НОН-СТОП: Меня зовут Ричер… Джек Ричер!

Пока вы все оливье не съедите, вытащить вас из-за стола, конечно, будет трудновато, но все же… не шампанским же единым… Новые фильмы ждут — вперед!

Джек Ричер

Одна из премьер января — «Джек Ричер» с Томом Крузом. Экранизация бестселлера Ли Чайлда, одного из самых продаваемых авторов по мнению The New York Times, о бывшем военном спецагенте Джеке Ричере. Итак… Снайпер убивает пять случайных прохожих, но все улики указывают на человека, заключенного под стражу. На допросе подозреваемый умоляет об одном — найти Джека Ричера… С этого начинается новая криминальная драма с Крузом, который здесь предстает а-ля Бонд, только без юмора и шпионских заморочек.

Снятый в модном нынче жестко-реалистичном стиле фильм показывает, как ни странно, другую сторону игры всеамариканского любимчика. Уж не знаю, откуда пошло то, что Круз вообще не умеет играть… скорее уж, он не играет по Станиславскому — то есть передавать нюансы — это не про Тома. Он что видит, то и играет. Может, поэтому, его в этот фильм и взяли: он совершенно не подходит под описание Ричера в произведениях Чайлда (двухметрового костолома), но, по утверждению создателей картины, чрезвычайно точно передал характер этого героя. Что, согласитесь, для фильма, где постоянно что-то взрывается и кого-то убивают — огромный плюс. В общем, перед нами «Грязный Гарри» эпохи цифры и глобальной террористической угрозы… Говорят, если фильм пройдет удачно — запустят франшизы. Что будет, конечно, удачей и для самого Круза, так как «Миссия невыполнима» после четвертого фильма явно пора сворачивать. Непонятно, правда, почему для экранизации выбрали аж девятый роман (из 17-ти)?

Тем не менее, этот жесткий триллер и фанаты книг Чайлда, и фанаты Тома Круза приняли хорошо. Остается и нам посмотреть и убедиться!

Криминальное чтиво

pulpfiction_film.jpgЗаодно кое в чем могут убедиться и фанаты Квентина Тарантино. Главный фильм 90-х — снова в строю. Если не успели посмотреть в 1994, то, плиз, сходите на «Криминальное чтиво» сегодня. Посмотрите в ремастированном качестве. Возможно, что-то новое откроете для себя в этой черной комедии, существующей по канонам роуд-муви. Тарантино ведь, не придумал ничего нового — просто взял некоторые штампы и довольно образно обыграл их. Вот это и называется: разглядеть в булыжнике золотой самородок. Три истории, схваченные единством времени и места, не перетекают одна в другую, а живут одновременной жизнью в едином замкнутом пространстве. Занятно, но и логично, что в тогдашних Каннах «Чтиво» предпочли Кесьлевскому, который так же, как и Тарантино, настаивал на том, что все в мире взаимосвязано. Но Кесьлевский, увы, говорил о связях большого мира. Тарантино высказался «локальнее» и вышло у него — правдивее.

Посмотрите «Чтиво», и можно переключаться на долгожданную тарантиновскую премьеру «Джанго освобожденный» — негритянский спагетти-вестерн с гонконгским оттенком. Фильм выходит в России 17 января — так что про него еще поговорим.

Жизнь Пи

lifeofpi_film.jpgНу а пока «Жизнь Пи». Что еще за Пи, спросите вы? О-о-о!.. Роман канадца Янна Мартеля «Жизнь Пи» 10 лет назад получил Букеровскую премию, и 9 лет назад Голливуд купил права на экранизацию. Только вот перевести на киноязык книгу тогда казалось невозможным. Но время идет, технологии не стоят на месте. Кроме того, сейчас новый голливудский тренд — адаптировать для кино как раз такие «многослойно-сложные» произведения. Вот уже и «Облачный атлас» вышел. Правда «прямолинейные» штатовцы для этого не годятся, вот и ищет «Фабрика Грез» нужного человека среди «чужих», а это дело долгое… кропотливое.

На «Жизнь Пи» пытались «подписать» Шьямалана, Альфонсо Куарона, Жана-Пьера Жене, но они понять, как ЭТО можно снять, не смогли. И действительно, основной смысл произведения примерно такой: существует большая разница между тем, что ты видишь глазами и тем, что ты видишь душой. Мальчик в одной шлюпке с тигром! Как это снимать? Но Голливуд нашел-таки режиссера — им оказался тайванец Энг Ли. Более «противоречивого» товарища в закромах у кинобоссов сроду не было: он снял драму о ковбоях-геях «Горбатая гора» (три «Оскара»), викторианскую любовную историю «Разум и чувства» (один «Оскар»), китайский фэнтези-экшен «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» (4 статуэтки). А еще и «Халка», и «Ледяной ветер»…

