Версия для печати

Святыня казака — семья

В Красноярском крае ежегодно проводятся десятки фестивалей и праздников, которые собирают людей по интересам, вероисповеданиям, сферам деятельности. Один из фестивалей посвящен казачьим семьям. Это целая вереница мероприятий, проходящих осенью во всем регионе. Именно благодаря этому фестивалю фестивалям сибирские казаки начали постепенно возвращаться к своим традициям и возрождать казачество. Недавно такое мероприятие состоялось в Шушенском районе.

kazak_tonarish_atamana В Сибири о представителях этого сословия начали вспоминать только с 90-х годов прошлого века. Сегодня специалисты и просто заинтересованные люди ищут в Красноярском крае казачьи корни. Они находят представителей целых родов и с их слов воссоздают «молчаливый» пробел, возникший в ХХ веке. Товарищ (или заместитель) атамана Енисейского казачьего войска Владимир Сек с горечью вспоминает то время, когда людей в формах и папахах начали притеснять.

Владимир Алексеевич, почему о сибирских казаках заговорили только сейчас?

Мы не просто забыли о казачестве. Нас заставили забыть. Думаю, ни для кого не  секрет, что на казаков были гонения. Наши предки скрывали, что они из казачьего рода. Поэтому нынешнему поколению казаков, которым уже по 60 лет, сложно что-либо узнать о прошлом своих предков. Они спрашивают у своих родителей об истории рода, а те почти ничего не знают, потому что, умирая, их родители давали наказ — молчать. Молчать о том, что они казаки. И в этой тишине пришлось жить, по крайней мере, до тех пор, пока не закончилась сталинская эпоха. А теперь жизнь и традиции казаков надо заново изучать, поднимать документы, искать факты.

Значит, фестивали казачьих песен и семей призваны возродить забытые традиции?

Именно так. Эти мероприятия призваны возродить семейный казачий фольклор. Конечно, фестиваль, недавно проведенный в Шушенском районе, лишь коснулся темы семейных ценностей. Их сложно раскрыть. Для этого нужно долго готовить материалы, костюмы, воссоздавать соответствующую атмосферу и быт. Однако можно смело сказать, что жители юга края уже активно начали изучать и вспоминать казачьи обычаи и традиции. Первая ласточка запущена. И это лишь начало.

Надо сказать, участники фестиваля постарались на славу. На средства краевой грантовой программы — более 600 тысяч рублей — в Саянске воссоздали целый фрагмент истории. Здесь ее творили семейные династии казаков южной зоны края — жители Шушенского, Ермаковского, Курагинского районов, а также Хакасии и Тывы. В центре села установили сцену, где выступали народные коллективы. Рядом молодые казаки сражались на шашках. На праздник собрались более 500 человек, и не менее 100 казаков надели форму. В мероприятии было задействовано все село. Веселый шум толпы разбавляли гармонь и гитара. Гости могли даже отведать казачью походную кухню.

Владимир Алексеевич, расскажите нам, в чем особенность такой кухни?

Наверное, в атмосфере. На берегу Енисея установили деревянные столы, где разложили полевую кухню — кашу с тушенкой. И стали потчевать ею гостей. Желающих отведать кушанья было много. Кстати, кухня была расположена рядом со стелой в виде заточенных бревен. Ее соорудили казаки лет десять назад. Она посвящена Саянскому острогу, след которого сохранился здесь. В этом году специально к началу фестиваля стелу обновили.

Как выяснилось, казаки южных районов края принялись не только за возрождение традиций, но также решили восстановить один из первых форkazak2постов, где несли службу енисейские казаки. В начале восемнадцатого века через Саянский острог проходили южные границы Сибири. В селе до сих пор сохранились заградительный ров и насыпной вал острога, защищающие дальние подступы Красноярска от набегов кыргызов. Частью восстановленного прошлого станет церковь в центре Саянска, которую строит  местный предприниматель. В годы Великой отечественной войны, когда старую церковь уничтожили, на этом месте установили памятник с именами погибших жителей села. На нем было выгравировано около 70 фамилий. Среди них предприниматель-меценат нашел 18 своих родственников.

