Версия для печати

ОТЗВУКИ ИТАЛЬЯНСКОГО НА КРАСНОЯРСКОЙ СЦЕНЕ

И очень жаль, что концерт Al Di Meola совпал с праздником Первомая. Уверен, что в иное время в зале был бы полный аншлаг.

Меола – один из наиболее уважаемых и влиятельных гитаристов в мире, живая легенда. На его счету самое большое количество наград среди всех гитаристов мира: Grammy, Record World Magazine, Guitar Player Magazine и других. Более 20 его дисков стали «золотыми», семь раз становились гитарными альбомами года и трижды получали премии за лучший альбом в составе гитарного трио: Эл Ди Меола, Пако де Люсия и Джон Маклафлин.

el_di_meolaРодился Эл Ди Меола 22 июля 1954 года в пригороде Большого Нью-Йорка – Джерси-Сити в семье выходцев из Италии. Гитарой увлекся в восемь лет, брал уроки у местного гитариста Bob Aslanian – армянина по национальности. Преподаватель требовал от своего ученика изучать джаз, босса-нову и классику. Он в значительной степени повлиял на формирование той особой техники, которая до сих пор удивляет в Меоле многих музыкантов.

В молодости Эл Ди увлекался Элвисом Пресли, The Ventures и BEATLES. Большое влияние на его музыкальные взгляды на протяжении всего периода оказывали рок, джаз и фламенко, давших в итоге направление, получившее название «фьюжн». Важное место в творчестве Меолы занимает музыка танго и музыка Пьяццоллы, с которым его связывали тесные дружеские отношения.

В 1971 году Ди Меола поступил в Berkley Collage of Music в Бостоне, где много занимался, упражняясь в игре на гитаре от восьми до десяти часов в день. Во втором семестре он начал играть в квартете под руководством Барри Майлса. По счастливой случайности одно из таких выступлений в 1974 году услышал легендарный Чик Кориа, который со своей группой «Return to Forever» были любимыми музыкантами Ди Меолы. Эл выдержал прослушивание и на следующий вечер впервые выступал с ними в Карнеги-Холл, а днем позже играл перед 40-тысячной аудиторией в Атланте. В то время ему было всего 19.

В результате двухлетнего сотрудничества появились три потрясающих альбома, сделавших его знаменитым во всем мире. После распада группы, он начал работать самостоятельно, гастролировал с концертами и записал несколько сольных альбомов.

В 1977 году вышел его совместный диск с Пако де Люсией. Безукоризненная техника игры, склонность к ярким импровизациям и незаурядные композиторские способности выдвинули его в один ряд с такими выдающимися гитаристами, как Джон Маклафлин, Роберт Фрипп и Карлос Сантана. С 1980 года три года Эл Ди выступал и записывал диски с Джоном МакЛафлиным и Пако Де Люсия в акустической гитарной супергруппе «The Trio».
Один из альбомов трио (концертная запись «Friday Night In San Francisco») имела фантастический успех – было продано два миллиона копий. В 1990 году Эл Ди Меола создал группу «Al Di Meola World Sinfonia», основу репертуара которой составляют собственные произведения и музыка Пьяццоллы.

К нам музыкант приехал в рамках первого турне по Сибири и Дальнему Востоку.

И большой музыкант дал пресс-конференцию. Правда, первый же вопрос его несколько обескуражил – его попросили прокомментировать слухи о возможной совместной записи с…Татьяной Анциферовой (Господи, неужели, еще кто-то ее помнит)! Музыкант ответил, что с Леонидом Агутиным после совместного проекта они сильно подружились, но других певцов он не знает. Хотя, «если дадут послушать запись Анциферовой, то я там себя поищу». В общем, не верьте друзья слухам!

Следующий вопрос был с подковыркой: «действительно ли Меола один из самых быстрых музыкантов в мире». Привели в пример нашего Зинчука, который «Полет шмеля» играет всего за 45 секунд. «Неужели? – отреагировал Эл Ди. – Да и ладно. Для меня быть самым быстрым не самоцель. И задачи такой нет. Просто, я свою технику развиваю уже много лет и все связано с музыкой – как её слышу. В соответствии с этим играю, иногда получается и быстро».

Подчеркнул, что для него наиболее интересно и важно, когда о нём отзываются, как о композиторе, а не гитаристе.

Оказалось, что он предпочитает «испанские» гитары, которых у него штук 60-90. Причем, в основном ему их все подарили. А самая любимая та, которую сам купил. Много у Меолы коллекционных гитар (самая старая 1948 года).