В общем, режиссера-то нашли и… первым делом отказались от «звезд». Если главный герой — 14-летний индийский мальчик, то тут нужна «правда жизни», а не люди из глянцевых журналов. Благо, Энг Ли знал, за что берется. После того, как он нашел (из 3000 претендентов) 17-летнего студента Сураджа Шарму, колесо кинопроизводства завертелось. Правда, пришлось пойти и на жертвы. Полностью вырезали Тоби Магуайра, который играл alter ego самого писателя Мартеля, расспрашивающего взрослого Пи о его приключениях. Тоби убрали, заменив Рэйфом Сполом. С формулировкой, дескать Магуайр слишком знаменит, а это будет отвлекать зрителя от «правдивости». Кроме того, некоторые будут думать, что он и есть главный герой. В общем, Магуайра — на свалку, но при этом оставили Жерара Депардье, играющего необычную роль повара-каннибала (!!!). Видимо, француз для штатовских кинобоссов — так… проходной актер!!!

Итак, после кораблекрушения 14-летний Пи пытается выжить в одной шлюпке с тигром, зеброй, гиеной и орангутангом. Много чего происходит, пока не остаются двое: мальчик и тигр. Чтобы хищник не съел его, Пи ловит рыбу и кормит тигра. Восемь месяцев они скитаются по океану, попадают даже на необитаемый остров… В конце-концов доплывают до Мексики, где тигр убегает в джунгли, а Пи находят спасатели. И все? Все! Все, что на поверхности! Но книга не получила бы Букера, будь все так просто. Что на самом деле произошло в шлюпке с Пи? Прочитайте книгу! Или идите в кино! Впрочем, я вам уже подсказал — в начале!

Анна Каренина

annakarenina_film.jpgНаконец, «Анна Каренина». Ну, про сюжет не буду — уж это-то знать должны… Третья совместная работа Киры Найтли и режиссера Джо Рота после «Искупления» и «Гордости и предубеждения». И, слава богу, классика русской и мировой литературы снята без всяких «экивоков». Очень близко к тексту. И, слава богу, что Анну Каренину играет интеллигентная Кира Найтли. Из нынешних молодых актрис такую роль, ну, разве что, еще Натали Портман потянула бы.

Важно и то, что, несмотря на всю любовь к этому персонажу, Голливуд почти всегда брал на роль Анны иностранку, справедливо полагая, что «загадочную русскую душу» лучше сыграет кто-нибудь из девушек поближе к России. Шведка Грета Гарбо в 1935, англичанки Вивьен Ли и Клэр Блум (1948 и 1961), итальянка Леа Массари в 1974. В 1985 Анну сыграла англо-франко-американка Жаклин Биссе, и наконец из недавних француженка Софи Марсо в 1997. Теперь вот снова анличанка — Кира Найтли, которая репетировала роль аж три месяца, перечитав гору литературы по «этому вопросу». Что получилось, смотрите сами.

У каждого своя Анна Каренина. Да, Найтли — не Татьяна Самойлова, и, на мой взгляд, замечательный Джуд Лоу просто отменно сыграл Каренина, полностью растворившись в персонаже, но все равно проигрывает Николаю Гриценко, а уж Аарон Тейлор-Джонстон из фильма «Пипец» в подметки не годится Василию Лановому из советской экранизации 1967 года. Но все равно интересно! Не каждый день в мире экранизируют русскую классику. Преисполненный желанием показать нарочитость и наигранность русского общества XIX века, режиссер представляет новую оригинальную концепцию, выполненную на манер театра. Идея необычна, но проста и одновременно незатейлива: в очередной раз уличить нашу жизнь в ее театральности. Поэтому-то весь акцент и смещен на театральную стилистику, хотя ритм повествования весьма быстрый.

В общем, новая «Анна Каренина» — динамичная, чувственная, изящная картина, очаровывающая красотой и оригинальностью, со смелой трактовкой Киры Найтли, которая показывает женскую натуру во всей ее красе: неприкрытая хрупкость, желание быть любимой, вечные терзания и сомнения… Вот, она «мятущаяся русская душа»!

Снежная королева

snowqueen_rusfilm.jpgНу и в завершение еще одна «вечная история». На этот раз — для детей. Маленькой и смелой Герде, отправившейся в опасное путешествие, чтобы спасти своего брата Кая, предстоит столкнуться с холодным миром Снежной королевы… Конечно же это «Снежная королева» по бессмертной сказке Ганса Христиана Андерсена. С озвучкой Юрия Стоянова, Людмилы Артемьевой, Ивана Охлобыстина, певицы Нюши, Дмитрия Нагиева и других. Все в детстве наверняка смотрели и советский мультик, и фильм 1966 года с Еленой Прокловой. И вот новая версия старой сказки. Российский компьютерный 3D-мульт с бюджетом аж в 7 млн долларов (создатели игрового кино — подпрыгните от зависти!). В целом, все по сказке, но, по словам создателей, «с переосмыслением в духе времени». Кстати, песню «Гори, гори ясно» для мультика записали лытыши из Brainstorm. И… что самое интересное это лишь первая часть. Вторую ждите 31 декабря 2013 года!

Вперед, в кино!
С.Бондов