Версия для печати

Пристрелка перед штурмом

Летней «эпидемии» пожаров и росту цен на продовольствие не удалось поколебать крепкие позиции «Единой России». Прошедшие по стране 10 октября выборы в региональные парламенты и органы местного самоуправления зафиксировали уверенное преимущество «медведей». Только в Новосибирской области «партия власти» не смогла преодолеть психологически важный рубеж в 50%. Во всех остальных субъектах РФ, где состоялись выборы, «единороссы» уверенно первенствовали. Тем самым они опровергли пессимистичные прогнозы оппозиции, надеявшейся, что самое трудное в новейшей истории России лето пустит под откос высокие рейтинги власти.

Объективности ради стоит отметить, что «ЕР» набирает сейчас в среднем на 5-10% меньше голосов, чем на выборах в Госдуму в декабре 2007 года. Это вполне объяснимо — кризис нанес ощутимый удар по социально-экономический стабильности и благополучию россиян. Но запас прочности, созданный еще при Владимире Путине, позволяет «партии власти» по-прежнему доминировать в политическом пространстве большинства регионов и крупных городов России. Безусловно, играют свою роль и вечные административно-финансовые информационные преимущества «медведей». Однако, этими плюсами надо еще с умом воспользоваться.

ПЕРЕЗАГРУЗКА ПО-ТОМСКИ

В этом контексте весьма показательную кампанию «единороссы» провели у наших соседей в Томске, где жители областного центра выбирали депутатов Городской Думы. В предыдущее десятилетие «партия власти» дважды (!) терпела на муниципальных выборах в Томске неудачу. Особенно болезненным оказалось поражение в 2005 году, когда «единороссы», набрав всего 17%, уступили первое место … «Партии пенсионеров».

Томск — город особый. Студенческий. Демократические традиции и «градус вольности» здесь намного выше, чем в среднем по России. При этом, вертикаль власти здесь гораздо слабее, чем, например, в Кемеровской области или в нашем крае. Поэтому неумелое использование административного ресурса здесь, как правило, приводило к негативным для «единороссов» последствиям. Например, в 2009 году на выборах мэра Томска как раз бездарное применение административного ресурса чуть не стоило победы кандидату «партии власти» Николаю Николайчуку, который только во втором туре с огромным трудом смог одолеть самого популярного томского политика Александра Деева. Негативный шлейф от той кампании до сих пор сказывается и на авторитете «Единой России», и на авторитете томского градоначальника. Антирейтинг Николайчука (за 40%) — один из самых высоких в Сибирском федеральном округе.

lugas-2Но «партия власти» проиграть в 2010 году не имела права. Выборы в «сибирских Афинах» лично курировал один из самых влиятельных партфункционеров, секретарь Президиума Генсовета «Единой России», вице-спикер Госдумы Вячеслав Володин. Технологическую и содержательную часть избирательной кампании обеспечивали политтехнологи из красноярской компании «Ресурс-Консалт». Ставка была сделана на новые лица «ЕР» и партийные проекты, максимально «приземленные» на томскую почву. Проекты работали на конкретные социальные группы — пенсионеров, студентов, молодых бюджетников. Это был, пожалуй, единственный способ поднять рейтинг партии, не пользовавшейся в Томске большой любовью. Чтобы встряхнуть вялых «медведей» потребовалась основательная перезагрузка регионального отделения «единороссов». По сравнению с 2005 годом наполовину обновился список кандидатов в Гордуму. Новые люди пришли и в областной политсовет.

В результате насыщенной избирательной кампании, в которой весьма активна была и оппозиция, «Единая Россия» по партийным спискам смогла набрать свыше 42%. Это на 25% (!) больше, чем пять лет назад.

Кроме того, 17 из 18 кандидатов «партии власти» первенствовали в мажоритарных округах. В результате более 70% мандатов в Гордуме Томска будет принадлежать «медведям». Второе место завоевала ЛДПР, третье — коммунисты. Наверняка, многое из томских избирательных инноваций будет взято на вооружение единороссами уже на выборах в Госдуму. Изучить томский опыт будет полезно и красноярским "медведям", также остро нуждающимся в новых лицах и в новых идеях.

КАЛЕНДАРНЫЕ МУКИ

Итоги единого дня голосования должны стать основой для принятия принципиального решения по поводу даты выборов в Государственную Думу. Практически никто в политической тусовке не сомневается, что выборы в нижнюю палату федерального парламента пройдут на два месяца раньше положенного срока — 9 октября 2011 год. Причем, на эту же дату будут сдвинуты и выборы региональных парламентов с весны 2011 года и осени 2012 года. Эти календарные манипуляции Красноярского края касаются напрямую, так как наши выборы в Законодательное собрание должны пройти по графику как раз через 1,5 года.

