтами, накрыла даже такой более-менее благополучный в этом отношении регион, как Красноярский край.

Хотя, бытовая ксенофобия существовала даже во времена, когда коммунисты создавали невиданную в истории межнациональную общность — советский народ. Разрушаться этот миф начал ровно 25 лет назад после событий в Алма-Ате, когда казахи вдруг увидели в русских врагов. После еще много чего произошло на опасной межнациональной почве в нашей многострадальной стране. К сожалению, не в пользу терпимости и мультикультурности.

ФОБИИ СИБИРЯКОВ И ИЛЛЮЗИИ ЧИНОВНИКОВ

И все же, нынешняя тревога сибиряков — типичный фантом, основанный на шатких основаниях. Пока это всего лишь очередной чиновничий сюжет, имеющий по определению мало шансов воплотиться в реальность. Напомним фабулу.

В прошлом году Александр Хлопонин, став полпредом Президента в СКФО, провозгласил теоретически правильную идею о разгрузке избыточных трудовых ресурсов с подведомственной ему территории: направлять безработных в регионы, где наблюдается дефицит кадров.

В феврале 2011 года в Красноярске подписали два соглашения на эту тему. Сначала губернатор Красноярского края Лев Кузнецов и глава республики Ингушетия Юнус-Бек Евкуров на Красноярском экономическом форуме поставили росписи на документе о сотрудничестве между регионами. Оно, в частности, предусматривает и миграцию трудовых ресурсов из Ингушетии в центр Сибири. При этом, глава края заметил: «Мы прогнозируем, что в ходе реализации крупных инвестиционных проектов у нас может возникнуть дефицит кадров. Мы считаем важным, чтобы человек независимо от места рождения, мог себя реализовать в любом регионе нашей страны».

meri-2А в конце прошлой недели руководитель регионального агентства труда и занятости населения Виктор Новиков и директор государственного учреждения службы занятости населения Ставропольского края «Межрегиональный ресурсный центр» Андрей Клименко подписали второе соглашение — «О сотрудничестве по подбору работников для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест в организациях Красноярского края безработными гражданами, проживающими в республиках Северного Кавказа». Данные документы будоражат часть красноярского интернет-сообщества. Появился даже специальный сайт, на котором каждый желающий может подписать петицию к губернатору Льву Кузнецову с говорящим названием «Нет — безработным гражданам с Северного Кавказа». Количество подписавшихся уже перевалило за тысячу.

Но есть ли под фобиями основания? Вряд ли. Во-первых, не стоит переоценивать эти межрегиональные соглашения. Они подписываются пачками на всех уровнях и во всех отраслях, но реально из них работают единицы. Вот при Сталине можно было в стиле Блицкрига подогнать железнодорожные составы, погрузить туда десятки тысяч чеченцев и вывезти их в голую казахстанскую степь. Нынешняя власть на подобные масштабные акции не способна априори.

Во-вторых, не стоит переоценивать желание самих северокавказских безработных сменить теплый юг на суровую Сибирь. На сегодняшний день, по данным Межрегионального ресурсного центра, искать трудового счастья в других регионах намерены около 5,5 тысяч жителей СКФО. Сколько из них может приехать на берега Енисея? Максимум несколько сотен, которые погоды здесь точно не сделают.

Заметим еще одну простую вещь. Ни Хлопонин, ни Кузнецов, ни Евкуров не определяют пути трудовой миграции — это делает экономика. За «длинным рублем» мобильные и предприимчивые граждане РФ из любого, подчеркиваем, любого региона отправятся без всяких подсказок сверху. Так что спите спокойно, дорогие земляки. Нас скорее затопят «желтые» волны с азиатского юга, чем «кавказские» потоки с западного направления.

ДОРОЖНОЕ ПРОКЛЯТИЕ

meri-3Историю с государственным учреждением «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю», которое сейчас антимонопольщики проверяют на предмет перерасхода свыше 600 миллионов рублей, в принципе, можно было предсказать заранее. Начиная с конца 2009 года наши дорожники, со средней периодичностью раз в 7 месяцев, становятся персонажами крупных скандалов. Что интересно, помимо профессиональной принадлежности к дорожному цеху, руководителей данных предприятий объединяет наличие депутатских мандатов и принадлежность к «Единой России». Хотя, конечно, не эти факторы стали причиной их проблем. Не иначе, как кто-то сглазил.

