Версия для печати

Играющий на гитаре…

Пусть злопыхатели говорят, что это «уже не тот» музыкант, и «кто его будет слушать». Думается, всегда будут те, для кого слова «Владимир Кузьмин» и «Динамик» не пустой звук. Наконец, хорошая эстрада сегодня, на мой взгляд, редкость. А он как раз из тех, кто и олицетворяет нашу эстраду более четверти века.

ksminvovaВ последнее время всех интересует больше то, сколько у той или иной песенной звезды машин (домов, самолетов) и с кем она спит, чем ее творчество. Не спорю, это тоже интересно, но порой просто хочется услышать песни любимого исполнителя. Кузьмин для нашего (среднего поколения) автор множества интересных песен. Тем более, что он настоящий музыкант, который в совершенстве владеет несколькими музыкальными инструментами.

Начав свою карьеру в школьном ансамбле, пройдя школу студенческих «сейшенов», ресторана, работы в филармонических ВИА, эстрадном оркестре, рок-группе, музыкант стал настоящим мастером. Трудно даже представить, сколько за свою жизнь он дал концертов (и каких!) И никогда, даже в самые трудные времена, не работая под «фанеру». Просто, он любит музыку, игру на гитаре, пение вживую. Концерт для него не просто работа, а радость и удовольствие, приносящее удовлетворение.

Как все начиналось?

Владимир Кузьмин родился 31 мая 1955 г. в Москве, в семье офицера морской пехоты и учительницы иностранных языков. Музыкой начал заниматься в шесть лет на скрипке, хотя в детстве больше всего любил фортепиано. Но фортепиано инструмент стационарный (трудно перевозить), а для вечно «кочующего» военного… До окончания школы вместе с семьей, в которой было еще двое младших (брат и сестра) он объездил чуть ли не все гарнизоны страны.

Как вспоминает Владимир, поначалу он стеснялся гнусного звучания скрипки, нотной («девчачьей») папки, своих походов в музшколу. А другие мальчишки в это время гоняли во дворе мяч или играли в хоккей. Однако, со временем скрипка ему начала нравиться, да и занятия проходили интересно – дуэты или «унисоны», когда человек пять-шесть играли вместе.

Но пианино ему все же купили в Балтийске Калининградской области. И одаренный ребенок начал просиживать за ним часами, сочиняя несложные пьески. Потом, ему посоветовали выпросить в оркестре воинской части кларнет (говорят, если на каком-нибудь духовом инструменте научишься играть, можно легко освоить короля джаза саксофон). Отец инструмент принес, и Владимир научился на нем играть. Потом отца перевели в Мурманскую область, и один парень показал ему несколько аккордов на семиструнной гитаре.

Это было всё – Кузьмин «загорелся»!

За несколько дней освоил множество аккордов и выучил большой репертуар блатных песен. Мама купила 12-летнему мальчику его первую семиструнную гитару. И в его «музыкальной жизни» происходит резкий поворот. До этого он занимался классикой, пытался играть джаз, пока не услышал по радио норвежский поп-концерт.

Надо сказать, что в те годы поп и рок было одно и тоже, а модную музыку играли в основном рок-группы. Радиостанция была на средних волнах, качество звука по тем временам было отменное, так как жили Кузьмины практически на границе страны… Короче, так человек услышал «Битлз», «Роллинг Стоунз» и другую музыку, неизвестную в СССР.

По словам Кузьмина у него «съехала крыша и наконец… понял свое призвание». И в 1967-м у него появилась первая настоящая электрогитара («доска»-«самопал»), который сделал какой-то солдат. И ему очень пригодились знание нотной грамоты и гармонии, так как некоторые песни были далеко не просты. Первый состав его группы: соло-гитара, ритм-гитара, бас и барабаны. Аппаратура – «кинап»: ламповые усилители и «колонки» типа колокол (динамик-рупор, который висит на столбе). Играли либо танго (медляк), либо шейк (быстрый). Что касается песен, то не всегда можно было найти правильный оригинальный текст, поэтому Владимир, не мудрствуя лукаво, просто сочинял на музыку свой текст на английском.

В 1970-м родители купили ему настоящую электрогитару — полуакустическую Мюзима, аналог Gibson ES 135. Стоила она 220 рублей. Астрономическая сумма по тем временам. С ней он не расставался сутками. Хотя… в это же время он садится… писать роман. Чему посвящает целый год. Полуфантастический боевик о семи днях из жизни тогдашних ровесников Владимира едва разместился в трех бухгалтерских книгах. Для друзей устраивались чтения, но больше об этом «творении» никто и никогда больше не услышал.

