Версия для печати

Инвестиционные итоги IV Красноярского экономического форума

Дорога через север Сибири

В среднесрочной перспективе — через 20-25 лет Россия уже не сможет обойтись без Северо-Сибирской железнодорожной магистрали, опорные пункты которой пройдут через зону Нижнего Приангарья в Красноярском крае. В этом уверены ученые института экономики СО РАН. По словам представителя научного учреждения Владимира Малова, уже сегодня надо изучать возможность начало государственного финансирования проекта строительства ж/д трассы. «Транссибирская магистраль, больше столетия служившая России, скоро будет перегружена — по ней пойдут десятки миллионов тонн нефти, угля, других материалов. Иного пути, чем возведение новой магистрали, у нас нет», — считает Малов.

Мнение научных кругов находит поддержку и среди федеральных чиновников. Правда, пока нет необходимой проектно-сметной документации, технико-экономического обоснования строительства магистрали, не определена ее цена — на формирование этого пакета уйдет не менее 10 лет.

Напротив, по проекту мультимодального узла (авиахаба) в Красноярске, все необходимые документы уже есть. Вложения в проект могут достигнуть 600 миллионов долларов до 2017 года. Оборот красноярского хаба к этому времени превысит миллиард долларов. Это вчетверо выше, чем в середине 2000-х годов. Министерство транспорта России открыто поддерживает красноярский проект. «Это часть идеологии развития нашей инфраструктуры. Нам не включится в мировую транспортную сеть без таких авиационных узлов. Без них нас просто вытеснят, уберут с рынка. Без хабов не будет и оптимальной маршрутной сети в регионах», — отмечает заместитель главы Минтранса РФ Александр Мишарин.

Примечательно, что в дни проведения форума стало известно о том, что Правительство России фактически одобрило создание авиахолдинга «AirUnion» с центром в Красноярске. Проект указа, закрепляющего появление в стране второго национального авиаперевозчика, направлен на подпись президента России.

В единую компанию войдут: «Красэйр», Домодедовские авиалинии (ДАЛ), «АК «Самара», «АК «Омскавиа» и «Сибавиатранс». После того как новое акционерное общество будет зарегистрировано, в его уставной фон будут внесены акции всех пяти компаний. Государству будет принадлежать лишь 45% компании, 55% — будут частными. Создающаяся компания по объему пассажироперевозок станет третьей в России. Напомним, что  2006 году участники альянса AirUnion перевезли около 3,3 млн пассажиров. Это третье место, после «Аэрофлота» (7,3 млн) и «Сибири» (4,9 млн). Суммарный парк лайнеров AirUnion — свыше100 самолетов. Свыше 10% — машины западного производства.

Нефтегазовые реки

Только две крупнейшие компании нефтегазового сектора в России заявили на форуме  о намерении инвестировать в Красноярский край в 2007 году свыше 1,6 миллиардов долларов. 1,5 миллиарда долларов направит на освоение Ванкорского блока НК «Роснефть». Это выше уровня 2006 года на 10-15%. Рост инвестиций не случаен — в 2008 году на Ванкоре должна быть получена первая промышленная нефть.

Более четырех миллиардов рублей вложит только в Эвенкийский муниципальный район «Газпром». В ЭМР компания имеет семь лицензий на месторождения газа, на остальной территории края — только три. В 2006 году «Газпром» инвестировал в регион 3,5 миллиарда рублей, в 2005 году — около двух млрд.

В настоящее время Красноярский край включен в проект «Газпрома» «Восток-50». «Сегодня для нас наиболее привлекательны в инвестиционном отношении Красноярский край, Иркутская область, Якутия и Сахалин. В настоящее время в Министерстве промышленности и энергетики России создана рабочая группа, которая проводит экспертизу проекта «Восток-50», перед тем, как документ будет представлен на утверждение правительству. Думаю, что эта программа станет аккумулирующим документом, который будет стимулировать всех участников инвестиционного процесса в разработке каких-то согласованных инвестиционных проектов», — сказал в интервью «КрасИнвесту» член правления российского газового холдинга Валерий Голубев.

По его мнению, проект «Восток-50» можно считать одним из вариантов реализации инвестиционных проектов на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока, по увеличению «объема добычи в четырех региональных центрах».

«Проект охватывает 50 млрд добычи газа ежегодно. Это предварительные прогнозы на базе расчетов геологов. Так как не все месторождения в восточных регионах страны сегодня полностью разведаны, эти данные требуют уточнений. Хотя цифра добычи — 50 — полностью связана с проектом «Восток-50», — подчеркнул Голубев.

Однако «Газпром» будет вкладывать не только в добычу газа на территории края. Уже в 2008 году компания начнет работу по газификации региона. Это первый подобный проект в крае за последние 20 лет.

Кроме того, газовый монополист планирует принять непосредственное участие в судьбе Юрубчено-Тохомского блока нефтегазовых месторождений Эвенкии. Гигантский проект с необходимыми вложения в 12,6 миллиардов долларов, был остановлен два года назад из-за банкротства НК «Юкос». Как полагает депутат Государственной думы России от Красноярского края Виктор Ситнов, имущество «Юкоса», а в ЭМР это — ОАО «Востоксибнефтегаз», может быть продано уже к концу 2007 года. Одним из покупателей как раз и может стать «Газпром». «Наша компания планирует принять участие в торгах на активы ЮКОСа в Эвенкии. Но произойдет это не раньше, чем все судебные разбирательства, связанные с банкротством компании,  будут завершены», — отметил Валерий Голубев.

Алюминиевый рост

На форуме стало известно и о сроках начала реализации еще одного крупного проекта в рамках Богучанского энергометаллургического объединения ( БЭМО) — строительства алюминиевого завода в Карабуле. К настоящему времени основная часть согласований по БАЗу уже получена. Выделен и земельный участок. Работы могут стартовать уже во втором квартале 2007 года. Инвестиции, напомним должны превысить 2 миллиарда долларов. Примерно пять миллиардов рублей предполагается вложить в алюминиевый завод в течение нынешнего года.

Напомним, предполагаемые мощности предприятия — 600 тысяч тонн. На Богучанском алюминиевом заводе будет использоваться новая технологическая разработка РУСАЛа — РА-300, которая позволит значительно увеличить рентабельность производства.

Всего же в 2007 году в БЭМО будет вложено не менее 10 миллиардов рублей. Половина суммы пойдет на продолжение строительства Богучанской ГЭС.

На Красноярском форуме были обозначены и вероятные сроки строительства Мотыгинской ГЭС — ее планируется ввести в эксплуатацию к 2015 году.

Алексей ЕЛИСЕЕНКО



Сейчас на главной