Версия для печати

Мифы, которые опровергает КрЯКК

2 ноября на открытие V Красноярской ярмарки книжной культуры в город прибыл Михаил Прохоров, учредитель Фонда, организовавшего КрЯКК. На пресс-конференции бизнесмен сказал журналистам: «В нашем обществе существует много мифов. Один из них состоит в том, что мы перестали интересоваться культурой. КрЯКК опровергает этот миф. Мы все еще ходим в театры, любим искусство, читаем книги… Культура объединяет всех нас, всю нашу страну».

Ярмарка

В период со 2 по 6 ноября Красноярск стал культурным центром России. В ярмарке приняли участие 215 экспонентов — это издатели, книгораспространители, библиотеки, литературные агентства, музеи и периодические издания из Москвы, Санкт-Петербурга, городов Центрального региона, Сибири, Урала и Дальнего Востока. Было привезено 60 тонн книг, большая часть из которых была продана за пять дней.

Красноярск ждал это событие, готовился к нему. «КрЯКК — это большой, самый сложный проект Фонда, но и самый любимый, — говорит исполнительный директор Фонда Михаила Прохорова Оксана Дайнеко. — Ярмарка позволяет по-другому посмотреть на книгу. Здесь мы можем из обычной презентации сделать шикарное мультимедийное действо».

Более 100 мероприятий прошли за пять дней в МВДЦ «Сибирь», Красноярском музейном центре, Театре оперы и балета, Доме кино, Красноярской филармонии. Обширная культурная программа была рассчитана не только на взрослых, но и на детей. Несколько творческих площадок для малышей работали каждый день.

Важной частью пятой ярмарки стала профессиональная программа «Современная библиотека и библиотека будущего. Кому и зачем нужны библиотеки» (семинары, круглые столы, мастер-классы). Свои мероприятия подготовил Дом Кино: театрализованное хоровое действо, показы фильмов о великих писателях, открытие магазина «Книжная лавка», поэтический слэм, фестиваль студенческих короткометражек и многое другое.

В дни ярмарки красноярцы смогли посетить спектакли, концерты, поэтические чтения, мастер-классы и выставки, но в центре всех событий неизменно лежала книга.

Книги

На открытии КрЯКК первый заместитель мэра Красноярска Виктор Шевченко сказал: «Книжная ярмарка — неординарное, многогранное, важнейшее культурное событие нашего города. Сегодня, в век потребительства, у книги много конкурентов. Но мы должны сделать все для того, чтобы она осталась с нами».

На КрЯКК книга была вне конкуренции. Каждый день проходили презентации новых изданий, приехали писатели, издатели, журналисты и редакторы, проходили творческие встречи. Одним из интереснейших событий стали публичные дебаты, по итогам которых был объявлен шорт-лист участников литературной премии «НОС» («Новая словесность»), учрежденной Фондом Михаила Прохорова. Здесь литераторы рассказали зрителям о лучших, по мнению членов жюри, книгах этого года. Среди номинантов на премию знаменитые писатели: Виктор Пелевин («Ананасная вода для прекрасной дамы»), Михаил Шишкин («Письмовник»), Николай Байтов («Думай, что говоришь») и другие.

В обсуждении работ номинантов принимали участие известные критики и литераторы. Дебаты проходили бурно, члены жюри и эксперты эмоционально спорили о том, какие книги достойны попасть в шорт-лист премии. Николай Александров, в частности, возмутился тем, что книга дивногорского писателя Александра Григоренко «Мэбэт» не попала даже в лонг-лист. А произведение уже заявило о себе в российском литературном пространстве. Журналист Григоренко в прошлом году посетил ярмарку, пообщался с представителями московских издательств, отправил рукопись своего первого романа в столицу, и вот, книга «Мэбэт» вышла в свет. Роман высоко оценили критики и литераторы, о нем много пишут в Интернете. На ярмарке была организована творческая встреча с автором, на которой писатель заявил, что «Мэбэт» — это лишь начало трилогии.

