Версия для печати

ПОРТ У ЗЕЛЕНОГО МОРЯ

в Сочи состоялась презентация особой экономической зоны (ОЭЗ) портового типа, которую планируют построить на базе аэропорта «Емельяново» Красноярского края.

Дело, конечно, хорошее, особенно если учесть, что в мировой практике известно немало вариаций ОЭЗ: свободные экономические, территории приоритетного развития, зоны совместного предпринимательства, внешней торговли, развития экспорта, технологические парки, технополисы, сервисные зоны, свободные таможенные зоны и т.д., и т.д. Все эти модели преследуют одну цель – обеспечить темпы экономического развития и создать условия для опережающего экономического роста. Но какой будет Красноярская ОЭЗ, покажет время.

МЕТОД ПРОБ И ОШИБОК

Надо сказать, что для наиболее быстрого развития особых экономических зон на территории России, в 2005 году было создано федеральное агентство по управлению этими зонами – РосОЭЗ. Казалось, что теперь много изменится к лучшему, но не так просто раскачать бюрократическую машину в нужном направлении. За три года в стране зарегистрировано всего 14 зон: промышленно-производственные ОЭЗ, технико-внедренческие ОЭЗ, туристско-рекреационные ОЭЗ и ОЭЗ в Калининградской и в Магаданской областях. На подходе еще несколько проектов, но как быстро они воплотятся в жизнь еще тот вопрос.

Понятно, что новое дело всегда сложно сдвинуть с места. Следует сначала законодательную базу подготовить, подкрепить финансами и прописать схему эффективного использования средств. Время идет и уже хочется увидеть первые успехи, а их почти нет. В сентябре Генпрокуратура РФ опубликовала результаты проверки использования бюджетных средств для обеспечения функционирования ОЭЗ. Согласно отчету, в течение трех лет из федерального и регионального бюджетов выделялись десятки миллиардов рублей, однако «РосОЭЗ не обеспечило их результативное и эффективное использование». При этом, свободные средства агентство размещало в банках под небольшие проценты, всего от 3,5 до 5,5 годовых. Да и что-то не спешат предприниматели раскручивать свой бизнес в ОЭЗ – в некоторых зонах в течение 1,5 года не зарегистрировано ни одного инвестора! А в Иркутской области и республике Бурятия до сих пор не принят закон, разрешающий строительство на территории зоны.

В общем, законодательство об ОЭЗ нужно срочно усовершенствовать, ведь налоговые льготы для резидентов просто теряются на фоне увеличенных в разы процедур кабинетных согласований. Поэтому экономического рывка у нас в стране пока не получилось.

airoportМежду тем, в рамках Сочинского форума, руководитель РосОЭЗ Андрей Алпатов заявил, что ОЭЗ в России будут «эффективно развиваться, и если сейчас зарегистрировано 100 резидентов, то к 2025 году их количество возрастет до одной тысячи». Так же РосОЭЗ планирует привлечь в экономические зоны более 531 млрд рублей инвестиций, а объем выпускаемой продукции течение 17 лет должен достигнуть 4 трлн рублей. Пока верить в это можно только на слово федерального чиновника.

И все-таки на презентации в Сочи к уже известным экономическим зонам прибавились еще две портовые ОЭЗ: «Советская Гавань» на Дальнем Востоке (Хабаровский край) и в Сибири «Емельяново» (в нашем крае).

СИБИРСКИЙ ВАРИАНТ

Как отметил заместитель руководителя агентства РосОЭЗ Кирилл Янков, к 2013 году Красноярская ОЭЗ должна заработать в полную мощность. Он подтвердил, что в зонах портового типа пока можно осуществлять только ограниченный круг производственных коопераций, так как они создаются для развития транспортных схем, складирования и логистики. Здесь в единое информационное пространство, с использованием IT-технологий, будет собрана информация, которая позволит говорить об эффективности того или иного производства. Это явный плюс для стратегического развития предприятий.

yankov «Со следующего года начнется проектирование ОЭЗ «Емельяново», а в 2010 году строительство объектов на территории в радиусе около 50 кв. км между федеральной автотрассой М-53 «Байкал» и Транссибирской железнодорожной магистралью. В ОЭЗ можно будет разместить всевозможные логистические объекты, а если законодательно разрешат производство в таких зонах, то и промышленные предприятия», – сообщил Янков.

Действительно, если в ОЭЗ портового типа будет возможно производство, в частности по инновационным технологиям, то здесь появятся хорошие перспективы для экономического рывка.

