Версия для печати

Тарифы накрыл парниковый дефект

В Богучанском районе созданы тепличные условия для монополии.
© Pixabay

Тема жилищно-коммунального хозяйства в России никогда не была простой. На поверхности — проблемы населения и высокие тарифы. Поглубже — дорогие иномарки коммунальщиков. Еще глубже — любопытные схемы практически честного отъема денег у людей и государства. Одну из таких схем нарисовали в Богучанском районе Красноярского края.

В территории работают несколько коммунальных компаний: ООО «УК «Богучанжилкомхоз», ООО «Богучанские тепловые сети», ООО «Жилье» и ООО «Водные ресурсы». Эта группа с 2006 года занимает доминирующее положение в сфере коммунальных услуг Богучанского района, контролируя до 100% рынка. На первый взгляд, здесь есть и конкуренция, и борьба за клиента — ведь предприятий несколько. Но на деле эта группа компаний имеет одного хозяина.

6430171_8631320

Работают — и ладно. Удивительно другое — компании эти непотопляемые. Как следует из данных прокурорской проверки, в 2013 году ООО заключили между собой несколько договоров оказания услуг. Расходы, понесенные компаниями по этим договорам, были признаны прокуратурой экономически необоснованными. Например, только стоимость услуг ООО УК «Богучанжилкомхоз» (бухгалтерские, юридические, транспортные), оказанных и оплаченных ООО «Богучанские тепловые сети» в 2013 году, превысила 130 млн рублей. При этом сумма была включена в себестоимость услуг ООО «Богучанские тепловые сети» при утверждении тарифа.

Решением УФАС по Красноярскому краю компании «Богучанские тепловые сети» было выдано предписание о пересмотре тарифа. Но энергетики решили сражаться и подали апелляцию.

Справка
Собственником коммунального имущества в Богучанском районе является районная администрация. Имущество передается в аренду коммунальным компаниями по договорам, заключаемым по итогам торгов. Договоры аренды — краткосрочные. За несколько лет вместо одного МУП «Богучанжилкомхоз», которое неожиданно обанкротилось, для оказания коммунальных услуг населению и организациям Богучанского района было создано пять коммерческих структур, образовавших группу, монополизировавшую рынок коммунальных услуг.

При этом потребители коммунальных услуг Богучанского района (жители, на которых не распространяются бюджетные субсидии), просто вынуждены принимать завышенные тарифы. В случае их оспаривания коммунальные компании прекращают оказание услуг в одностороннем порядке. Примеров тому — множество.

Так, в июне 2013 года ООО «Богучанские тепловые сети» («БТС») в одностороннем порядке расторгло договоры на поставку тепловой энергии с потребителями в поселках Ангарский, Артюгино, Беляки, Манзя, Нижнетерянский Богучанского района. Новым поставщиком тепловых услуг с 1 сентября 2013 для этих поселков стало ООО «Жилье». При этом тариф на тепловую энергию вырос с 3822,98 рубля за Гкал (ООО «БТС») до 7352,79 рубля (ООО «Жилье»). Потребители, отказавшиеся принимать увеличенный тариф, были отключены от тепловой энергии в период отопительного сезона.

Решением УФАС по Красноярскому краю 4 апреля 2014 года ООО «Богучанские тепловые сети» и ООО «Жилье» в качестве группы лиц признаны нарушившими часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

Напомним, в соответствии с действующим законодательством, значительная часть тарифа на коммунальную услугу для населения района субсидируется за счет районного или краевого бюджетов. Бюджетные организации в Богучанском районе оплачивают полный тариф за счет субсидий из бюджета. Таким образом, завышенные тарифы на коммунальные услуги в значительной степени покрываются за счет бюджетных средств.

— К большому сожалению, подобные злоупотребления в нашем крае не редкость. Несовершенство законодательства дает широкий простор для подобных дельцов. Если предприятие работает не первый год, то рост тарифа на его услуги не может превышать предельного индекса. Он, как правило, держится в районе инфляции. Но если предприятие работает первый год, только заходит на управление хозяйством, то тариф может вырасти и в два, и в три раза. И в силу того, что потребителей в территориях края не так много, плата на одного человека выходит просто неподъемной, — комментирует председатель Общественного движения «Народный контроль в ЖКХ» Роман Казаков.

По его словам, решение этой проблемы лежит в плоскости укрупнения обслуживающих организаций и в переходе на долгосрочное тарифное регулирование. На конкурс нужно «пакетом» выставлять инфраструктуру сразу нескольких муниципальных образований. И тариф, со всеми ежегодными повышениями, следует утверждать на срок от трех до пяти лет. В этом случае исключается возможность быстрой наживы для разного рода проходимцев, обеспечивается понятная среднесрочная перспектива обслуживания и развития всего коммунального комплекса.

Впрочем, может быть, и сейчас все обосновано, включая высокие тарифы?

Богучанский относится к северной группе районов Красноярского края. Тарифы на тепловую энергию, действующие в Богучанском районе, целесообразно сравнить, например, с тарифами Северо-Енисейского района, который также относится к северной группе и сопоставим по характеристикам с Богучанским. Результат получается довольно занятный.

Тариф ООО «Богучанские тепловые сети» в среднем на 33–35% выше тарифов на тепловую энергию в Северо-Енисейском районе. Тарифы ООО «Жилье» выше на 65–67%.

7333504_2774146

А теперь взглянем на бюджет Богучанского района. В том же 2013 год на оплату услуг ЖКХ было запланировано 448 млн рублей (23% от бюджета). Треть этой суммы — 154 млн рублей — выделено в рамках субсидии коммунальным компаниям на выпадающие доходы. Остальные субсидии поступают тем же коммунальщикам через бюджетные организации и льготные группы населения.

В 2014 и 2015 годах суммы, выделяемые из районного и краевого бюджетов на субсидирование расходов на услуги ЖКХ, составили 470,6 и 474,5 (в том числе из краевого бюджета — 196,4) млн рублей соответственно.

Таким образом, если предположить, что тарифы компаний ООО «УК «Богучанжилкомхоз», ООО «Богучанские тепловые сети», ООО «Жилье» и ООО «Водные ресурсы» необоснованно завышены на 33–35% (по аналогии с тарифом на тепловую энергию), то общие потери бюджета предположительно можно оценить в 150 млн рублей в год.

Антон Сергеев

Источник: МК Красноярск



Сейчас на главной