Версия для печати

Градостроительное будущее Красноярска становится общим делом горожан

Сражения вокруг проекта нового Генерального плана Красноярска обещают стать одним из магистральных сюжетов общественно-политической жизни столицы региона в ближайшие полтора года. Высокий градус полемики наблюдался и на завершившемся в субботу IX Городском Форуме. Разработчики генплана уже на первом этапе получили и изрядную порцию критики и немало интересных идей.

Кипение страстей вокруг главного градостроительного документа вполне объяснимо: слишком многое генплан будет определять в ближайшие десятилетия не только для архитекторов и строителей, но и для всех красноярцев. Трудно не согласиться с мэром краевого центра Эдхамом Акбулатовым, который еще в сентябре заявил, что новый генплан должен задать вектор развития всех сфер жизни Красноярска.

Разработчики этого стратегического документа и связанных с ним проектов новой транспортной схемы и улично-дорожной сети должны ответить на острейшие вопросы, которые волнуют всех горожан. В каких направлениях развивать город? Как избежать транспортного коллапса? Что делать с промышленными предприятиями? Как сохранить экологию города для будущих поколений? Самое главное – как совместить зачастую противоположные интересы власти, бизнеса и городского сообщества? Вопросов накопилось множество и, судя по первым дискуссиям вокруг генплана, всем сторонам еще предстоит научиться слышать оппонентов, чтобы найти приемлемые компромиссы.

Чтобы было понятно, почему проект очередного генплана впервые в истории города на Енисее вышел на орбиту полномасштабного общественного обсуждения, можно вспомнить скандалы последних лет, связанные с градостроительством. Уже два года ломаются копья вокруг строительства на Театральной площади отелей. Несколько лет не утихают бои вокруг будущего Березовой рощи в Академгородке. Идея строительства на Стрелке нового собора фактически стала публичной ареной противостояния различных сил. На одной из последних сессий горсовета вспыхнул конфликт вокруг перевода бывшей промышленной площадки завода «Сибсталь» в категорию жилой зоны в Кировском районе Красноярска. Хотя истоки этих противостояний различны, но общим для них является то, что они возникли и благодаря невнятной градостроительной политике, которая наблюдалась в постсоветскую эпоху в краевом центре.

По идее, многие вещи, которые приводят к болезненным для городского сообщества конфликтам, должен был бы регулировать нынешний Генеральный план, но он с этой функцией явно не справляется. Принятый в 2001 году, он начал разрабатываться еще в 1994 году по советским лекалам, которые были замешаны на безнадежно устаревшей к середине девяностых годов логике развития социалистической экономики. Создатели генплана — 2001, по образному выражению одного из красноярских архитекторов, в очередной раз готовились к «войне, которая уже закончилась». В этом документе, по сути, не были учтены ни стремительный рост автопарка Красноярска, ни планы застройщиков, ни качественно новые требования к городской среде растущего среднего класса, который становится главным драйвером развития города.

Проблемы в градостроительной сфере стали настолько острыми, что когда Эдхам Акбулатов возглавил мэрию Красноярска, одним из главных приоритетов он назвал скорейшую разработку нового Генерального плана. «Начиная работу над Генеральным планом, необходимо оценить перспективы развития Красноярска и стоящие перед городом задачи. В этой связи администрацией города будет проведена работа по корректировке стратегии социально-экономического развития города. В ней будет учтено, как приоритетное, создание комфортных условий для проживания горожан. Также большое внимание будет уделено созданию новых рабочих мест, предприятий с высокой добавленной стоимостью, соответствующих всем современным экологическим нормам. Работа по формированию стратегии будет вестись параллельно с разработкой нового Генерального плана Красноярска», — считает глава города.

В сентябре состоялись конкурсы на разработку проектов нового генерального плана до 2033 года, комплексной транспортной схемы и улично-дорожной сети города. Их выиграли соответственно — московский «Гипрогор» и РосНИПИУрбанистики из Санкт-Петербурга. Они должны до 1 июня 2015 года представить заказчику готовые продукты. По старому сибирскому обычаю, тут же раздались недовольные голоса, что, дескать, местных оттеснили от выгодного заказа, но выбор конкурсной комиссии можно признать логичным по многим причинам. Во-первых, эти институты, пожалуй, самые авторитетные в нашей стране в сфере градостроительства. Созданы они были еще в 1929 году. И вряд ли кто-то может оспорить компетентность и квалификацию сотрудников этих организаций. Тем более что эти проекты победители конкурса будут разрабатывать совместно с красноярскими специалистами.