В 1972-м году он поступил в Московский институт железнодорожного транспорта. Там, как и в других вузах, кипела музыкально-хипповская жизнь. Во Дворце культуры института постоянно проводились вечера, на которых студенческие группы играли популярные западные группы. Постепенно, «влился» и он. Познакомился с Иваном Смирновым, который показал ему, как надо играть соло Блэкмора и «импровиз с фишками». Это была неплохая школа, а вскоре, где-то с 73-го начинается увлечение более сложной музыкой: Mahavishnu Orchestra, Genesis, Jethro Tull…

Поняв, что хороший инженер-железнодорожник из него не получится, Кузьмин бросает институт и поступает в музыкальное училище. Ему хочется работать музыкантом профессионально и он подрабатывает в ресторане в Люберцах. (В свой состав искали поющего саксофониста). На прослушивании он сыграл этакий свободный джаз по альтерированным ступеням блюзовой гармонии. Потом блатняк на скрипке. И его приняли. Подобрали костюмчик, завели трудовую книжку и стали выплачивать зарплату. Началась работа. Заработав первые деньги, он купил себе электрогитару-доску «Элгита» (что ж еще!). С ней, в начале 1977-го, он по приглашению ушел работать в филармонический ансамбль «Надежда» на год.

Это была очень хорошая школа, так как там был очень сильный состав. Не дай бог, где-то на концерте промахнуться! Далее его пригласили на работу в ансамбль «Мелодия» – ведущий коллектив страны, который записывал музыку многим исполнителям, озвучивал кинофильмы и т.д. Ему было 23 года, задача – осовременить эстрадно-джазовое звучание модной тогда соло-гитарой. Хорошая школа «молодого бойца». Не случайно, вскоре его пригласил Ю.Ф. Маликов в свои «Самоцветы». Где особенно тесно он общается с Владимиром Пресняковым (старшим), который писал «молодому» ноты разных пассажей, джазовых квадратов, и Кузьмин учил их на гитаре, а потом они «гоняли» все это в унисон, транспонируя в разные тональности.

Вскоре «новый поворот» в карьере.

Он знакомится с «Веселыми ребятами» и уходит из Москонцерта. Вместе с солистом группы Александром Барыкиным и бас-гитаристом «Самоцветов» Евгением Казанцевым они создают рок-группу «Карнавал». За барабаны сел экс-барабанщик «Арсенала» Василий Изюмченко, а затем Владимир Болдырев из рижского ансамбля «Модо».

Поначалу играли в ресторане в Салтыковке в столице. Часто делали выездные концерты. Стали готовить программу на английском языке (готовилась Московская Олимпиада и им «разрешили»). Правда, сыграть ее не удалось. В концертном зале «России» на первой же песне «Супермен» перед ними закрыли занавес и запретили выступать.

Широкую известность «Карнавал» получил после выхода пластинки с надрывающим душу «медляком» «Больше не встречу друга такого». И впервые на нем было написано, что это – РОК-ГРУППА.

Правда, не обошлось без «ложки дегтя». Кузьмина без его ведома написали руководителем группы, хотя все были равноценными участниками ансамбля, и Барыкин обиделся. Несмотря на то, что они стали известными по всей стране и начали гастролировать от Тульской филармонии, вскоре группа распалась.

В те годы страна переживала диско-бум. Юрий Чернавский сотоварищи оказались в ВИА «Красные маки», который мог бы гордиться премией Тульского обкома комсомола. Альбом-гигант «Маков» «Кружатся диски» (1980г.) стал попыткой Чернавского сделать что-то достойное в модном жанре, и у него получилось.

Кузьмин случайно повстречался Чернавскому и его команде в ресторане «Салют» на Ленинском проспекте, где пел с «Карнавалом». Последовала серия совместных выступлений двух групп. И в мае 1982 г. появляется «ДИНАМИК» (Сергей Рыжов – бас, Юрий Чернавский – клавишные, Юрий Китаев – барабаны плюс соло и гитара – Владимир Кузьмин). И сразу – громкий успех.

Два магнитоальбома, за два месяца записанные в 1982-м в банкетном холле гостиницы «Салют», демонстрируют очень разнообразную музыкальную фактуру – от блюзовых и джазовых до регги и «новой волны». Лето 1982-го «Динамик» провел в успешных гастролях по Советскому Союзу.

В 1983 г. «Московский комсомолец» провел первую в Союзе попытку составить беспристрастный чарт рок-групп, опросив около 30 журналистов и профессионалов. «Динамик» занял в нем первое место, на втором оказалась «Машина времени», тройку замыкал «Аквариум».

Затем начались «творческие разборки» в группе и осенью 1983 г. «Динамик», как таковой, перестал существовать. Владимир находит выход: он объявляет себя солистом, а коллектив становится безымянной аккомпанирующей группой. Чернавский уходит делать легендарные «Банановые острова». В ноябре Кузьмин собирает новый состав, в который вошли его брат Александр, Сергей Евдоченко (клавишные) и Юрий Рогожин (барабаны). Группа записала альбом «Возьми с собой». И снова были концерты с аншлагом, полные стадионы…

В 1985-м у Владимира выходит его первая сольная пластинка-миньон «Голос» на фирме «Мелодия». Но судьба второго «Динамика» повторяет судьбу первого: осенью того же года, начав терять одного за другим своих участников, он распадается.

