Версия для печати

Искусство как подарок

Норвежские парни

Открывали фестиваль гости из Норвегии. Танцевальный коллектив «Йо Стромгрен кампани» привез в Сибирь спектакль «Дань танца искусству футбола». В Красноярске состоялась российская премьера этой постановки, созданной десять лет назад. На сцене Театра юного зрителя была представлена обновленная версия. Театр Йо Стромгрена часто приезжает с гастролями в Россию. Руководителя труппы вдохновляет русская культура, русская музыка.

В спектакле о футболе соединились эстетики двух разных направлений — спорта и танца. «В футболе много красоты, — рассказывает артист норвежской труппы Ян Николай Веснес. — В нем есть и насилие, и взаимоотношения игроков, и эстетика, и юмор. Мы показываем на сцене несколько картинок, в каждой из которых заложена эмоция. Эта эмоция проявляется в соединении спорта и танца».

Итак, на сцене четыре танцора в футбольной форме. Спектакль начинается с тревожной громкой музыки. Артисты агрессивны, с их пластике — грубость, сила, мощь. Они кричат друг на друга, толкаются. Во время этого действа один из зрителей поднимается и с выкриком — «Кому такое может нравиться?! Это пропаганда насилия!» — выходит из зала. Но следующая зарисовка норвежской труппы мила, иронична, красива. Здесь выстроены взаимоотношения игроков. Вся история разворачивается в сложнейших танцевальных движениях без единого слова. Здесь и невероятные трюки, и комические пантомимы. Идеально выставлен свет. Артисты все делают с легкостью, заигрывая со зрителем. По сюжету в конце игры футболисты отправляются в душ. И норвежцы раздеваются на сцене, завершая свой мощный танец.

Красноярский зритель увидел именно то, что изначально закладывал в свой театр Йо Стромгрен — индивидуальный художественный стиль, максимально непохожий на все существующие.

Перформанс на Енисее

Настоящий подарок привез в Красноярск киевский Центр современного искусства «Дах». В День города на набережной реки Енисей прошло необычное театрализованное шоу «Сны потерянной дороги». В представлении были использованы различные виды искусства: музыка, театр, живопись, фотографии, маски, видео и лазерный ряд с эффектом 3D.

ДахаБраха - Сны потерянной дороги

В центре огромной сцены, расположенной на площади возле музейного комплекса, музыканты украинской этно-хаос группы «ДахаБраха» в оригинальных костюмах. Они исполняют песни, заговоры, частушки, колыбельные. Вокруг них три огромных экрана, труппа актеров, всевозможные арт-объекты, декорации. Зрители расположились на ступенях, ведущих от музея к набережной. Музыка напоминает шаманские песнопения. Артисты бьют в барабаны. Кажется, вызывают грозу. Постепенно темнеет, и с Енисея надвигаются тучи. На экранах полыхает огонь, актеры на заднем плане показывают печальные и поучительные истории. Все это действо вызывает чувство напряженности и восторга. Зрители перешептываются, подпевают, танцуют. Вдалеке виден праздничный салют. Прекрасное завершение дня рождения города.

Спектакль был подарен сибирякам на этот праздник. Режиссер представления — художественный руководитель Центра «ДАХ» Владислав Троицкий — позже на мастер-классе расскажет красноярцам, как он создал некоммерческий театр, который интересен молодежи. Пригласительные на «Сны потерянной дороги» не продавались, а раздавались бесплатно.

Кроме синтетического шоу, киевская труппа привезла на фестиваль постановку «Почти спектакль, почти по Пиранделло, или танец смерти — реанимация». На малой сцене ТЮЗа молодые актеры душевно встречали зрителей, наливая им горилку. Предлагалось выпить за упокой души умершей женщины (именно со сцены поминок и начался спектакль). Непривычная для зрителей постановка шла на украинском и итальянском языках одновременно. Невероятно красивые актеры рассказывали о жизни и смерти, о любви и страдании. Черный юмор, импровизация, общение со зрителем, использование предметов, смелость и честность — всего этого не совсем ожидала, но оценила публика.

Для детей

Организаторы фестиваля привезли в Красноярск три спектакля для самых юных зрителей. Одним из них стал не совсем детский «Счастливый принц» Московского ТЮЗа, который поставил режиссер Кама Гинкас по произведению Оскара Уайльда. Эту постановку в драматическом театре имени Пушкина смотрели не только дети. Второй спектакль — тюзовский «Волк и семеро козлят» Генриетты Яновской, художественного руководителя театра. И самое необычное из детских представлений на фестиваль привез испанский театр «Сильфо» из города Мурсия.