Во-вторых, как справедливо было отмечено во время последнего городского форума, Генеральный план такого важного для России города как Красноярск должен учитывать не только интересы края, но и всей Федерации. Например, в 1973 году постановление о Генеральном плане Красноярска принимал Совет министров РСФСР. Любопытнейший, кстати, документ!

Многие слова из этого постановления актуальны до сих пор: «Строительство детских учреждений отстает от жилищного строительства. Неудовлетворительно ведутся работы по озеленению районов новой застройки, вследствие чего площадь зеленых насаждений общего пользования меньше нормы в 3 раза. Воздушный бассейн города значительно загрязнен, концентрация пыли и вредных газов превышает предельно допустимую норму, — писали 40 лет назад авторы этого документа. — Отстает от темпов промышленного и жилищно-гражданского строительства развитие городских дорог. Сложившаяся сеть узких улиц не обеспечивает нормальную работу городского транспорта. Красноярский крайисполком и Красноярский горисполком не обеспечивают надлежащего контроля за ходом застройки города, не принимают должных мер к увеличению площади зеленых насаждений, мирятся с крупными недостатками в строительстве».

Третьим, и, может быть, самым важным резоном в пользу того, что эти проекты лучше разрабатывать специалистам со стороны, является их независимость. Трудно заподозрить москвичей и питерцев в лоббировании интересов каких-то строительных компаний или других групп влияния. При желании «Гипрогор» и РосНИПИУрбанистики могут услышать все заинтересованные стороны, а их в Красноярске хватает.

Это, безусловно, местные застройщики и аффилированные с ними архитекторы, причем эту группу также раздирают внутренние противоречия, связанные с конкурентной борьбой. Трудно назвать и случайным поход в муниципальный парламент руководителей строительных компаний, что, по одному меткому выражению, привело к тому, что самой влиятельной партией в нынешнем созыве горсовета стала отраслевая «партия девелоперов».

Но строителями – депутатами дело не ограничивается. Бизнесмены из других отраслей также крайне заинтересованы в четких правилах игры на ближайшие десятилетия. Все большую роль в жизни города в последние годы начинают играть и различные общественные движения, среди которых выделяются экологи, страстно защищающие здоровье города.

Наконец, в отдельную группу можно и нужно выделить нас с вами – жителей славного города К. на реке Е. Раньше наше мнение по поводу векторов развития города вообще никто не спрашивал. Где построить дома, где разбивать парки, а где размещать опасные предприятия, солидные дяди решали исключительно в кабинетах начальства. Теперь ситуация изменилась и это очень четко показал последний Городской Форум.

Разработчики презентовали сибирякам несколько концептуальных принципов, которые они собираются положить в фундамент градостроительного документа, который определит развитие столицы края на ближайшие два десятилетия. «Главное в Генеральном плане — создать такую структуру, которая была бы оптимальна по транспорту, планировке, экологии и была бы интересна и разнообразна», — сообщил на пленарном заседании директор по градостроительству, архитектуре и проектным работам ОАО «Гипрогор» Игорь Шнайдер.

Хотя очевидно, что разработчики находятся только в начале пути, уже на Городском Форуме в них со всех сторон полетели критические стрелы. Где-то по делу, а где-то, что называется, из принципа.

Стоит отметить, что на форуме можно было наблюдать и недовольных экспертов. Однако этот профессиональный скептицизм, похоже, уже не актуален. И позиция власти, и позиция городского сообщества в этом смысле солидарна: обсуждать генплан и проекты новой транспортной схемы и дорожно-транспортной сети необходимо всем неравнодушным красноярцам.

«Мне кажется очень важным, что в рамках разработки Генерального плана у нас идет столь оживленная, конструктивная и острая дискуссия. Идет дискуссия, высказываются мнения, причем иногда довольно жесткие. Каким быть городу с точки зрения озеленения, общественных пространств, промышленности, транспорта, застройки? Все эти вопросы можно решать лишь в открытом разговоре, в конструктивной дискуссии», — заявил Эдхам Акбулатов.

Чтобы эти правильные слова стали явью, предстоит «построить мосты» между разработчиками генплана и городским сообществом. К этому на форуме призывали многие. Разработка генплана должна идти в формате постоянно действующей общественной экспертизы, для начала хотя бы на официальном портале администрации Красноярска. Акбулатов с этим предложением согласился. На подведении итогов IX Городского Форума он подчеркнул, что: «Наша сегодняшняя дискуссия прошла очень качественно. И резкие вопросы нужны, иначе толка от разговора не было бы. Необходимо, чтобы мнения, которые сегодня прозвучали, были обязательно учтены проектировщиками при разработке Генерального плана».

Антон Силин — газета «Московский Комсомолец»



Сейчас на главной