Дальше пошли опять «интересненькие» вопросы: «общался ли он с Ричи Блэкмором»? Уж не знаю, что там про нашу братию подумал старина Эл, но все происходящее его явно забавляло. Ну ещё бы, с такими-то вопросами! Выяснилось, что летели они как-то вместе в Рио. И Блэкмор всё к нему по поводу девушек приставал: где их там можно найти?

ironichnyi_meolaЯ поинтересовался, есть ли у него любимое место, так сказать, «сердцу милый уголок»? Оказалось, что Меоле нравится «практически везде», а штаб-квартиры у него в Нью-Йорке и Майами. В последнем, оказывается, есть местечко на побережье, где живут русские и украинцы. И он там живет, а сосед «какой-то поп-певец Николай». (Кто ж это может быть)? Да и Агутин тоже рядом живет. (Теперь мы знаем, где он отдыхает без Варум)!

На вопрос моего коллеги о том, кто повлиял на него, как на композитора, выяснилось: Стравинский и Барток. А из джазовых, конечно, Чик Кореа. Из последних серьезных «влияний» отметил последний концерт  в Минске (откуда и прилетел), где он и его труппа играли вместе с симфоническим оркестром музыку, которую Меола специально написал для оркестра. К нам же он приехал с акустической программой. С которой выступает по всему миру.

На вопрос о премиях, что они для него значат и какая наиболее ценная, ответил: «Прежде всего, для меня много значит то, что очень многих людей в мире моя музыка трогает и волнует. Это ценнее, чем любая премия».

На традиционный: «Как вам наш город? Видели уже что-нибудь»? Оказалось, ничего не видел, только дорогу от аэропорта да гостиницы и в театр.

Что он знал о нашем городе? «Да ничего не знал. Но о великой Сибири всё время говорят. Поэтому, меня впечатляет сам факт, что мы до этого места все-таки доехали, и будем здесь играть. Коллега подарил музыканту десятку, объяснив, что это наш город на русских деньгах. meola_derzhit_krasnoyarskТак, что Красноярск теперь можно в кармане носить.

Я поинтересовался семьей. Оказывается, она есть. (Большая редкость)! «У меня две прекрасных дочери – одной 19, другой — 10 лет. Они очень много значат для меня. Младшая играет на пианино и гитаре, хорошо поёт. А старшая, такая… большая папина дочка – fashion-girl! Вообще, у меня много семей. (!)

В заключение, один из старейших филофонистов нашего города показал Меоле первую его пластинку, выпущенную в СССР и первый же диск 1978 года, купленный за 50 баксов (нереальные деньги во времена «застоя»)! Где Меола и расписался. После чего ещё раз подтвердил, что в этом году у него запланирован концерт в Москве.

Дальше был концерт.

Первое отделение началось грустной пьесой минут на 10. Тех, кто ожидал, что Меола будет играть известные вещи или переложения роковых произведений, ошиблись. Меола играл своё «фламенко», лишь взяв одну мелодию у Эннио Морриконе. Грустный перелив гитар создавал неповторимую атмосферу. Такими вещами хорошо озвучивать старые французские фильмы о любви: Годар, «новая волна» и так далее. Несколько раз срывали аплодисменты и те, кто был «на подыгрыше». Команда, что называется, соответствовала. Меола просто играл.

В перерыве я заметил пару «старых рокеров» и спросил: «Ну, как?». Те: «Всё поражает. И техника, и музыка, и ум». Один из преподавателей игры на гитаре музыкального училища высказал мнение, что «у нас в России никто и рядом не стоял – в лучшем случае, есть отдаленно похожее. У Меолы собственное лицо, свои непохожие ритмы и гармония».

al_di_meola_world_sinfoniaВторое отделение началось такими же неспешными, грустными переборами гитары, но постепенно…

Пьесы стали немного убыстряться. В общем, это надо было слушать и чувствовать. Под конец народ единственный раз взорвался аплодисментами на первых аккордах – узнали! На финал он сыграл свою «Mediterranean Sundance» из альбома «Elegant Gypsy» 1977 года. Зал встал и бисировал минут пять.

Меола оказался не привередой. Вышел и еще поиграл минут 15. После чего началось самое интересное – он объявил, что сейчас пойдет в фойе и всем желающим даст автографы! Народ наполовину обалдел, наполовину не поверил. Тем не менее, после концерта не рванул по домам, а «остался посмотреть». Теперь представьте на его месте любого из «наших». Кто-нибудь приходит на ум? Мне нет. Мировая же звезда спокойно ещё минут 40 раздавал автографы всем, кто попросит. Его можно было спокойненько и пофотографировать. На этом всё и закончилось.

Эх, почаще бы нам сюда таких музыкантов!

Сергей БОНДОВ



Сейчас на главной