Губернатор Красноярского края Александр Хлопонин сообщил, что на первом этапе объем инвестиций в реализацию проекта ОЭЗ составит около 7 млрд рублей бюджетных средств.

«Из них 3,8 млрд рублей выделит Красноярский край и 3,18 млрд профинансирует федерация. Кроме того, 17 млрд рублей будет вложено частными инвесторами», – заявил губернатор.

По словам главы региона, аэропорт «Емельяново» будет состоять из двух основных зон. В одной из них расположатся взлетно-посадочные полосы с двумя терминалами (грузовым и пассажирским), а во второй – складские терминалы, логистический центр, а также другие объекты.

genad«Причем, я вижу что в «Емельяново» создадут грузовой терминал, а в «Черемшанке» пассажирский. В порту следует построить современный, качественный и комфортный хаб для наших жителей и транзитных пассажиров. Ежегодно он будет обслуживать более 3 млн человек. Наша ОЭЗ – это логистический транспортный центр с выходом на Транссибирскую магистраль, по которой будут распределяться грузы по всей России. И в этом отношении проект складывается очень удачно», – пояснил Александр Хлопонин.

Губернатор подтвердил, что на сегодняшний день уже 32 резидента изъявили желание принять участие в реализации ОЭЗ «Емельяново», и назвал несколько крупных авиакомпаний: Lufthansa, ЗАО «Аэрофлот-Карго» и «Волга Днепр». Краевые власти намерены здесь же разместить региональную авиационную компанию, которая сможет обеспечивать пассажирские перевозки по территории Красноярского края и близлежащих регионов.

ПО ВТОРОМУ КРУГУ

Ну что ж, проект транспортного узла на базе аэропорта не является для Красноярска чем-то новым. О строительстве в «Емельяново» международного мультимодального хаба заговорили несколько лет назад, и в 2005 году состоялась его презентация. Тогда министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф назвал проект «сверхважным для сближения с Азиатскими странами».

airoport-2 На создание транспортного хаба планировалось затратить свыше 20 млн долларов США совместно с авиакомпаниями «КрасЭйр», «Волга-Днепр» и администрацией Красноярского края. При этом, в реконструкцию взлетно-посадочных полос и инфраструктуру грузового терминала предполагалось вложить свыше 3 млрд долларов США, а на обновление авиатехники около 270 млрд долларов США. Но за последние годы многое изменилось. Сейчас контрольный пакет акций здания аэропорта «Емельяново» принадлежит государству – краевой администрации. Компания «КрасЭйр» вошла в состав альянса «ЭйрЮнион», который заключил с РосОЭЗ соглашение о вложении в проект ОЭЗ «Емельяново» 10% инвестиций.

Впрочем, не будем касаться ситуации вокруг альянса, так как это отдельная тема. По большому счету, запланированные в строительство особой экономической зоны средства существенного влияния не окажут. Но обещанные к 2015 году 44 новых авиалайнера в аэропорту «Емельяново» уже точно никто не увидит. Хотя строительство скоростной железнодорожной ветки «Красноярск-Аэропорт», стоимостью свыше 4 млрд рублей абсолютно реально.

Между тем, по словам министра внешних связей и инвестиционной политики Красноярского края Сергея Верещагина, сейчас в правительстве РФ идут серьезные дебаты о внесении изменений в закон об особых портовых зонах. Экономисты говорят о необходимости расширения перечня видов деятельности, которые можно осуществлять на этой территории.

«Если это удастся сделать, тогда наряду с транспортной логистикой в зоне можно будет создавать различные логистические и финансовые центры, бизнес-центры. Мы сможем предлагать варианты сотрудничества нашим потенциальным резидентам, строить производства для нужд ОЭЗ и что-то еще. То, что аэропорт «Емельяново» с Транссибирской магистралью связывает железнодорожная ветка, а рядом проложена высоковольтная линия 500 кВ – это преимущество для экономического развития на этой территории», – уверен Верещагин.

nebo Эксперты уже подсчитали, что создание ОЭЗ близ Красноярска позволит к 2020 году значительно увеличить объемы перевозимых грузов: с нынешних 50 тыс. тонн до 798 тыс. тонн в год. Налоги в краевой бюджет на 7 год реализации проекта составят свыше 3,5 млрд рублей.

И еще, особая экономическая зона даст возможность трудоустроить около 9 тыс. человек. Со временем здесь будет построен населенный пункт в рамках Красноярской агломерации на 45 тыс. жителей с развитой инфраструктурой и социальными объектами.

В общем, история международного хаба в аэропорту «Емельяново» получила новый виток развития.

Марьяна ДОЛГОПОЛОВА

(фото автора)



Сейчас на главной