Полные залы собирали также презентации книг уже давно известных литераторов. Кирилл Кобрин представил красноярцам издание «Европа: конец нулевых». Журналист и политолог, с 1987 по 1990 год ведущий и выпускающий редактор легендарной программы «Взгляд» Владимир Мукусев презентовал книгу «Черная папка», повествующую об исчезновении в бывшей Югославии русских журналистов. Режиссер-документалист Татьяна Дворниченко привезла в Сибирь издание «Москва. Кремль. Шостаковичу» о неизвестных сторонах жизни композитора. Кроме множества книг, на ярмарке были представлены фотоальбомы, собрания нот и периодические издания.

Поэзия

Еще один миф: у поэзии нет будущего в книгоиздании. «Ряд издательств, конечно, занимаются поэзией, — говорит главный редактор издательского дома «НЛО» Ирина Прохорова, — но, вы понимаете, что это финансовая катастрофа… Я не могу сказать, что нет на нее спроса, но такова ситуация сегодня. Это участь всех поэтов. Но в рамках ярмарки мы проводим немало поэтических мероприятий, и на наших площадках люди покупают сборники стихов».

Поэзии на КрЯКК звучало очень много. Например, рижский поэт Сергей Тимофеев выступил перед сибиряками с текст-группой «Орбита», представив необычный проект Slow Show — поэтическую медитацию в радиоволнах и городских шумах. Елена Фанайлова привезла свою новую книгу стихов «Лена и люди». Поэт, писатель и драматург, пишущий для детей, Игорь Жуков презентовал издание «Крокодил и жуки». Три известные российские поэтессы Татьяна Щербина, Линор Горалик и Юлия Идлис выступили на ярмарке в рамках поэтической программы «Женскаянеженская». Федор Сваровский, Данила Давыдов и Павел Гольдин познакомили красноярцев с «поэтроникой»: чтением стихов под экспериментальную электронику. Дмитрий Воденников и группа акустических музыкантов «Пластинка мсье Ф.» показали сибирякам мультимедийный музыкально-поэтический перформанс. Специально для красноярской ярмарки музыкант Владимир Тарасов подготовил проект «Сонатина для 4-х поэтов»: четыре автора из разных стран читали стихи на разных языках под джазовую мелодию. Довольно часто в эти дни поэзия сопровождалась музыкой, а музыка — поэзией.

Музыка

Красноярск — музыкальный город. И это вовсе не миф. На пресс-конференции перед открытием КрЯКК Владимир Тарасов отметил: «Я бы хотел сделать комплимент министру культуры Геннадию Рукше: Красноярск — это единственный город в мире, где на улицах играет джаз. Это потрясающе. Спасибо».

Сам Тарасов представил на ярмарке большую музыкальную программу. В Красноярской краевой филармонии посетители услышали композиции «Тарасов. Соло» («Думая о Хлебникове») и «Тарасов и Трио», посвященные столетию футуризма и написанные в 2009 году для фестиваля Maerz Muzik.

На музейной ночи «Сказки Достоевского», которая проходила с 5 на 6 ноября и о которой еще скажу позже, любителей музыки ждал настоящий праздник. На двух площадках культурно-исторического центра исполнители то и дело сменяли друг друга, успевая подарить зрителям заряд своей сугубо индивидуальной энергетики. В кинолекционном зале на фестивале музыкальных открытий звучал психоделический рок Гали Чикис и «Chikiss» из Санкт-Петербурга, кассетная электроника «Milky Toad» из Омска, панк-рок группы «Лемондэй» (Красноярск – Санкт-Петербург), интеллектуальный хип-хоп от земляков «All Flesh Is Grass», цифровой шугейз от новосибирцев «FPRF» и рок коллектива «Пес и группа» (Красноярск – Санкт-Петербург). На сцене полиэкрана выступили Владимир Тарасов вместе с Керри Шон Кейс, ансамбль Евгения Маслобоева «Leo Records» из Иркутска, электронный проект The HET и Алексей «Puno» Акимов из Канска.

