Версия для печати

К взлету готов?

Будущее красноярского аэропорта решит победитель торгов по нему.

Приглашение на борт

История реконструкции красноярского аэропорта «Емельяново» длится с 2007 года, когда был представлен первый проект по созданию на его базе авиационного хаба. С тех пор разговоры об этом ведутся регулярно. Правда, дальше слов дело практически не двигалось. И вот случилось: на 19 июня назначен аукцион по продаже 51 % акций основного владельца аэропорта — компании «ЭРА Групп», принадлежащей правительству Красноярского края.

Продать пакет намерены минимум за 2 млрд рублей. По условиям аукциона, победитель торгов до 2017 года должен оборудовать в аэропорту пассажирский терминал, способный «переварить» порядка 2,5 млн человек в год. Стоимость только этого проекта оценивается примерно в 8 млрд рублей. Однако это не все: после модернизации терминала инвестор должен также реконструировать весь аэропортовый комплекс Красноярска, что в целом обойдется ему минимум в 16 млрд рублей.

В такой ситуации очевидно, что «личность» компании-победителя будет играть ключевую роль в успехе всех заявленных проектов.

Интерес к торгам проявили Красноярская ГЭС, «Емельяново-инвест» и «Аквамарин».

Список при первом прочтении вызывает удивление: зачем Красноярской ГЭС аэропорт и на что рассчитывает компания с блеклым названием «Аквамарин» (в «Емельяново-инвест» есть хотя бы прямая отсылка к тому, чем организация намерена заниматься)? В министерстве транспорта края рассказали, что до торгов допускалась любая компания, способная внести задаток в 1 млрд рублей. То есть квалификационного тура аукциона не было, и, по сути, любая непрофильная организация с солидными финансами могла принять участие в конкурсе, поставив профильных, но менее богатых игроков в невыгодное положение.

На самом деле, все три компании входят в структуры, которые напрямую в разной степени успешности заняты развитием аэропортов в России. ГЭС — часть холдинга «Базовый элемент» («Базэл») Олега Дерипаски, куда также входит компания «Базэл Аэро». «Аквамарин», как выяснили федеральные СМИ, принадлежит олигарху Роману Троценко, владельцу аэропортового холдинга «Новапорт». Наконец, «Емельяново-инвест» — структура ГК «Ренова» Виктора Вексельберга, которому принадлежит компания «Аэропорты регионов».

Соседнее место

ozhidanie-pixabay.jpg

О деятельности «Аквамарина» мало что известно, так что рассмотрим, с чем к торгам подходит холдинг «Новапорт» Романа Троценко. Начавшая свою деятельность еще в 2007 году, сегодня компания управляет новосибирским «Толмачево», а также аэропортами в Чите, Челябинске, Томске, Барнауле, Астрахани, Волгограде и Тюмени. Кроме того, еще одна структура, принадлежащая Троценко, «Новая Колхида», купила аэропорт в Перми. Причем тюменский «Рощино» приобретен олигархом в конце прошлого года, пермский «Большое Савино» — в марте этого. Так что вместе с правами на них бизнесмен получил сейчас и свежие финансовые обязательства.

По информации «Коммерсанта», «Рощино» мог обойтись Роману Троценко в 550–769 млн рублей. Цена же «Большого Савино» известна точно — 1,5 млрд рублей. В развитие тюменского аэровокзального комплекса структуры предпринимателя должны вложить еще 5 млрд рублей, пермского — 11 млрд рублей. Учитывая такие затраты, возникает вопрос, хватит ли средств у Троценко еще и на реконструкцию красноярского аэропорта.

Еще одной сложностью может стать извечное соперничество двух «столиц Сибири» Красноярска и Новосибирска. Да, к Универсиаде есть резон вкладывать деньги в создание современного авиахаба под носом у новосибирского «Толмачево», который обслуживает почти 4 млн пассажиров в год. Но не появится ли после окончания игр у компании соблазна «задушить» аэропорт-конкурент в Красноярске или перевести часть пассажиропотока на «Толмачево» — еще один вопрос, ответа на который сейчас дать не сможет никто. Среди наиболее радикальных вариантов устранения соперника — разрыв контракта с немецкой «Люфтганзой», которая обеспечивает серьезную долю доходов аэропорта в Красноярске, после чего Новосибирск вновь сможет летать спокойно.

Элементарная ошибка

escalator-pixabay.jpg

Почему «Базэл» идет на торги по покупке аэропорта через свои энергетические активы, а не через профильные, становится ясно, если посмотреть, какой багаж скандалов успел собрать к этому моменту «Базэл Аэро».