Первым осенью 2009 года оскандалилось ФГУ «Байкалуправтодор», возглавляемое депутатом горсовета Красноярска Константином Ляшкевичем. Напомним, из-за некачественного ремонта дорожного полотна в Нижнеингашском районе почти на неделю была перерезана стратегическая артерия, соединяющая Центральную Россию с Дальним Востоком.

Министр транспорта РФ Игорь Левитин назвал происшествие беспрецедентным и предложил руководству Росавтодора рассмотреть вопрос об освобождении Константина Ляшкевича от занимаемой должности.

«Связь между западными и восточными регионами страны была прервана по вине дорожников. Когда не удается восстановить разрыв на федеральной трассе в течение пяти суток — это ЧП. Грузополучатели и транспортные компании понесли значительный материальный и моральный ущерб», — заявил тогда в ноябре министр. Но ничьи головы не полетели. Более того, суперпробка позволила краю получить от Минтранса дополнительно три миллиарда рублей на ремонт проблемного участка федеральной автотрассы.

Летом 2010 года в центре скандала оказался уже депутат ЗС Александр Многогрешнов. Предприятие, которое прочно связано с именем этого парламентария (ОАО «Красавтодорстрой») вдруг инициировало процедуру банкротства. В августе прошлого года решением Красноярского арбитражного суда в акционерном обществе было введено внешнее наблюдение. А между тем, «Красавтодорстрой» до 2008 года был процветающим предприятием и в предкризисном 2007 году объемы его заказов превышали один миллиард рублей. Компания выигрывала выгодные тендеры в Красноярском крае и других регионах РФ, в том числе и в Сочи. Тогда на предприятии работало более одной тысячи человек, но в период кризиса у компании накопилась серьезная задолженность перед кредиторами — порядка сотни миллионов рублей. Кроме того, деловое реноме «Красавтодорстроя» изрядно пострадало из-за скандалов, связанных с некачественным выполнением ремонтных работ на дорогах краевого центра. Как считают многие эксперты, процедура банкротства позволила предприятию защититься от претензий кредиторов.

Наконец, в феврале 2011 года вылезла наружу история, в которой фигурирует фамилия еще одного влиятельного дорожника — руководителя КрУДора, депутата Заксобрания (ЗС) региона Сергея Зяблова. Если будет доказана его вина в перерасходе бюджетных средств, то может получить рекордный в истории России административный штраф для физического лица (около 1,2 миллиардов рублей).

meri-4Проверку правильности расходования средств в рамках реализации инвестиционного проекта «Комплексное развитие Нижнего Приангарья» инициировало Министерство регионального развития РФ. Их заинтересовал контракт, заключенный в 2010 году между управлением дорог по Красноярскому краю и компанией «Трансмост», выигравшей аукцион на строительство сети дорог в районе Нижнего Приангарья. По условиям договора, сумма должна была составить 4,543 миллиарда рублей, однако контракт был подписан на 5,149 миллиарда рублей. Эта разница в 606 миллионов и заинтересовала контролеров. Предварительная проверка, проведенная центральным аппаратом Федеральной антимонопольной службы, показала, что в данном деле возможны нарушения закона.

Заметим, что сами антимонопольщики комментируют это дело довольно скупо. «По поручению ФАС России в управлении проводится подготовка к административной процедуре по результатам внеплановой проверки соблюдения законодательства о размещении заказов, проведенной инспекцией ФАС России в ноябре 2010 года. В ходе внеплановой проверки установлены признаки нарушения законодательства о размещении заказов. До завершения административного дела Красноярское УФАС России считает недопустимым указывать на вину конкретных физических и юридических лиц, как на свершившийся факт», — говорится в официальном заявлении на сайте Красноярского УФАС России.

Многие коллеги Зяблова не без оснований полагают, что КрУДор сейчас страдает из-за происков столичных конкурентов, но в этих дорожных скандалах любопытен и другой аспект. Уже сейчас активно обсуждаются списки кандидатов на следующие выборы в ЗС. Не скажутся ли неприятности на дальнейшей политической карьере нынешних депутатов? Хотя, если говорить о Зяблове, то у него репутация одного из самых эффективных одномандатников, пользующегося большой электоральной поддержкой на юге региона. Вряд ли у «Единой России» есть реальные дублеры в зябловском округе, способные гарантированно выиграть следующие выборы. В любом случае, тем, кто сейчас выстраивает стратегию на предстоящие региональные выборы, последние события дают много пищи для размышлений.



Сейчас на главной