Версия для печати

РОСКОШЬ ИЛИ НЕТ?

Каждому хочется с комфортом отправляться в путь по своим делам, отчего этих средств становится все больше и больше.

Ежегодно автомобильный парк Красноярска увеличивается на 12 процентов и, согласно исследованиям, в 2010 году будет насчитывать свыше 400 тысяч автомашин. В условиях растущего количества авто, главной проблемой краевого центра является недостаток парковок.

ЖЕЛЕЗНЫЕ СОСЕДИ

golub_s

На днях в Красноярске прошел "круглый стол", на котором присутствовали представители администраций Красноярского края и города, Законодательного собрания региона, ГИБДД, контрольных служб, общественных организаций, а также строители, архитекторы и предприниматели. Специалисты в ходе дискуссий попытались оценить степень стоящей проблемы и выявить пути ее решения.

Понятно, что когда 300 лет назад на левобережье Енисея разрастался город, о парковке транспорта никто не задумывался – лошади стояли в стойлах собственных дворов, и места всем хватало.

В советские времена счастливых обладателей железных коней было немного, поэтому небольшой парковки перед многоэтажкой было достаточно. А для ремонта или длительной стоянки машины вдоль железнодорожных путей или на затворках предприятий строились гаражные кооперативы.

Во времена перестройки, когда стало возможным приобрести автомобиль иностранного производства, а значит, не надо было годами стоять в очереди за отечественными «жигулями», «волгами» и «нивами», впервые задумались об автопарковках. И появились частные охраняемые автостоянки, как правило, недалеко от дома. Сегодня в Красноярске официально зарегистрированных стоянок свыше 278. А сколько незарегистрированных – никто не считал.

Но пришло время, когда парковочных мест стало не хватать не только во дворах жилых зданий, но и на стоянках и  парковках возле магазинов и офисов.

zubarev-popov_s

Как отметил заместитель начальника ГИБДД Красноярского края Анатолий Горбатюк, рост автопарка отрицательно влияет не только на экологию, но и создает дорожные пробки: «Краевой центр буквально задыхается от отсутствия свободных мест для парковки автомобилей. Особенно эта проблема актуальна для исторического центра, где машины оставляют на обочинах дорог, тротуарах и во дворах жилых домов. Расширение центральных улиц не сокращает количество пробок, так как «карманы» на дорогах не в состоянии вместить всех желающих и люди снова паркуются где придется. Постановление №759 относительно автостоянок не выполняется. И хотя эвакуаторов в городе становится больше – улучшить ситуацию сможет только строительство паркингов».

Но вот строительство их ведется не шатко, не валко. Как сообщила заместитель начальника управления архитектуры Красноярска Галина Голубь, бизнес неохотно идет на строительство многоуровнего паркинга. Между тем управлением города в настоящее время выдано свыше 40 разрешений на возведение таких парковок.

«В Центральном районе Красноярска запланировано строительство пяти паркингов, в Железнодорожном районе один, в Октябрьском девять паркингов, в Советском 14, в Кировском один паркинг и в Ленинском районе два. В Свердловском районе пока не запланировано строительство многоуровневых автопарковок, хотя зарезервированные места под паркинги есть в микрорайоне Пашенный», – уточнила Голубь.

pesegov_s

По ее словам, сегодня рассматриваются варианты строительства парковок на набережной по ул. Дубровинского, рядом с Коммунальным мостом, под площадью Революции, под площадью Большого концертного зала, а также под Привокзальной площадью.

Однако, выделить 40 земельных участков под строительство многоуровневых паркингов еще не означает, что все они через год-другой будут воздвигнуты. И хотя по закону согласование проектно-сметной документации должно длиться 30 дней, на самом деле оно длится годами. Галина Голубь подтвердила, что согласование, начатое еще в 2002-2006 годах, полностью завершено только в семи случаях: в Центральном, Железнодорожном, Октябрьском, Советском и Кировском районах. Еще в 10 случаях согласования документации подходит к завершению и в скором времени распоряжение на строительство будет получено.

