Версия для печати

Скоро Новый Год!

В них участвую все, от мала до велика. Не обошли конкурсы и молодежные движения. В прошедшие выходные в городском Дворце молодежи выбирали самых-самых.

БЫЛЬ ДАЛЕКИХ ВРЕМЕН

Прежде, чем поговорить о конкурсе, вспомним, откуда вообще взялся в нашем фольклоре Дед Мороз. Где-то прочитала, что с тех пор, когда в России начали отмечать Новый год (помните, по указу Петра I мы перешли с летоисчисления «от сотворения мира» 5815 года на 1700 год «от Рождества Христова»?) по Юлианскому календарю, тогда и появился этот сказочный персонаж. В канун праздника в гости к детям начал приходить старый дед с бородой и в валенках. В одной руке он держал мешок с подарками, а в другой – палку. Подарки доставались хорошим, а тумаки плохим и баловным детям.

Но некоторые исследователи считают, что в близких родственниках Деда Мороза можно увидеть восточнославянский дух холода Трескун (он же Студенец или Мороз). В русском фольклоре встречался и сказочный образ богатыря-кузнеца, который сковывал воду «железными морозами». Получается, образ нашего дедушки собирательный. Кстати, в его родственниках можно увидеть отражение древнеславянских духов Карачуна, Позвизда и Зимника.

Наверное,могущество Деду Мороу досталось от Позвизда – это славянский бог бурь и непогод. Вместо плаща за ним влачились ветры, с полы его одежды падал хлопьями снег. Стоило ему тряхнуть головой, как на землю валил крупный град. А в свите у Позвизда бури и ураганы.

И еще часть могущества он взял от Карачуна – подземного бога, повелевающего морозами.

Палку наш дедушка, скорее всего, получил от Зимника. Его славяне представляли в образе старика небольшого роста с белыми непокрытыми волосами, длинной бородой и в теплой белой одежде с железной булавой в руках. Где он проходил – там начиналась жестокая стужа.

Известно несколько народных сказок, где Северный ветер (или Мороз) помогает заблудившимся путникам, указывая дорогу из занесенного снегом леса. Так что со временем дедушка стал меняться, и в компании Солнца с Ветром постепенно превращался в справедливого и доброго деда, творящего чудеса.

Сегодня невозможно новогодний праздник представить без разукрашенного волшебного дерева (елки). А у нашего Деда Мороза еще появилась и помощница внучка-дочка. Но это уже заслуга Александра Островского, написавшего в 1873 году пьесу «Снегурочка». Теперь красавица Снегурочка везде сопровождает дедушку с подарками на тройке лошадей.

Можно сказать, что у нас самые нарядные персонажи любимого праздника – Нового года. Судите  сами – его коллега – Санта Клаус (Николаус) носит красный колпак и куртку, курит трубку, путешествует по воздуху на оленях, входит в дом через трубу и раскладывает подарки в вязанные носки. Правда, приходит он не в Новый год, а на Рождество. А наш Дед Мороз ходит в богато разукрашенных шубах-тулупах красного или синего цвета. И Снегурочка не уступает своим нарядом белого или голубого цвета (символ чистоты, невинности и вешних вод) в ослепительно красивом головном уборе– короне. А в свите у них чаще всего лесные звери.

КОЛЛЕГИ ДЕДА МОРОЗА

А вот чешский Дед Микулаш приходит в гости к детям накануне дня Святого Николая (в первых числах декабря). Он очень похож на нашего Деда, но подарки приносит в заплечном коробе, и сопровождают его ангел в белоснежных одеждах на пару с лохматым чертенком (добро и зло грядущего?).

В Бельгии и Польше детей поздравляет с праздником Святой Николай. Он ездит на коне, облаченный в белую епископскую мантию (?) в сопровождении слуги-мавра Черного Питера. Кстати, именно слуга носит мешок с подарками, а в руках держит розги для непослушных детей (так кто же Дед Мороз).

