Тарифный парадокс

О том, что «Русал» просто экономически не может нарастить налоговый потенциал, собственник компании Олег Дерипаска рассказал на своей первой за последние семь лет пресс-конференции на Красноярском экономическом форуме. Устало выглядевший миллиардер поведал о тяжелых потерях холдинга от бесконечного роста тарифов на электроэнергию.  «Тарифы выросли только за последние четыре года более чем в три раза. И тот трансферт добавленной стоимости, который мы отправляем на энергетику, должен учитываться. Также восстановление цен на алюминий идет медленно, если до кризиса цена была 3100$ за тонну, то сейчас 2400 — 2500. Мы надеемся, что цены выйдут на уровень 2700$, а каждая сотня долларов — это 12-13 долларов налогов», — отметил руководитель «Русала».

ovderipaska

Прав ли Олег Владимирович относительно всего холдинга, остается догадываться, однако доступная отчетность предприятий холдинга заставляет задуматься. Для примера можно взять один из крупнейших заводов металлургической империи — Красноярский алюминиевый. И здесь рост энерготарифов особо не повлиял на эффективность его работы. Блестящие менеджеры, руководящие КрАЗом, даже в кризисном 2009 году смогли добиться значительной прибыли.  В прошлом году только за девять месяцев (официально итоги года еще не подведены) ее размер достиг почти 5,8 миллиардов рублей при выручке в 33,5 миллиарда. Интересно, что сам тариф для КрАЗа в последнее время не обнародовался, правда, год назад ходили упорные слуги о его снижении. В любом случае, основной поставщик электроэнергии для завода — еще один актив, входящий в мегахолдинг предпринимателя, Красноярская ГЭС. С гидростанцией история также довольно интересная. В сентябре 2010 года аналитики «Рай, Ман энд Гор секьюритиз» начали анализ акций ОАО «Красноярская ГЭС». Оказалась, что крупнейшая из ныне существующих электростанций России, вовсе не так интересна для инвесторов, как считалось ранее. Причина в том, что ГЭС, входящая в «Евросибэнерго», заключила 10-летний договор с КрАЗом на поставки электроэнергии, по мнению экспертов, по «заниженным» ценам. «Станция может продавать оставшееся электричество на оптовом рынке, но соглашение с заводом существенно ограничивает рост средних цен отпуска», — говорилось  в выводах RMG.

При этом напомним себестоимость электроэнергии ГЭС. В 2009 году она составила 6,89 копеек за 1 КВт/ч. Это меньше чем в 2008 — 8,22 копейки. В прошлом году ГЭС побила свой же рекорд по выработке электроэнергии, что позволяет говорить о том, что кратного роста затрат, а  следовательно и кратного роста себестоимости не было. Еще одна цифра из 2009 года — чистая прибыль ОАО «КГЭС» в 3,7 млрд. рублей.

Подробнее об этом можно прочитать здесь.

Но если с этими активами в целом ситуация стабильная и даже позитивная, то у предприятий, в отношении которых не действует благоприятный режим энерготарифов, положение часто выглядит весьма плачевным. Тот же «базэловский» актив — ООО «Енисейский ЦБК», единственный производитель бумаги (если не считать туалетную) в Красноярском крае, «погорел» именно на этом. Задолжав в период кризиса энергетикам более 100 миллионов рублей, комбинат был обесточен. Не помогла и многомиллионная поддержка со стороны правительства края. О ЦБК вспомнили в конце прошлого года, начались переговоры с китайцами о создании нового производства. Параллельно имущественный комплекс обанкротившегося  ООО  выкупают опять же структуры «Базэла». В рамках VIII Красноярского форума «Базовый элемент» подписал соглашение с компаниями из КНР об организации целлюлозного производства на базе ЦБК. Однако даже если проект стоимостью в 300 миллионов долларов окажется успешным, отбеливать целлюлозу, то есть выпускать продукт высокой степени готовности все равно будут в Китае.

Между тем, заводы «Русала» в прошлом году продемонстрировали почти идеальную игру на оптовом рынке электроэнергии. Сразу несколько пять генераторов (ОГК-4, ОГК-6, ТГК-11, «Новосибирскэнерго» и УК «Сибирская генерирующая компания») потребовали от ФАС России возбудить дело в отношении алюминиевого холдинга. По их версии, компания Олега Дерипаски умышленно сбивала цены на свободном рынке в Сибири двумя способами. В первом случае металлурги занижали объемы заявок на рынке на сутки вперед (РСВ), докупая недостающее на балансирующем рынке (БР). Снижение спроса приводило к падению цен на РСВ и росту на БР. Но покупая большую часть энергии на РСВ, «Русал» экономил. Вторая тактика, от которой алюминиевые заводы, по утверждению генераторов, не отказались до сих пор, еще проще: подавая заявки с ценой ниже рынка на огромные объемы энергии, потребитель тем самым сбивает стоимость энергии в свободном секторе. Дело возбудили летом, о результатах стало известно в феврале 2011 года. Доводы генераторов оказались обоснованными.  ФАС установила, что доход, полученный группой лиц в составе ОАО «РУСАЛ Красноярск», ОАО «РУСАЛ Саяногорск», ОАО «РУСАЛ Братск», ОАО «РУСАЛ Новокузнецк», ОАО «СУАЛ» вследствие нарушения антимонопольного законодательства, составил порядка 10 млн рублей за два дня.

Хрестоматийным примером стали и беды МРСК Сибири. Компания передавала заводу «Русал-Красноярск» (КрАЗ) электроэнергию на праве «последней мили». Алюминщикам удалось через суд добиться заключения прямого договора с федеральным оператором ФСК ЕЭС. Обычный корпоративный спор оказался весьма опасным для Красноярского края. Дело в том, что МРСК Сибири — один из важнейших местных налогоплательщиков. За счет перекрестного субсидирования компания имела возможности для начала программы модернизации своих порядком изношенных сетей. Теперь шансов на ее исполнение стало значительно меньше.

В этой ситуации не смогли промолчать даже сдержанные обычно краевые чиновники. Министр промышленности Денис Пашков обрушился с критикой на действия «Русала», а его коллеги по правительству пожаловались полпреду президента в СФО Виктору Толоконскому. Еще дальше пошел один из видных в масштабах страны депутатов Госдумы от «Единой России» Виктор Зубарев.  В декабре он пообещал направить жалобу премьеру Владимиру Путину. «Мы теряем налоговую базу. С одной стороны их понять можно, но зачем тогда говорить о социальной ответственности. Считаю, что этот вопрос надо обсудить с главой правительства», — сказал Зубарев.

По расчетам депутата, только в 2011 году из-за действий «Русала», потери региона в бюджет могут превысить миллиард рублей.

Примечательно, что федеральные власти пока никак официально не ответили на запросы региона. По крайней в СМИ страны об этом ничего не сообщалось. Заводы же «Русала» продолжают демонстрировать настоящие чудеса финансового роста, сравнимого, пожалуй, только с нефтяным сектором.


Справка:  Крупнейшие налогоплательщики в Красноярском крае по предварительным итогам 2010 года.

ОАО «ГМК «Норильский никель» — 42 миллиарда рублей

ЗАО «Ванкорнефть»  — 19,6 миллиардов рублей

Предприятия группы ОК «Русал» — 3,2 миллиарда рублей (прогноз декабря 2010 года).