ПОЛЦАРСТВА ЗА… ПАРКОВКУ

bezgachev_s

По мнению независимого эксперта Виктора Безгачева, несмотря на распоряжение мэра Красноярска Петра Пимашкова о запрете возведения объектов без паркингов, в городе не отмечается парковочного строительного бума. А это значит, что «институциональная среда для развития парковочного бизнеса вообще никакая», о чем свидетельствуют хотя и законные (можно до 6 лет), но продолжительные согласования документов. При этом закрепленный участок нельзя передать другому застройщику и, как отметила Галина Голубь, так как строительство не ведется аренда за землю не оплачивается.

Председатель секции нормативно-правовой документации Союза строителей региона Антон Глушков подчеркнул, что проектирование подземных и надземных многоуровневых парковок – «это сложный инженерный объект».

«Сегодня себестоимость таких парковок достаточно высока – около 500 тыс. рублей за одно паркоместо, поэтому они не пользуются популярностью у частных инвесторов», – пояснил он.

По его словам, у нас нет юридического понятия «паркоместо», и строительство объекта в жилом здании подпадает под ФЗ-214 «привлечение денежных средств граждан». Но у парковочного места нет стен, и Регистрационная палата не признает такую сделку. Поэтому относительно правовой документации, этот вопрос следует юридически урегулировать.

glushkov_s

А по мнению депутата Законодательного собрания региона Михаила Васильева, строительство паркингов сейчас не ведется потому, что «наш бизнес еще беден», чтобы вкладывать деньги в многомиллионный комплекс: «Многоуровневая парковка – очень дорогое удовольствие. У нас пока еще все вскладчину строится, а бизнес предпочитает вкладывать средства в объекты, которые окупятся за более короткое время, чем 15 лет».

 Между тем, краевой парламентарий считает, что уже наступило время для формирования «рынка стояночных бизнесов». Тема платности парковки в центре города обсуждается давно, технология существует, но не применяется.
«И получается, что огромное количество сотрудников приезжают к своим офисам и паркуются на целый день, нередко занимая своим автомобилем общее городское пространство». Он отметил, что если поставить автоматы на центральных улицах, то многочасовых стоянок вдоль дорог станет меньше», – уточнил Васильев.

Исполнительный директор РО «ОПОРА России» по Красноярскому краю Александр Паршенок заявил, что можно разработать программу строительства парковок в городе, где будут учтены все нормативные вопросы «стояночного бизнеса». В свою очередь такая программа даст толчок для развития парковок потенциальным инвесторам, у которых есть деньги.

vasilev_s

Депутат Законодательного собрания края Виктор Зубарев считает, что сегодня на территории города нужно срочно заниматься строительством многоуровневых парковок: «Но здесь должны быть стимулирующие факторы: налоговые послабления, выделения внеконкурса мест под застройку стоянок и другая административная поддержка».

По его словам, никаких предложений от предпринимателей, «какие они хотят привилегии, чтобы заняться этим бизнесом», не поступало. И законодатели ни разу не рассматривали вопрос для преференции «стояночного бизнеса». Без государственной и муниципальной поддержки, у бизнеса «нет среды, чтобы вложить сюда деньги».

При этом Галина Голубь подчеркнула, что землю под строительство парковок городская администрация выдает бесплатно: «На торги нет смысла выставлять – очередь из предпринимателей не выстроится».

МЕСТО ДЛЯ ДРУГА

ulynov_s

Председатель правления Красноярской организации Союза архитекторов России Владимир Ульянов резюмировал, что тема паркинга в городе очень серьезная и связана «с тяжелейшей ситуацией» нормативно-правовой базы: «Санэпидемстанция требует одно, пожарные другое, ГИБДД третье, и по нормативам стоянка более 10 автомобилей должна быть удалена от окон жилого дома не менее 15 метров».

Стоит ли говорить, что строительство под землей сталкивается с рядом проблем относительно грунтов, инженерных коммуникаций и озеленения дворовой территории? Это итак все понимают.