В Испании Дед Мороз носит имя Папа Ноэль, который в гости к детям приходит с доброй феей Бефана (Ля Бефана). Подарки они оставляют на балконе, но шалуны получают от злой колдуньи Бефаны только уголек (и как они их различают?).

В Нидерландах обязанности Деда Мороза выполняет Сандеркласс, который приплывает на пароходе в сопровождении чернокожих слуг (?).

В Норвегии детей поздравляют домовые Ниссе в вязанных колпачках. В Румынии обязанности Деда Мороза выполняет Мош Джерилэ.

Во Франции в Рождество приходит Пер Ноэль – французский «Дед Январь». Он ходит с посохом и носит широкополую шляпу, а подарки сваливает в дымоход.

На новогодний праздник к финским детям из заснеженных лесов приходит гном Йоулупукки («йоулу» – Рождество, а «пуки» – козел) с подарками, спрятанными в колпаке. Согласно легендам, свое название он получил потому, что когда-то рядился на праздники в козлиную шкуру, а подарки развозил на козлике.

В Австрии старца зовут Сильвестр, а в Дании Юлетомте, Юлеманден или Святой Николас. Такое же множество имен и у шведского Деда Мороза: Крисе Крингл, Юлниссан и Юльтомтен (Йолотомтен).

Итальянских детей поздравляет Баббо Натале. Он путешествует по воздуху на санях и проникает в дом через печную трубу. Чтобы задобрить новогоднего духа, ему оставляют немного молока и сладостей.

На Кипре обязанности Деда Мороза выполняет Василий, а в Греции раздает подарки разъезжая на осле Василис.

Самый потешный Дед Мороз в Австралии – он приплывает к детям в плавках и на скутере. А в солнечной Камбодже в Новый год приходит Дед Жар. Китайцев поздравляет с праздником Шо Хин или Шэн Дань Лаожэнь, а колумбийцев – Папа Паскуаль. Японцы в Новый Год ждут Одзи-сана, а карелы Паккайнена.

В Монголии детей поздравляет с праздником Увлин Увгун, который появляется вместе с Зазан Охин (это местная Снегурочка) и мальчиком Шина Жила (мальчик Новый год). Этот праздник у монголов совпадает с народным праздником скотоводства, поэтому Увлин Увгун одевается как скотовод.

У казахских детей в новогоднюю ночь приходит Аяз-ата, а у калмыков Зул. В Узбекистане разъезжает с подарками на осле в полосатом халате Корбобо (Снежный дедушка), которого сопровождает Коргыз (Снегурочка).

В Бурятии с праздником детей поздравляет белый старец – Саган Убугун. В Якутии обязанности Деда Мороза выполняет владыка холода Чысхаан. А на Алтае – Соок-Таадак.

ПРАЗДНИК ДЛИНОЮ В ТЫЧЯЧЕЛЕТИЯ

Можно с уверенностью сказать, что праздновали Новый год еще до возникновения первых календарей (более 6 тысяч лет назад!). Это был исключительно языческий праздник. Люди поклонялись солнцу как главному божеству, от милости которого зависит жизнь на Земле.

Древние люди считали, что Новый год начинается с наступлением весны. В дохристианские времена исчисление года на Руси начиналось, как и многих народов, — весной. Встреча Нового года приходилась на март. Люди пели, водили хороводы, плясали, прыгали через высокие костры, сжигали чучело холодной зимы, устраивая проводы ей и ее дочке Снегурочке.

Люди постарше просили Перуна, Берегиню (Оберегу), Ярило-Солнце и прочих богов послать им счастливый год, добрый урожай, уберечь скот от падежа, а людей от напастей и болезней.

Отголоски обычаев того праздника сохранились у нас в некоторых обрядах Масленицы.

В Древнем Риме его наступление праздновали 1 марта до того времени, пока император Гай Юлий Цезарь не провел реформу календаря в 46 году до н. э.

Этот календарь мы знаем как юлианский, в его основу легли расчеты александрийского астронома и математика Созигена. Если в старом календаре было 10 месяцев, то в новом стало 12 — по числу зодиакальных созвездий.