Традиции казачьей семьи

Казак всегда жил по законам, которые установил сам. Он — защитник и семьянин. И живет по заповедям, которые сложились издавна. Этих заповедей десять, они четко перекликаются с казачьими традициями, учат казаков любить ближних, почитать старших, защищать женщин и другим добрым делам. Как гласят заповеди, семья у казаков — святыня, основа казачьего общества. Никто не имеет права вмешиваться в жизнь семьи без ее просьбы. Каждый казак должен стремиться к тому, чтобы его семья жила в достатке, причем, созданном своим трудом. 

Какое качество для казака является первостепенным?

Казак должен придерживаться всех правил, которые изложены в заповедях. Однако важнее всего для него — честь. Береги честь смолоду! Честь и доброе имя для казака дороже жизни. «Не будь гордецом, и в мыслях не допускай, что ты выkazak4ше других казаков. По тебе судят и о казачестве твоем», — гласит заповедь. Любой казак должен стремиться укреплять традиции своей семьи и быть нравственным. Только это достойно уважения и почтения.

У казаков так заведено: до тех пор, пока сын не женился, он живет в отцовском доме и подчиняется его правилам. Глава семьи — отец, и все должны его слушать. Он должен добиться в семье авторитета и взаимопонимания. Отец воспитает своих детей казаками: честными, смелыми, отзывчивыми и преданными отчизне. Как только молодой находит себе супругу, он отделяется от семьи и сам становится главой в своем доме. Теперь уже отец, будучи в гостях у сына, ничем не нарушает законы его дома. Однако сын всегда может придти к отцу за советом. Конечно, родители всячески помогают молодым — построить дом, завести хозяйство. А далее они все наживают совместным трудом. И детей своих приучают к труду.

Какие-нибудь особенные свадебные обряды существуют у сибирских казаков?

Знаете, свадьбы проходят по-разному. Все зависит от того, какой национальности казак и где именно он живёт. В любом случае, он обосновался среди другого сибирского народа, поэтому придерживается тех же правил. Так что, если, к  примеру, в Козульке или Минусинске невесту крадут, то местные казаки будут проводить свадьбу по такому же обычаю. В целом же, традиции казаков южных и северных территорий края почти не различаются между собой.

Кстати, казаки на территории Сибири расселены неравномерно. Енисейское казачье войско находится в трех субъектах Российской Федерации — Тува, Хакасия и Красноярский край. Оно включает в себя два округа и пять отделов. Округ Верхнеенисейский — это территория  Тувы,  а Саянский — территория Хакасии. В этих округах насчитывается не так уж много казаков. Но меньше всего их все же в Хакасии.

На территории Красноярского края находятся Енисейский, Минусинский, Зеленогорский, Назаровский и Красноярский отделы войска. В каждом из этих районов есть казачьи станицы и сkazak3вой  атаман. Они проводят различные мероприятия и часто собираются на Совет, где решают текущие проблемы, организуют  предстоящие праздники. Кроме того, у  казаков есть своя газета, в которой освещаются все события, происходящие в Енисейском казачьем войске. Это издание поддерживает связь между округами и отделами войска.

Владимир Алексеевич, а чем казак отличается от других жителей Сибири?

Только тем, что казаки пытаются придерживаться своих традиций, в частности, собираться вместе как некая диаспора. Они организованнее других сибиряков. Казачество — это братство людей, объединенных особым состоянием духа и сознания нравственности. Это народ, имеющий свою культуру, историю и память. У казаков строгая вертикаль власти. Казачий хутор или станица объединяют от 10 человек. В свою очередь станицы объединяются в отделы — до 600 человек. Отделы — в войско. В каждом хуторе есть выборные или назначенные руководители, которые действуют по отработанной системе. Они часто проводят Сборы или Круг. Решение, принятое на Сборе, является законом для всех. Круг проводится в помощь собратьям. Ведь разное бывает: у кого-то родился сын или  заболела мать. Нужны деньги. А так как у казаков не заведены взносы, то мы просто пускаем шапку по кругу. В нее казаки бросают деньги — кто сколько может. В казачестве общее всегда было выше личного.