Впрочем, по мнению Ульянова, ситуация с парковками в исторически сложившемся центре изменится тогда, когда структура управления города и края будет выведена в район «Взлетки», согласно Генплану Красноярска. И когда будут построены многоуровневые комплексы в районе Стрелки, на Театральной площади, на площади Революции и на Привокзальной. Тогда «плата за парковку по времени, проблема автопарковки в центре будет решена». Но только когда все это будет…

Виктор Зубарев предложил создать рабочую группу, в которую вошли бы представители властных структур, бизнеса, строители и архитекторы, для урегулирования вопросов строительства подземного и надземного паркинга. Его предложение поддержали член правления Красноярской организации Союза архитекторов России Алексей Мякота и председатель Союза владельцев автостоянок Сергей Поляков.

merkulov_s

В то же время руководитель Красноярского архитектурного фонда Михаил Меркулов отметил, что автопарковки могут быть разными: «Подземную автостоянку можно рассматривать как благоустройство, если этот объект разместить под двором: монолитная плита сверху, монолитная плита снизу между ними колонны. А сверху разбить газоны и соорудить детские и спортивные площадки». По его словам, паркоместо на такой автостоянке обойдется в 150-200 тыс. рублей, а не в 500.

Многие присутствующие проектировщики заявили, что они готовы технически грамотно решить проблему, хотя рынок на сегодня еще не сформирован и пока нет инвесторов.

Между тем, по мнению представителя Инновационной палаты Николая Перова, никакие инновационные решения при строительстве паркинга применяться не будут, пока не будет жестких стандартов и определенных волевых решений: «Новые технологии многоуровневых парковок очень дорогие. Нашему бизнесу пока это неинтересно и не выгодно».

Но, по мнению заместителя начальника ГИБДД УВД города Красноярска Анатолия Попова, ждать, когда в «стояночный бизнес» придет предприниматель с деньгами – не стоит, «регулировать ситуацию» надо сейчас.

ЗА СТОЛОМ ПЕРЕГОВОРОВ

И за круглым столом специалисты стали обсуждать необходимость организации рабочей группы, которая смогла бы урегулировать проблему паркинга в целом.

perov_s

Как заявил председатель Совета РО «ОПОРА России» по Красноярскому краю Владимир Бурцев, этой темой в региональном отделении плотно занимались два года и поняли, что «другого пути, как создание рабочей группы с заинтересованными сторонами, с представителями власти, бизнеса и законодателей – нет».

По его словам, комплексного подхода к решению данного вопроса в России нигде нет, поэтому необходимо объединить усилия и тогда прецедент появится: «Деньги у инвесторов есть, но вкладывать в паркинг они не будут, если он будет долго окупаться. И совершенно очевидно, что власть хочет решить проблему, но не может. Но все вместе мы сможем прийти к какому-то общему взаимодействию».

Как заметил Александр Паршенок, в центре Красноярска возможно строительство башенного типа автопарковки, который имеет схожее устройство с лифтами: «Рационально используя всю площадь и пространство, индивидуально подбирая наиболее подходящие для каждого конкретного случая системы, можно увеличить количество паркомест от нескольких десятков до сотен».

Но чтобы точно просчитать, где и какой паркинг целесообразно строить, по словам Михаила Меркулова, все же следует создать рабочую группу. Она займется разработкой программы автопаркинга и урегулирует весь комплекс вопросов.

В заключение дискуссии заместитель начальника департамента транспорта администрации города Красноярска Владимир Песегов подчеркнул, что тема паркинга на сегодняшний день является очень злободневной.

«Чтобы подвижки были начаты, нужна рабочая группа, которая объединит власть, бизнес, проектировщиков и строителей. У нас есть Градостроительный совет, который давно надо расширять. И конкретно по автопарковкам могла быть создана комиссия, которая станет учитывать мнения всех и выходить на Совет с общим знаменателем», – пояснил он свою позицию.

В общем, все поинмают, что паркинг сегодня самое капиталоемкое строительство, и с точки зрения бизнеса его нельзя назвать высокодоходным. Но чтобы урегулировать все вопросы находившегося в зачаточном состоянии «стояночного бизнеса» в крае, рабочую группу решено создать при Красноярской организации Союза архитекторов России. Ее куратором согласился стать Александр Паршенок.
А в заключение хочется сказать, что тема автопарковок – это одна проблема в таком большом деле, как  «Дороги Красноярья».

Марьяна ДОЛГОПОЛОВА



Сейчас на главной