От толлинга к развитию

Суть проблемы

Не секрет, что сегодня власть ищет новые источники пополнения казны, тем более что нефтегазовый фонтан вскоре может «иссякнуть». По данным главы Минфина Алексея Кудрина, цены на нефть вполне реально в ближайшие годы могут упасть до отметки в 60 долларов и ниже. Серьезные проблемы, в связи со снижением потребления газа в Европе и у «Газпрома». Углеводородный «Боливар» не вынесет двоих — не только поддержание достатка в стране, но и перевод России на инновационный путь развития. Вместе с тем, до сих пор мы можем наблюдать удивительную расточительность имеющихся налоговых ресурсов. А они как раз сейчас «скрываются» в толлинге и оффшорах.

По словам Геннадия Гудкова, депутата Госдумы РФ, толлинговые схемы в России должны быть запрещены.  «Толлинг — полукриминальная схема, которая компрометирует Россию», — приводит слова Гудкова на налоговом форуме «Полит.ру».

Что такое толлинг? Толлинг — это переработка иностранного сырья с последующим вывозом готовой продукции. В России фактически зарубежные контрагенты (как правило, аффилированные с владельцами российских заводов) поставляют в Россию сырье и вывозят готовую продукцию, а местные заводы оказывают лишь услуги по переработке и получают за это фиксированный доход, с которого и платят налоги. При такой схеме ни ввозимое сырье для алюминиевых заводов (глинозём), ни продукты его переработки не облагаются таможенными пошлинами и НДС (Wikipedia).

О вреде толлинга на примере конкретного региона — Красноярского края, на форуме напомнила депутат Госдумы Раиса Кармазина, много лет изучавшая проблему ухода компаний от налогов. По данным Кармазиной, в свое время только Красноярский алюминиевый завод давал 30 процентов доходов краевого бюджета, сейчас его доля упала до 2 процентов.

«Эта тема давно нас волнует. Когда раньше мы анализировали поступления в краевой бюджет, то 30 процентов поступлений приходилось на алюминиевую промышленность, еще 20 процентов давала лесная отрасль, дальше шли «Норильский никель и другие производители. Теперь алюминиевая отрасль дает 2 процента — на уровне гостиницы «Красноярск».

Потому что основной холдинг зарегистрирован на острове Джерси, и две компании зарегистрированы в Швейцарии. В результате ему удается минимизировать  налог прибыль до 9%. В Китае такие же заводы платят 26,9% налога на прибыль, и если говорить о канадской фирме, то 43,2%», — говорит Раиса Кармазина.

Напомним, что «Русал» в регионе представлен не только КрАЗом, но и значительным количеством других предприятий. Однако роль холдинга Олега Дерипаски в отчислениях в казну действительно невелика. По опубликованным данным,  компания заплатит в краевой бюджет в 2010 году около 2 миллиардов рублей. Этот факт стал предметом обсуждения на двух заседаниях сессии Законодательного собрания края — в ноябре и декабре. Напомним, что вначале вопрос подняли оппозиционеры из КПРФ. А затем с подачи бывшего совладельца КрАЗа Анатолия Быкова, к обсуждению подключились представители «Единой России» и чиновники правительства. Так, спикер ЗС Александр Усс отметил, что ситуацию можно поменять только на федеральном уровне. Премьер края Эдхам Акбулатов в тоже время сообщил, что работа в этом направлении уже идет. «Это задача общегосударственной политики», — подчеркнул он.

В любом случае, отмена толлинговых схем может существенно повлиять на формирование краевого бюджета. Сейчас его дефицит достигает почти 20 миллиардов рублей и эти деньги региону приходится искать на финансовом рынке под довольно высокий процент. Без налоговой реформы, никаких изменений для края в ближайшие три года не произойдет. Бюджет будет «вытягивать» металлургический и нефтяной север, доля которого в отчислениях в казну сейчас как никогда велика.

Если для края потери от толлинга оцениваются в миллиарды рублей, то для страны в целом, эта цифра значительно выше. По данным аудитора Счетной палаты Игоря Васильева, в 2005-2008 годах был проведен аудит двух алюминиевых заводов страны. Удалось выяснить, что реальная стоимость вывезенного продукта превысила задекларированную стоимость на полтора миллиарда долларов. В целом, по оценке аудитора,  ежегодная прибыль использующих толлинг бизнесменов составляет более 60 млрд. руб., что соответствует потерям государственного бюджета в виде неуплаченных налогов и сборов в размере 11 млрд. рублей, — сообщает «Полит.ру».

Решение

Многим представителям российского бизнеса уже ясно, что государство готовит изменения в налоговой политике. Нельзя получать помощь из бюджета в период нестабильности и одновременно аккумулировать полученные с помощью толлинга сверхприбыли в оффшорах, время от времени «щедро» инвестируя часть средств в строительство заводов. Многие помнят недоумение вице-премьера И.Сечина по поводу регистрации проекта БЭМО на кипрском оффшоре. Похоже, что федеральные власти в скорой перспективе готовы уйти от принципов «нежности» в отношениях с крупным бизнесом. И здесь важны исторические параллели. Как рассказал в ходе Налогового форума экс-глава Госналогслужбы по Москве, ныне председатель палаты налоговых консультантов Дмитрий Черник, выходом может стать налог на вывоз капитала. По словам Черника, хотя Минфин и ЦБ периодически успокаивают власти и общественность, что отток из России за рубеж уменьшается, на самом деле процесс носит «колоссальный характер» и, по сути, кормит экономики других стран, — отмечает в своем материале «Российская газета».

В тоже время, в министерстве экономического развития страны полны решимости «закрыть» проблему оффшоров. По данным РГ, заместитель замглавы министерства Станислав Воскресенский заявил, что с ними «надо заканчивать».

Сейчас ведомство, по данным Воскресенского, «оттачивает законодательные формулировки об ответственности так называемых выгодоприобретателей при пользовании оффшорными налоговыми инструментами».

Более того, правительство страны фактически отказалось от концепции так называемых добросовестных налогоплательщиков в пользу концепции необоснованной налоговой выгоды. Как результат — у налоговиков появились легальные рычаги при расследовании налоговых преступлений, различных схем минимизации налогов. А это значит, государство сможет требовать уплаты ранее «выведенных» налогов.

Сейчас Россия встает на рельсы инновационного развития. Об этом в своих выступлениях не раз говорил президент страны Дмитрий Медведев. Однако модернизация требует огромных расходов. Сегодня Россия не может использовать не только «сталинские», но и «имперские» методы пополнения казны (ограбления собственного населения). Единственный выход — «вернуть» бизнес в страну, сократив толлинговый «трафик» и закрыв «райские гавани». Компании должны пойти на это либо принудительно, либо добровольно. И примеры последнего есть. В Красноярском крае открыто развивают свой бизнес «Роснефть» , «Газпром», «Норильский никель», ряд других компаний. Их налоговые отчисления превышают миллиард рублей — причем не в год, а в месяц.