А какие праздники традиционно отмечают казаки всей семьей?

Самые важные праздники для нас — Рождество Христово  и Крещение. Казаки в эти дни собираются в местных церквях и на водоемах. В Красноярске, например, 19 января, в день Крещения, мы приходим на Базаиху. Летом, как правило, в первые выходные июня, казаки отмечают День Енисейского казачьего войска. Часто этот день совпадает с празднованием Дня города. На этом мероприятии присутствуют казаки со всех станиц крkazak1ая: от Енисейска до села Ермаковское. Всего набирается около 200 человек. Также казаки считают праздником Большой круг, который проходит осенью. На это собрание  приезжают представители станиц региона и решают основные вопросы. И в конце года в регионе прокатывается волна фестивалей, призванных возродить семейные традиции. Здесь и ребятишек полно. В селе Саянск Шушенского района два года подряд проводили песенный фестиваль, на котором собирались казаки южных районов края. Железногорцы тоже организовывали это мероприятие. В Красноярске фестиваль казачьих песен проходит уже третий год подряд. В этом году 15 ноября во Дворце труда и согласия на проспекте Металлургов соберутся потомственные казаки и проведут вечер народного творчества.

Рождество Христово и Крещение не случайно празднуются казаками с особым трепетом. В образовании семейных ценностей казаков православие играет главную роль. Своих детей они воспитают в православных традициях. Во-первых, у казаков особое почитание отца и матери. Даже когда сын покидает отчий дом со своею женой, он всю оставшуюся жизнь должен оберегать свою мать и помогать ей во всем. Однако в дела ее и жены своей не вмешиваться. Об этом даже в заповедях говорится: «Казак не может вмешиваться в женские дела». Особенно, если женщины устроили собрание. Недаром есть в доме женская половина, а есть мужская. Достаточно вспомнить роман Михаила Шолохова «Тихий Дон».

Православие объединяет казаков. Ведь это сословие многонационально.  Не важно, якут ты или хакас, тувинец или  русский — главное, что ты христианин. К какой бы национальности казак не относился, он должен соблюдать православные обычаи. И быть непременно крещеным. Своих детей многие казаки крестят, пока они еще младенцы. Другие же наоборот ждут, пока их ребенок не достигнет сознательного возраста.

Насколько велико чувство патриотизма у казака?

Казаки всегда служили Отечеству. Свое предназначение казачество видит в служении народу и России ради их благоденствия, а не для собственной наживы и славы. Казачье войско изначально было создано для выполнения таких функций. Они расселялись вдоль границ субъектов и несли караульную службу. Казак сам себя полностью обслуживал: коня, сбрую, оружие он приобретал на свои деньги. Все это он зарабатывал сам своим трудом и содержал в полном порядке, за что государству мог не платить налоги. Отсюда и  складывается быт и традиции казака: жить на земле, укреплять семью и защищать родину. Патриотизм у казака в крови.

В современных условиях жизни казаки соблюдают все свои традиции?

Конечно, сегодня казаки стараются придерживаться семейных традиций, но это не всем удается. Многое мудрое забылось за то время, пока казаков преследовали. Сегодня даже форму надевают лишь по праздникам. И все же казак, как и прежде, шьет форму сам, бережет ее и потом передает сыновьям по наследству. Сегодня мы совместными усилиями стремимся возрождать и укреплять традиции казаков. И, думаю, нам это удается!

Сибирское казачество возрождается. За это ратуют все отделы и округа Енисейского казачьего войска. Ведь они помнят одну из заповедей: «Если сомнения коснулись души твоей, и ты не знаешь, как поступить, поступай по обычаям своего народа и вере предков. Помни! Казачий обычай всегда скреплял семью, общину и все казачество».


Сейчас на главной