Цезарь объявил, что Рим был основан 1 января и перенес празднование Нового года на этот день. В основу календаря был положен принцип годового движения Солнца по зодиакальным созвездиям.

Тогда же были установлены «основные правила» празднования: люди обряжались, разгуливали в масках, плясали, пели песни, желали прохожим счастья и благополучия. Римляне отмечали Новый год целых пять дней. В течение этого времени проводились соревнования, приносились жертвы богам, чтобы в следующем году они были милостивы и покровительствовали во всем. Люди дарили друг другу подарки, причем на каждом из них было принято писать пожелания на следующий год.

Вместе с христианством на Русь пришел юлианский календарь с римскими наименованиями месяцев и семидневной неделей. Год стал начинаться строго 1 марта, а счет пошел от сотворения мира, или от Адама.

В 1492 году н. э. в христианском мире было решено перейти на иной счет. Его тоже вели от сотворения мира, однако полагали, что произошло оно на полгода раньше — 1 сентября 5509 года до н. э.

Следующая реформа календаря была проведена в XVI веке. Связано это было с тем, что разница между юлианским и солнечным годами составляла 11 минут 14 секунд. 24 февраля 1583 года была издана папская булла «Календариум Грегорианум перпетуум» — «Вечный календарь Григория». Григорианский календарь был сразу же введен во всех странах католической Европы, а затем его приняли и в протестантских странах.

НОВЫЙ ГОД НА РУСИ

В то время на Руси утвердился порядок отсчета «новолетия». Великий князь московский Василий Дмитриевич повелел считать началом годового цикла завершение летних полевых работ. Создалась довольно любопытная ситуация: 1 марта отмечался так называемый гражданский Новый год, а 1 сентября — церковный, установленный на основе текстов Библии. Кстати, именно 1 сентября русские цари чинили праведный суд.

Обычай праздновать Новый год 1 сентября широко распространился и был связан с полевыми работами: к осени собирали новый урожай и ссыпали зерно в амбары. Из того далекого времени пришло в русский язык и выражение «бабье лето» — оно тесно связано с древним Новым годом.

Встреча Нового года проходила, как и сейчас, ночью. В последний вечер старого года гости и родственники собирались в доме главы семейства или старшего в роду. Гостей приветливо встречали, усаживали за накрытые столы, угощали медом, малиновой бражкой или заморским вином — в зависимости от достатка хозяев. За трапезой ждали полуночи: ровно в двенадцать гремел выстрел вестовой пушки, возвещавшей наступление Нового года, и сразу после этого звонили колокола в церквях. Все обнимались, троекратно целовали друг друга, поздравляли с Новым годом и желали добра и счастья.

Продолжалось «двоеновогодие» чуть более 200 лет, до той поры, пока Петр I не привез из Западной Европы новый праздник.

31 августа 1699 года (по старому стилю), когда православный народ по обыкновению готовился встретить Новый год, поздним вечером по улицам Москвы промчались царские гонцы с громкими криками: «Огни гасить! Новолетие не править!»

20 декабря москвичей созвали барабанным боем на Красную площадь и зачитали указ Петра от 15 декабря: «Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год не с 1 сентября, а с 1 января сего 1700 года.

В XIX веке Новый год стали праздновать по григорианскому календарю в Японии, а в XX веке в Китае, Болгарии, Румынии, Греции, Турции и Египте.

В России новый стиль был осуществлен декретом 1918 года. Следовательно, 1 января 1919 года наступило на две недели раньше, а 14 января люди отмечали Новый год по старому, юлианскому, календарю. Так что традиция в ночь с 13 на 14 января встречать старый Новый год живет у нас до сих пор…
Кстати, до введения указа Петра I Новый год наши предки встречали либо с березкой, либо с цветущим вишневым деревом (в зависимости от того, когда отмечали праздник: осенью или весной).

А царь повелел украшать дома ели, танцевать, устраивать шумные застолья и фейерверки. Так и прижилось… Хотя в советские времена пытались запретить этот обычай.

В общем, С НАСТУПАЮЩИМ 2011 ГОДОМ, друзья!



Сейчас на главной