Версия для печати

МОСТ, КОТОРОГО НЕТ

Железнодорожный мост

Летом этого года в стране объявили конкурс «Семь чудес России».

По итогам голосования в июле был составлен Top-21, в котором наш Красноярск оказался на 13-й строчке, хотя сейчас он сместился на 17-ю позицию. «Чудом» признали железнодорожный мост через Енисей, построенный в 1899 году.

Вот только это уникальное сооружение инженерной мысли, прогремевшее когда-то на весь мир вместе с башней Эйфеля, уже кануло в Лету.

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

Железнодорожный мост

Решение о возведении первого моста через Енисей было принято в связи с масштабным строительством Транссибирской магистрали в 1893 году. Сам по себе Транссиб (Великий Сибирский путь) тоже является грандиозной стройкой века. Тем более, что тысячи километров железной дороги проложили в кротчайшие сроки в малоизученных сибирских районах. Вечная мерзлота, непролазные чащи, таежные сопки, многочисленные реки и суровые зимы не стали строителям помехой, и на отдельных участках поезда по железнодорожной колее курсировали уже в 1895 году.

В тот же год известный петербургский инженер Лавр Проскуряков завершил работу над проектом первого мостового перехода через Енисей – Красноярского железнодорожного моста. И красноярский архитектор, инженер-механик Евгений Кнорре, работавший на сооружении мостов через Днепр и Волгу, был назначен руководителем строительства. Но пока суд да дело, к его возведению приступили только в конце августа 1896 года.

Мост строился на семи быках и двух устоях. Ограждения фундаментов опор выполняли по новой технологии в виде железных и деревянных кессонов, уходивших под воду до 20 метров. Именно эти сооружения были спроектированы лично Кнорре. В дальнейшем его разработка «привилегированной системы» активно применялась на мостах рек и ручьев по всей Транссибирской магистрали. Благо, дерева в Сибири всегда было в изобилии, да и технология позволила удешевить строительство трассы.

На деле оказалось, что прочность деревянных кессонов не уступает железным. Впрочем, для сибиряков это не было новостью, ведь из века в век нижние венцы домов делали из лиственницы, которая со временем становилась только крепче. Именно это дерево закупали итальянцы, используя его для опор в Венеции.

Но вершиной проекта Евгения Кнорре стала ажурная часть шести фермы из литого железа, поставленная на быки, облицованные местным гранитом. Ширина пролетов между опорами впервые достигла 144,45 метра, а высота 21,64 метра. На стальные части потратили 900 тонн металла – это в несколько раз меньше, чем при возведении подобных конструкций. И еще. Постройкой моста занимались преимущественно в зимнее время, так как летом быстрое течение Енисея, частые дождевые паводки, кустарники и бревна, несущиеся по воде, служили непреодолимым препятствием для работ. Как бы там ни было, строительство моста завершилось 28 марта 1899 года – на шесть месяцев ранее обусловленного срока!

По традиции, в фундамент одного берегового устоя уложили камень с крестом, на который положили манускрипт с датой завершения строительства, с фамилиями мастеров-строителей и почетных гостей. Во время молебна в честь открытия моста на камень высыпали золотые и серебряные монеты, а затем его закрыли другим камнем и зацементировали.

Далле читать: http://sibterra.ru/news/detail.php?ID=2101&IBLOCK_ID=39



Сейчас на главной