Рецидив

logokrasrabК 15-летию информационных войн в Красноярском крае

С подачи депутата ЗС Евгения Цветкова (фракция ЛДПР) в регионе разгорается очередная информационная битва. Суть ее проста: власть хочет вернуть в свое лоно газету «Красноярский рабочий». Посылы законодателя понятны и в чем-то логичны: зачем создавать новую краевую газету (а такая идея в коридорах власти действительно витает), на которую придется потратить огромные бюджетные деньги и приложить большие организационные усилия, если уже есть самый узнаваемый в регионе газетный брэнд. Главный аргумент депутата: в 1998 году «Красноярский рабочий» был приватизирован редакционным коллективом якобы не по правилам.

КАРФАГЕН ДОЛЖЕН БЫТЬ РАЗРУШЕН?

История эта не блещет новизной. Еще в начале двухтысячных вице-губернатор Людмила Селиванова предприняла отчаянную попытку вернуть газету Владимира Павловского в краевую собственность. Помогал ей в этом как раз Евгений Адольфович, работавший тогда заместителем начальника в краевом управлении печати. В тот раз «Красраб» нанес краевым властям болезненное поражение: Железнодорожный суд встал на сторону собственников, и газета сохранила свою независимость.

Нынешнюю ситуацию можно расценить как попытку реванша — «Карфаген все-таки должен быть разрушен». Павловскому уже был нанесен ответный удар в 2005 году, когда тендер администрации края на размещение официальных документов выиграла газета «Вечерний Красноярск». А для «Красраба» это означало потерю нескольких миллионов рублей (по разным оценкам, от 5 до 10 миллионов в год) — существенная сумма для любой редакции. После этого отношения «Красраба» с краевой администрацией совсем разладились. Газета стала явно оппозиционной. Чиновнику как и любому человеку не нравится, когда ему постоянно больно щелкают по носу. А «Красраб» щелкал. И очень многих. На его полосах постоянно печатались Быков и Юрчик — люди явно неудобные власти.

БОЙ БУДЕТ ДОЛГИМ

Чем закончится нынешняя эпопея? Предсказать сложно. У Цветкова очень влиятельные покровители, да и сам он человек упорный и последовательный. Он не одинок в своей идее. Многие в "сером доме" считают, что краевая власть имеет все права на это издание. Стоит иметь в виду и сильные связи Владимира Евгеньевича в части депутатского корпуса в ЗС, а также в Москве, которые он наверняка использует на полную катушку. Короче, тяжба предстоит непростая и долгая. И мы не будем сейчас гадать, чем завершится вторая серия этого фильма. У каждой из сторон — своя правда.

Кстати, именно по причине того, что судебная тяжба продлится, как минимум, несколько месяцев, сомнительной выглядит версия некоторых моих коллег, что очередная атака на «Красраб» связана с выборами в Госдуму. Другой вопрос, что у газеты сейчас градус оппозиционности явно повысится. В этом смысле политическая целесообразность заявления депутата, лояльного власти, кажется сомнительной. Впрочем, можно это расценить, как и попытку приструнить непокорного Павловского и заставить его играть по правилам.

А ПОМНИШЬ, КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ? 

Нынешний конфликт дал нам повод отметить своеобразный юбилей — 15-летие начала информационных войн в Красноярском крае. Причины у этих войн были разные: и чисто политические, и экономические.

Началось все с противостояния «Красноярской газеты», представлявшей интересы национал-патриотического лагеря, и радикально-демократической газеты «Свой голос». Рубка между Олегом Пащенко и Ириной Лусниковой шла жестокая. Думается, историкам, которые будут изучать ту эпоху, не помешает поднять подшивку этих газет. На самом деле, их борьба была региональным отражением того, что происходило в России в те годы. Ельцинисты или «красно-коричневые» — кто кого? Кто победил — мы знаем, но вот парадокс — «Свой голос» благополучно почил в бозе, а «Красноярская газета» жива до сих пор.

При губернаторе Валерии Зубове на информационном фронте установилось относительное затишье: СМИ тогда было немного, свободных ниш хватало. Определенные эксцессы, конечно, были, но до серьезных перестрелок не доходило.

«Веселье» в информационном пространстве региона началось с воцарением  в Красноярском крае Александра Лебедя. Еще во время губернаторской кампании стали выстраиваться блоки СМИ, стоявшие на антагонистических позициях, которые в последующее четырехлетие проявили себя во всей красе. Канонада в информационном пространстве не прекращалась ни на один день. Эти времена еще свежи в памяти, поэтому не буду утомлять читателя подробностями.

Апофеозом информационных войн стали выборы-2002. Коллеги беззастенчиво поливали друг друга, обвиняя во всех грехах. Впрочем, причины той сечи были понятны — СМИ стали заложниками политиков, которые беззастенчиво использовали журналистов в своих целях. Опять же на кону были большие деньги, часть из которых с удовольствием проглатывали СМИ.

Нужно отдать должное Александру Хлопонину и людям, которые отвечают в администрации за информационную политику. Им удалось (не без труда) потушить пожар этих войн. В СМИ в эти годы пошли другие процессы: скупки, переделы, экономические войны. Короче, все более-менее «устаканилось» и вошло в цивилизованное русло. Из эксцессов, пожалуй, можно вспомнить только войну между ТВК и 7-м каналом в 2003 году. Но там все было понятно: каждый из этих каналов поддерживал своих кандидатов на выборах в Госдуму.

Интересный нюанс: электронные СМИ уже открыто воевать перестали (я не беру сейчас экономическую конкуренцию), а вот на газетном рынке грызня идет до сих пор. И нынешний конфликт тому яркое подтверждение.


ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Печально, что в играх политиканов исчезло понятие «цеховой солидарности» журналистов. Они воевали друг с другом в рукопашную, а сливки от «братоубийственной» войны снимали мастера политических интриг. В пылу борьбы уже никто не думал об интересах телезрителей, радиослушателей и читателей. И последствия тех событий сказываются до сих пор.

Когда-то я работал в редакции газеты «Аргументы и факты на Енисее». Наш главный редактор Александр Синищук строго-настрого запрещал журналистам отвечать на выпады оппонентов, которые случались довольно часто. Хотя скажу честно, иногда руки чесались врезать по полной программе нашим конкурентам. Но приходилось сдерживаться. Мне кажется, что многим нынешним руководителям СМИ стоило бы взять пример с Синищука.

Александр Чернявский