Интересно, что о переносе выборов у нас заговорили задолго до того, как эта тема появилась в федеральной повестке. «Я впервые услышал об идее переноса год назад, но тогда она показалась несерьезной. Однако, сейчас о ней вспомнили вновь. Эту идею двигает в основном «второй эшелон» «Единой России», причем, как депутаты Госдумы, так и часть краевых парламентариев, неуверенных в своем политическом будущем. Рейтинг «партии власти» падает и далеко не все «медведи» смогут остаться на своих местах после очередного избирательного цикла. Политически перенос выгоден, в первую очередь, депутатам Госдумы от «ЕР», которые хотели бы спрятаться за спины региональных депутатов, утопив свою немочь в словах и пиаре», — говорит депутат ЗС, «эсэр» Олег Пащенко.

Примечательно, что не только красноярская оппозиция не испытывает восторга при мысли о том, что придется на полгода раньше сложить свои полномочия. «Те, кто занимается политикой и получает доверие народа, должны быть готовы к выборам всегда. Но в целом, я отношусь без энтузиазма ко всякого рода переносам. Мне кажется, что наша страна и Красноярский край подустали от нововведений. Надо просто жить по установленному графику, а не приспосабливать что-то к чему-то», — высказался спикер Законодательного собрания края, «единоросс» Александр Усс.

Однако, можно с уверенностью прогнозировать, что в Кремле мнения региональных политиков по поводу переноса даты выборов спрашивать не будут. Там сейчас ломают голову над тем, как наиболее оптимально выстроить политический календарь с учетом президентских выборов 2012 года. Никто пока не рискнет предсказать имя того, кто станет главой государства до 2018 года, так что дата выборов в Госдуму приобретает важнейшее значение. С большой степенью вероятности можно прогнозировать, что федеральный список «Единой России» возглавит Владимир Путин и для него результат партии фактически станет ответом на судьбоносный вопрос — бороться или нет за возвращение «шапки Мономаха»?

Но не стоит сбрасывать со счетов и прогноз Владимира Жириновского, заявившего в сентябре в Новосибирске, что выборы в федеральный парламент могут пройти уже весной 2011 года. Нынешний октябрь четко показал, что «партия власти» находится на позитивной волне. Вполне может появиться соблазн использовать энергию этого тренда уже через полгода. Тогда, возможно, наши выборы пройдут не в угоду политической целесообразности, а согласно закону — весной 2012 года.

lugasНЕПРАВИЛЬНАЯ РИФМА

Громкая отставка Юрия Лужкова с поста мэра Москвы ожидаемо возродила разговоры о возможном уходе из муниципальной власти Петра Пимашкова. Сия тема в этом году отмечает своеобразный юбилей — впервые о возможной отставке Петра Ивановича заговорили в 2000-м году, когда на «мэрское кресло» стало облизываться окружение тогдашнего губернатора Александра Лебедя — небезызвестный Николай Вернер. С тех пор, со средней периодичностью раз в два года, тема регулярно появляется в красноярских СМИ.

Искушение поставить рядом Лужкова и Пимашкова, у некоторых доморощенных политологов было вызвано тривиальными аналогиями в судьбе двух политиков. Оба с самого начала позиционировались, как крепкие хозяйственники, у обоих взлет пришелся на «ельцинскую эпоху». Даже внешний облик градоначальников чем-то совпадал. Как уж тут не зарифмовать бесславный конец мэрской карьеры одного с возможным финалом другого? Но не всегда очевидные рифмы и ассоциации — самые правильные. Слово «любовь» хорошо рифмуется со словом «морковь», но в поэзии эта связка считается признаком дурного вкуса.

Чем же отличается политическая траектория 62-летнего Петра Ивановича от печального маршрута 74-летнего Юрия Михайловича?

Во-первых, мэра Москвы назначает президент РФ, а главу Красноярска выбирают жители краевого центра. Это принципиально. С учетом того, что популярность Пимашкова среди красноярцев никогда не опускалась ниже 70%, то практически гарантируется его победа и на следующих выборах мэра.

Во-вторых, все прекрасно понимают, что накануне важнейшего избирательного цикла уход Пимашкова чреват резким падением результата «ЕР» в краевом центре. Еще неясно, как отразится отставка Лужкова на результате «партии власти» в столице на выборах в Госдуму. Но московский мэр уволился из-за того, что перешел допустимую грань в отношениях с главой государства. Петр Пимашков отличался политической осторожностью в отношениях с теми, кто стоял выше его во властной иерархии. Чувство реальности ему не изменяло и не изменяет, поэтому он смог пережить уход со своих постов уже трех красноярских губернаторов и двух российских президентов.

В-третьих, сейчас у красноярского мэра выстроились конструктивные отношения с Львом Кузнецовым, и ему не стоит опасаться крупномасштабных интриг и подножек со стороны региональной власти. Опасность может придти только со стороны Федерации, если все-таки будет продавлена норма закона, лишающая права жителей столиц субъектов РФ выбирать своих градоначальников. Но тут еще бабушка надвое сказала.

На основании этих факторов, можно сделать вывод, что Петр Пимашков, в отличие от Юрия  Лужкова, будет самостоятельно принимать решение о том — уйти ли ему в Госдуму или остаться руководить Красноярском. Что, впрочем, не исключает дискуссий на тему, каким должен быть завтрашний день краевого центра. А также, кто с наименьшими потерями сможет заменить Пимашкова, если мэр вдруг захочет сменить род деятельности. Но это тема для отдельного разговора.


Сейчас на главной