Версия для печати

Кшиштоф Занусси. Работа — это благо

Со сцены красноярского «Дома Кино» он рассказывает о своей дружбе с Андреем Тарковским, о том, как на премьеры его фильмов приходили Феллини и Антониони, о своей жизни в Польше и судьбе в кинематографе. Один из интереснейших режиссеров современности — Кшиштоф Занусси — прибыл в город на Енисее, чтобы принять участие в Фестивале польского кино.

В рамках проекта «Национальный кинофестиваль», который существует с 2006 года, «Дом Кино» в сотрудничестве с администрацией города Красноярска и Фондом Михаила Прохорова представил зрителям восемь легендарных фильмов живого классика: «Структура кристалла», «Семейная жизнь», «Иллюминация», «Защитные цвета», «Константа», «Год спокойного солнца», «Прикосновение руки», «Черное солнце». Фестиваль получил название «Кшиштоф Занусси: лицом к лицу». Кроме просмотров картин для красноярцев были организованы творческие встречи с режиссером и мастер-класс.

Общение с любителями кино мэтр начал с рассказа о своем происхождении: дед пана Занусси, отец его матери, родился где-то в Сибири и оттуда пешком пришел в Санкт-Петербург, а затем и в Варшаву. Режиссер раскрыл и секрет своей знаменитой фамилии: «Люди часто стесняются меня спросить, какие у меня связи со стиральными машинами. Вы, видимо, тоже стесняетесь. Я расскажу. Занусси — это моя далекая семья, мы в хорошем контакте. И мы наблюдаем друг друга очень долгие годы с взаимным удивлением. Мне совсем не понятно, как можно строить холодильники и стиральные машины, а им не понятно, как можно делать кино».

Затем режиссер рассказал о своем пути роста, об учебе в киношколе и о том, чем занимается всю жизнь. Кшиштоф Занусси известен как продюсер, сценарист, постановщик, иногда он работает в театре, ставит оперные спектакли, снимает фильмы для телевидения, преподает в нескольких вузах в разных странах. Он — лауреат многих международных кинофестивалей. «Я снял больше 40 авторских картин, но мои самые лучшие сценарии не сняты, — говорит мэтр. — Это очень дорогие фильмы. Не удалось. Но важно то, что удалось. Мой этический принцип: работа — это благо. Если появляется случай что-то делать, и нет ничего более важного, значит, надо делать то, что возможно».

Занусси подчеркнул, что его творчество не является отражением всего кинематографического процесса в Польше, есть множество других авторов, сильно отличающихся от него. Однако восемь картин режиссера разных лет способны передать колорит и специфику польского искусства. «Тема польской культуры для нас с вами актуальна, — говорит руководитель главного управления культуры администрации Красноярска Наталья Малащук. — У нас проживает очень много представителей польского сообщества. Это удивительные люди, открытые, добропорядочные, трудолюбивые. Многовековую историю этого народа, ее культуру, я думаю, мы почувствуем, погрузившись в фильмы нашего гостя».

Пан Занусси, в свою очередь, отметил, как он рад снова оказаться в Сибири. В Красноярске он впервые, хотя раньше бывал в Новосибирске, Иркутске и нескольких других российских городах.

Важным для самого мэтра на этом фестивале стал показ фильма «Семейная жизнь», который он снял ровно 40 лет назад: «Это была моя вторая полнометражная картина. Я снимал ее в 1971 году. Все произведения авторского кино, как и творчество писателей, в какой-то мере автобиографичны. В этом фильме есть моя история, история моего конфликта с отцом и моего огромного конфликта с моим происхождением. Я по происхождению, по отцу — из итальянской семьи, где люди занимались промышленностью, предприятиями, строительством. Конечно, коммунизм разбил это все. И в каком-то смысле, они освободились, получили возможность все начать с нуля. Но по концу моего фильма вы поймете, что я предупреждаю всех: не думайте, что жизнь можно начать с нуля, за нами стоит поколение наших предков, и если мы сохраним то, что от них получили, то сможем что-то с нашей жизнью сделать».

Примечательно то, что на следующий день Занусси показал зрителям уникальную картину. Это тридцатиминутный фильм, в котором участвуют те же персонажи из «Семейной жизни», но только 40 лет спустя. Их играют те же актеры, у них те же характеры, но жизнь многое изменила. Мастер рассказал, насколько трудно было сделать такой фильм и с юридической точки зрения, и с художественной. Однако воплощение получилось необыкновенно интересным, особенно для тех зрителей, которые смотрели первую картину сорок лет назад, чувствовали ту политическую ситуацию, которая в ней отражена. И вот — перед ними те же люди, только сегодня. Второй фильм снят недавно и еще не дублирован на русский язык. Красноярцы увидели его первыми в России.

В конце встречи режиссер ответил на вопросы зрителей, пообщался с сибирской молодежью. В свои 72 года пан Занусси удивил своей осведомленностью о современных технологиях и прекрасным знанием Интернета.

Для мэтра всегда был важен зритель и его реакция. Известны его слова: «Художник, который говорит пустому залу — это художник, который не существует». Поэтому перед просмотром очередного фильма режиссер обратился к красноярцам: «Я человек аудиовизуальный. И поэтому я прошу у вас разрешения сфотографировать зрительный зал, чтобы показать моей жене, кто пришел на мой фильм в Красноярске».

Варвара ЮШМАНОВА
Фото автора



Сейчас на главной