«Базэл Аэро» — это совместное предприятие «Базэла», Сбербанка и сингапурской компании Changi Airports International. Холдинг контролирует воздушные вокзалы на юге страны: Краснодар, Сочи, Геленджик, Анапа и Ейск. Кроме того, «Базэл» нацелился и на аэропорт Владивостока, выиграв в этом году торги по его продаже за 6 млрд рублей. Для этого «Базэл» объединился в консорциум с Российским фондом прямых инвестиций и той же Changi Airports International. Деньги объединение выплатит в рассрочку до конца года, и если условия оплаты будут нарушены (а эту возможность исключать нельзя), то сделку можно оспорить.

По словам руководства «Базэл Аэро», в развитие владивостокского хаба не нужно вкладываться еще пять-шесть лет (его успели модернизировать к саммиту АТЭС — до прихода «Базэла»), но с покупкой восточного аэропорта компания приобрела и его долги — а это 1,5 млрд рублей.

Показателен подход «Базэл Аэро» к реконструкции краснодарского аэропорта «Пашковский», который входит в структуру Дерипаски с 2006 года. В преддверии Олимпиады, почувствовав, куда ветер дует, компания объявила о планах по модернизации аэропорта на несколько миллиардов рублей, и в 2012 году началась его реконструкция.

К 2013 году обещали построить новый терминал международных авиалиний, а к 2017 году — выстроить с нуля основной терминал. По факту же в 2013 году компания только отремонтировала старое здание аэропорта.

Кроме того, на аэродроме «Пашковского» до сих пор используют временную взлетно-посадочную полосу, поскольку реконструкцию основной не могут завершить уже почти три года.

Естественно, все это не могло положительно сказаться на репутации холдинга. То, что Дерипаска идет в красноярский аэропорт не прямиком через «Базэл Аэро», а окольными путями через ГЭС, может говорить о несогласии между партнерами внутри компании. За аэропорт во Владивостоке еще не рассчитались. Аэропортовый недострой в Краснодаре экс-губернатор Кубани Ткачев публично назвал «позором города». И на этом фоне «Базэл» проявляет интерес к «Емельяново». Предположим, что партнеры Дерипаски по «Базэл Аэро» просто не захотели участвовать в очередной авантюре на 26 млрд рублей (минимум во столько обойдутся торги и модернизация красноярского воздушного порта), и олигарх залез в свой другой, «энергетический» карман.

И вроде бы есть повод для патриотической радости: ГЭС-то — Красноярская, значит и аэропорт красноярским останется. Но очевидно, что заниматься «Емельяново» в случае его покупки ГЭС не будет — его по цепочке просто передадут тому же «Базэл Аэро», у которого, как видим, управлять аэропортами получается не очень складно.

Полет регионов

airport-rasp-pixabay.jpg

«Ренова» заинтересовалась красноярским «Емельяново» раньше всех. Об этом шла речь еще на Красноярском экономическом форуме 2013 года. Незадолго до форума была создана компания с говорящим названием «Емельяново-инвест». Ей пока что похвастаться нечем, в отличие от других профильных структур, входящих в группу компаний.

Холдинг «Аэропорты регионов» проиграл торги по уже упомянутым аэропортам Перми и Владивостока, предложив не самую высокую цену, но пока вопрос, чья это неудача, — инвестора или самих аэропортов.

Скажем, екатеринбургский «Кольцово», который принадлежит холдингу, в этом году признали одним из лучших авиапортов мира: эксперты британской исследовательской компании Skytrax присудили ему четыре звезды из пяти возможных. Столько же имеют терминалы Цюриха, Амстердама, Лондона, Хельсинки и так далее — всего 20 городов. Пассажиры «Кольцово», в свою очередь, включили его в десятку лучших аэропортов по номинациям «Лучший аэропорт России и СНГ», «Аэропорт с наибольшими улучшениями» и «Лучший VIP-терминал».

В Ростове-на-Дону «Аэропорты регионов» совместно с государством с нуля строят авиакомплекс «Южный» стоимостью 37 млрд рублей, из которых 16 млрд вложит «Ренова». Проект, разработанный британскими архитекторами, с концепцией «Моста в небо» называют «дерзким и смелым» (возможно, Skytrax уже нужно готовить новые четыре звезды). Аэропорт планируют сдать в конце 2017 года, к Чемпионату мира по футболу-2018. Параллельно речь идет о застройке территории старого аэропорта города, на месте которого «Ренова» планирует создать новый деловой центр Ростова.

В феврале этого года открылся новый пассажирский терминал в самарском аэропорту «Курумоч», который структуры Вексельберга приобрели в 2011 году. На строительство терминала площадью 42 тысячи кв. м и пропускной способностью 3,5 млн человек в год у инвестора ушло всего полтора года — как раз столько остается сейчас до 2017 года, к которому должны построить авиахаб «Емельяново».

Ян Симонов



Сейчас на главной