Постановка «Атлас, путешествие в шкафу» режиссера Фабрицио Азара была представлена сначала в Ачинском районном доме культуры и Железногорском театре оперетты, а затем приехала в Красноярский ТЮЗ. Это интерактивное представление, в котором обычные предметы быта используются в необычном амплуа. Разноцветные зонтики — распускающиеся цветы, абажур торшера — шляпа китайца, надувные круги — уши слона. Неординарное использование вещей — отличительная особенность испанской труппы, их неповторимый стиль. Спектакль не только развлекает, но и обучает малышей. В нем рассказывается о нескольких далеких странах, их культуре и обычаях. Двое актеров общаются с ребятами со сцены на русском языке, вовлекают в представление не только детей, но и взрослых. В конце действия артисты в костюмах больших пингвинов выходят в зал и пожимают руки всем малышам. Родители удивлены. Ребятишки в восторге. Так дарят свое искусство детям добрые испанцы.

Режиссерский взгляд

В рамках специальной программы «Норильских сезонов» в Красноярске состоялись две творческие встречи зрителей и журналистов с режиссерами.

Своеобразный мастер-класс провел в Доме Кино художественный руководитель киевского Центра современного искусства «Дах» Владислав Троицкий. Режиссер рассказал о своем пути в театр, о том, как в 1995 году он собрал одну из первых в Украине независимых некоммерческих трупп. Троицкий также является основателем и президентом Международного фестиваля современных искусств «ГогольFest». К нему обращаются руководители ведущих европейских театров, чтобы получить ответ на вопрос: как привлечь молодежь на спектакли?

«Я сам классический театр не очень люблю, — рассказал режиссер. — Почему молодые люди тоже его не любят?! Потому что они приходят на пьесу, смотрят и понимают, что их дурят. Актеры не своими голосами высказывают не свои мысли. Это выглядит нелепо. Я попытался создать такой театр, в котором молодые артисты могут говорить о том, что их самих волнует, обнажать свои чувства. И зрителю это понравилось. Например, фестиваль «ГогольFest» у нас собирал каждый день по 10 тысяч человек».

По словам Троицкого, он сам содержит свой маленький театр. Билеты на спектакли стоят не больше 5 евро. А некоторые постановки принципиально показываются бесплатно. «С таких вещей, — считает режиссер, — может зародиться цивилизация альтруизма. Потому что люди должны рано или поздно понять, что дарить — это фантастическое ощущение!»

Другая творческая встреча прошла на камерной сцене драматического театра имени Пушкина. Художественный руководитель Московского ТЮЗа Генриетта Яновская ответила на вопросы местных журналистов и деятелей культуры. Режиссер поделилась впечатлениями от встречи с Красноярском, где сорок лет назад работала, поведала о своем отношении к современному театру и драматургии, о необычном видении классических персонажей, о нюансах профессии и постановках, которые привезла на фестиваль.

В рамках специальной программы «Норильских сезонов» также состоялись показы трех телеспектаклей Московского Театра Юного зрителя в Доме Кино, отснятых на пленку в 2009 году телеканалом Культура. В необычном формате зрители увидели трилогию знаменитого режиссера Камы Гинкаса «Жизнь прекрасна. По Чехову…», состоящую из сценических версий рассказов «Дама с собачкой», «Черный монах» и «Скрипка Ротшильда». Показ постановок на экране кинозала позволил расширить программу фестиваля и представить красноярцам еще больше столичных спектаклей.

Классика московского театра

Два спектакля по произведениям классической литературы показал в драматическом театре имени Пушкина московский ТЮЗ: «Иванов и другие» по Чехову и «Медея» по текстам Жана Ануя и Сенеки.

Иванов и другие - Сергей Шакуров

Чеховскую пьесу поставила Генриетта Яновская. Потрясающие декорации Сергея Бархина превратили красноярскую сцену в тенистый сад. В главных ролях — знаменитости российского театра и кино: Сергей Шакуров, Виктория Верберг, Оксана Лагутина, Игорь Гордин, Игорь Ясулович, Вячеслав Платонов, Ольга Демидова, Аркадий Левин. Эта постановка в 1995 году стала лауреатом премии «Золотая маска» и Фестиваля всех искусств в городе Хельсинки. Три часа действия актеры работали на одном дыхании. Классические чеховские образы, элегантные костюмы, неизменный юмор, трудные характеры и человеческие метания — все это целостный, масштабный, мощный, с изюминкой спектакль.

«Медею» создал режиссер Гинкас и все тот же художник Сергей Бархин. В этой сложной постановке соединились стихи Иосифа Бродского, древние мифы и язык сегодняшних улиц. Столкновение времен, культур и пространств рождает новое искусство, трагедию во всем ее многообразии.

Насыщенной и необычной получилась программа фестиваля. Непрост сегодняшний театр, даже классический. Но какие бы формы он ни принимал, цель его остается неизменной — отбросив ненужную шелуху, рассказать о том, что действительно важно.

Варвара ЮШМАНОВА
Фото Ирины Якуниной, ПРЕСС-ЛАЙН.ru и Фонда Михаила Прохорова



Сейчас на главной