СПИВАКОВ КЛАССИЧЕСКИЙ

Перед началом концерта состоялась пресс-конференция, на которой журналисты смогли задать прославленному дирижеру интересующие их вопросы.

Выяснилось, что сам Спиваков твердо убежден, что русский оркестр должен обязательно dsc04играть в России, причем, даже лучше, что в «глубинке». По его мнению, на периферии «культуру в прямом смысле стали утрачивать».

В сравнении с гастролями оркестра со знаменитыми американскими, которые если куда и выезжают, то по «политическому заказу и по очень большим праздникам», от поездки он получает «радости больше». Поэтому, «обещание свое Путину выполнил — оркестр создан и гастролирует». Причем, НФОР побывал уже практически во всех уголках России. Он оказался единственным симфоническим оркестром, давшим концерт на Чукотке.

Оказалось, что основная проблема для него не как управиться со 110 музыкантами, а то, что не на чем играть в буквальном смысле слова: «Все ценное во время перестройки продали. Теперь же нужные инструменты даже за большие деньги не купишь. Что могу, конечно, достаю, но…».

Владимир Спиваков сообщил о своем фонде, который помогает детям. Не зря же перед каждым концертом на открытые репетиции оркестра бесплатно приглашают учащихся музыкальных школ, детей-инвалидов, сирот и трудных подростков.

«Родители подарили мне сердце, которое любит людей. И я не мог безучастно dsc031смотреть после распада СССР на страдания стариков и детей», — сказал маэстро.

Он уточнил, что за все время своего существования фонд помог около 10 тысячам детей и спонсировал 94 сложнейших операции. (Может, для кого-то это покажется немного, но как подумаешь, что у нас в России столько «миллионеров», которые и одной-то операции не профинансировали).

И хотя открытые репетиции «дело очень трудное — ведь это почти второй такой же концерт, детям мы никогда не отказываем», — прокомментировал прославленный дирижер.

  • Кто вас сформировал, как музыканта?
  • Ойстрах, Янкелевич, Бернстайн.
  • Что хотите исполнить больше всего?
  • Первую симфонию Рахманинова. Я ее никогда не дирижировал, а оркестр не играл. Тем более, что меня об этом его внук попросил. Симфония была исполнена первый раз еще при жизни композитора.

Причем, крайне неудачно. Так, что Рахманинов потом три года был в депрессии, ничего не писал. Потом ее исполнили еще раз где-то после Великой Отечественной войны и опять неудачно. Теперь, я пробую.

  • Как вы относитесь к разным хит-парадам, где вы частенько фигурируете?
  • Равнодушно. Я абсолютно не гламурный, не «глянцевый» человек.
  • Вы саундтрек не хотите написать?
  • Уже написал. К полнометражному мультику Гарри Бардина «Гадкий утенок».
  • Вам сам Лео Бернстайн свою палочку дарил…
  • Я с ней и не расстаюсь. И сегодня буду ей дирижировать.
  • Говорят, что зрители вас иногда встречают очень необычно…
  • «Жизнь — это разговор перед лицом молчания», как говорил Иосиф Бродский. У меня каждый день происходит что-то необычное. Но, я этому рад. 
  • А почему у вас русский национальный оркестр, а солист — китаец?

Тут Спиваков поулыбался и выразил надежду, что его собеседник не расист, и не ура-патриот, а «Фен Нин — очень хороший музыкант, поэтому и солист». Кстати, это был практически ответ и на следующий вопрос: Приносят ли иностранцы что-то свое в звучание коллектива?
dsc09
Музыка очень тесно связана с языком. У иностранцев другое языковое пространство, поэтому они как раз и придают совершенно иное звучание известному произведению. Но это и хорошо. Пусть необычно становится, но зато интереснее.

К сожалению, время у маэстро — по минутам. Присутствующий на встрече министр культуры Красноярского края Геннадий Рукша пообещал всем, что «попробует заманить» Владимира Спивакова еще раз, и даже «сделать его приезды ежегодными».

Надо сказать, что на открытой репетиции, как и обещалось, собралось множество детей. Сам дирижер, дав коллективу всего-то пару наставлений, взмахнул палочкой и… Ну, тут не опишешь — смотреть надо. А Рахманинов — все же гений! Первая симфония — шедевр. Фен Нина, правда, не было. Он появился только на концерте, но, думаю, не обманул ожиданий. dsc046Виртуоз!

Что еще сказать? Программа была хотя и разнородной, но из того, без чего классическая музыка вообще и не музыка: Чайковский, Паганини, Мендельсон. Совершенно разные по стилю, тем не менее — всего лишь разные грани одного большого культурного пространства, называемого классикой. И оркестр, и его солист справились безупречно. Нескончаемый шквал аплодисментов еще долго ходил эхом по залу…

И подумалось, что все-таки хорошо, когда в России есть такой человек. С сердцем, которое любит людей!