Последним аккордом нынешней ярмарки книжной культуры стало выступление Российского национального оркестра под руководством дирижера Михаила Плетнева. Оркестр привез литературно-музыкальную композицию «Пер Гюнт» (музыка к драме Генрика Ибсена: Эвард Григ, полная версия; литературная редакция Алексея Бруни). Текст читал народный артист России Авангард Леонтьев. В постановке участвовал хор Академии хорового искусства имени Попова. Музыка Грига чередовалась с чтением текста и пением хора и солистов. В Красноярске «Пер Гюнт» ставился впервые.

Театр

Театр представил себя на книжной ярмарке во всем разнообразии своих жанров. Три дня подряд в МВДЦ «Сибирь» шли публичные читки пьес в рамках программы «Новая немецкая драматургия», которую подготовили артисты театра имени Пушкина во главе с режиссером Олегом Рыбкиным, фестиваль современной драматургии «Драма. Новый код» и Немецкий культурный центр имени Гете. Такие постановки на КрЯКК уже стали традицией: в прошлые годы читались французские и польские драмы. На этот раз зрители познакомились с пьесами «Путешествие Алисы в Швейцарию» Лукаса Бэрфуса, «В чрезвычайном положении» Фалька Рихтера и «Дождь в Нойкельне» Пауля Бродовски.

Необычный аудиовизуальный спектакль «Потоп» увидели красноярцы в Театре оперы и балета в дни открытия книжной ярмарки. Неутомимый Владимир Тарасов создал инсталляции и музыку к пьесе. Текст написан Фридо Манном — писателем, внуком известного автора Томаса Манна. Спектакль включал элементы оперы, джаза, хорового пения, церковных песнопений, визуальные эффекты и многое другое. Действо напоминало представление античного театра.

Полный зал собрал поэтический перформанс знаменитого актера театра и кино Владимира Епифанцева. Зрители сидели даже на полу. Артист читал поэму Владимира Маяковского «Облако в штанах» под музыку электронного проекта The HET.

Арт

Последний и, пожалуй, самый главный миф о культуре озвучил и сам же опроверг художник-перформансист Андрей Бартенев, проводивший на ярмарке мастер-классы: «Такие духовные практики, как искусство, — они отмирающие. Но без них мы не можем существовать».

Выставки, мастерские, инсталляции, мастер-классы для детей и взрослых — искусство жило и цвело на ярмарке в Красноярске. Сам Бартенев провел курс по художественной графике и самоопределению творческой личности и представил на музейной ночи результаты своей работы. Он же рассказал зрителям о своих лучших перформансах, организованных по всему миру, в которых можно увидеть невообразимых персонажей: однорукую балерину, человека-чум, яичных рыцарей, человека-улей и много других.

Все пять дней на КрЯКК работали различные выставки: фотографий, комиксов, гравюр. Особо радует то, что московская галерея InArtis привезла к нам 50 оригинальных гравюр английского художника-иллюстратора Джона Тенниела — это первые иллюстрации к знаменитой дилогии Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье». Эти ксилографии — классика мировой графики.

А музейная ночь стала настоящим праздником искусства. Здесь было все: музыка, поэзия, книги, театр… Многие элементы экспозиций здесь были посвящены творчеству Федора Достоевского. В фотоистории Владислава Мамышева-Монро автор перевоплощается в Достоевского и проживает эпизоды его жизни. Александра Гарт с помощью фотопроекций теней и зданий создала образ Петербурга, дорогой писателю. Юрий Штапаков представил серию гравюр и арт-объектов по мотивам романа «Преступление и наказание».

Всего более 20 известных художников и музыкантов из Москвы, Санкт-Петербурга, Омска, Екатеринбурга, Иркутска и Красноярска представили зрителям свои работы в жанрах видео-арт, саунд-арт, мультимедиа.

40 тысяч человек посетили мероприятия КрЯКК за пять дней. 40 тысяч человек пришли, чтобы купить книгу, послушать стихи, увидеть пьесу. Не это ли самое главное опровержение всех нелепых мифов о культуре?!

Варвара ЮШМАНОВА


Сейчас на главной