Кузьмин неожиданно для многих становится солистом группы (Театра песни) Аллы Пугачевой «Рецитал» и сценическим партнером знаменитой певицы. Это сотрудничество можно назвать поворотным моментом в судьбе двух исполнителей.

Кузьмин пишет для Пугачевой великолепные песни, становящиеся хитами. «Мелодия» выпускает в 1987-м первый его сольный диск-гигант «Моя любовь». В том же году, совместно с Пугачевой был записан цикл песен «Он, она и дождь». Кузьмин выпустил отдельным альбомом – «Ромео и Джульетта».

В марте 1987 г. Кузьмин решает возродить имя «Динамик». В новый состав группы входят довольно известные профессиональные музыканты: Александр Степаненко (экс-«Браво») – саксофон, Валентин Лёзов (экс-«Арсенал») – бас, Александр Горячев (экс-«Гулливер», «Бригада С») – гитара, Александр Бахурец – ударные и Александр Телегин – на клавишных. Чуть позже он играет на бас-гитаре, а на клавишных его сменяет Игорь Лень (экс-«Николай Коперник»»). Группа много и успешно выступает, записывает пластинки. Она на вершине славы. Музыкантов знает вся страна. Кузьмин записывает один из лучших своих альбомов «Слезы в огне», который мгновенно расходится по стране. Кстати, мало кто знает, но в свое время группа «Динамик» вошла в список 20 лучших концертов Калифорнии по итогам года!

В 1988-м, он участвует в записи вокальной сюиты В. Преснякова (ст.) и В. Сауткина «Гороскоп». Для Владимира это самое несчастливое время. Пристальное внимание мешает ему, как и любому талантливому человеку, заниматься творчеством – он ищет покоя, свежих музыкальных идей. В начале 1990-х, сопровождаемый шлейфом слухов и сплетен, он уезжает в США. С местными музыкантами где-то в ночных клубах он играет традиционный рок-н-ролл и блюз, совершенствуя мастерство владения гитарой. Учитывая любовь американцев к грандиозным шоу – это очень большой успех. Владимир переиграл всего Хендрикса, Клэптона…

Кстати, гитар у музыканта около 80. Причем, все – профессиональные и самой высокой ценовой категории.

В 1991-92 гг. в Америке Кузьмин записывает два англоязычных альбома, участие в которых принимали как американские музыканты, так и музыканты его группы «Динамик». А затем возвращается в Москву и в 1993 опять восстанавливает «Динамик». Алла Пугачева помогает организовать гастрольный тур по бывшему Союзу.

imakvО творчестве музыканта.

Некоторые критики относят творчество Кузьмина к поп-музыке, утверждая, что настоящий рок должен за что-то бороться, иметь социальную направленность. Любовная лирика это, мол, уже не рок. Но Кузьмин никогда не призывал со сцены к революциям. Никогда не пел двусмысленных и злых песен. Сегодня социалистический период потерял актуальность. Многие известные и популярные рок-группы того времени исчезли, а Кузьмин до сих пор собирает аншлаговые концерты. Его творчество всегда находило своего слушателя. Песни Кузьмина узнаются с первых аккордов – музыканта отличает своеобразная манера исполнения, свойственный лишь ему стиль.

Все его песни автобиографичны, к этой теме он прикасается бережно, осторожно и искренне. Своего рода «фирменным знаком» Кузьмина становятся баллады. Не случайно, его последняя большая работа, которую от отыграл в марте 2008 г. на сцене МХАТа им. Горького называется «Сегодня и вчера: блюз-баллады-рок-н-ролл».

У Кузьмина собственная студия, в которой он проводит много времени. Так что точку в его творческой биографии ставить еще рановато. Думается, очень многие его песни будут жить еще долгие, долгие годы…

P.S. Предпочтения В. Кузьмина:

Марка автомобиля – Mitsubishi PAJERO

Напиток – молоко, пиво

Художественный фильм – «Три мушкетера» (Франция-Италия)

Кинозвезда – Катрин Денев, Ален Делон

Рок-группа – The Beatles
Песня собственного сочинения – «Душа»

Гитарист – Jimi Hendrix

Вокалист – John Lennon

Место на земле – Подмосковье
Писатель – Ф. Достоевский
Изречение (фраза, шутка) – последняя (свежая)

Животное – вьетнамские обезьяны

Цвет – черно-белый

Время года – лето

Число – 9

Вид спорта – футбол

 



Сейчас на главной