Версия для печати

ДОРОГИ – ОСНОВА ЭКОНОМИКИ СИБИРИ

ЗАДАЧА – ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Сегодня транспортная инфраструктура страны имеет различные проблемы, главные из которых изношенность основных фондов и медленное строительство новых транспортных схем. Между тем, строительство дорог должно опережать темпы развития экономики и являться одним из стимулирующих факторов ее роста. Ведь строительство дорожной инфраструктуры – это толчок развитию смежных отраслей: машиностроения, металлообработки и строительства. При этом, на каждое новое рабочее место, создаваемое только на железных дорогах, приходится десять новых рабочих мест в смежных отраслях экономики.

street Прокладка дорог это не только связь с отдаленными уголками в регионах, но и стимулирование развития не используемых в настоящее время трудовых и природных ресурсов.

Губернатор Красноярского края Александр Хлопонин в своем докладе перед участниками форума заявил, что в ближайшее десятилетие частный бизнес готов вложить в развитие сибирских регионов от двух до трех триллионов рублей (не считая проектов, связанных с нефтью и газом). Но для этого требуются государственные решения по развитию инфраструктуры: автодорог, железных дорог, связи и линий электропередач. Он полагает, что инвестиции в развитие транспорта в ближайшие годы составят более 180 миллиардов рублей.

«Каждый рубль, вложенный в развитие транспортной инфраструктуры, привлекает порядка 12 рублей инвестиций. При этом речь идет только о крупных проектах», – подчеркнул Хлопонин.

Без автодорог, без воздушных, водных, железнодорожных путей сообщения развивать и осваивать богатства Сибири очень сложно.

По словам начальника экспертного управления администрации президента Аркадия Дворкович, уже сейчас отстающие коммуникации тормозят развитие сибирских регионов: «Инвесторы не хотят, чтобы их вагоны с оборудованием стояли неделями на перегонах, им нужно, чтобы продукция доставлялась намного быстрее, чем это происходит сейчас. Каждый день отсрочки поставок оборачивается для них убытками, и сроки возведения объектов откладываются».

loco2 В Стратегии транспортного развития страны до 2020 года сегодня заложены базовые показатели формирования транспортных схем. В дальнейшем на ее основе будет идти корректировка федеральной программы модернизации транспортной системы России, а также разрабатываться различные целевые подпрограммы и создаваться конкретные инвестиционные проекты.

Как отметил заместитель министра транспорта РФ Александр Мишарин, в настоящее время создана рабочая группа, которая в рамках данной Стратегии до разрабатывает стратегию развития промышленного железнодорожного транспорта. Так как на их долю приходится более 80 процентов всего грузооборота России.

В рамках пленарного заседания докладчики отметили, что в 2008 году в России будет решен вопрос по интеграции европейских и транзитных грузопотоков, начнется строительство крупных мультимодальных логистических центров на железной дороге. И уже в этом году транспортники выработают единую тарифную политику, единую технологию и единые требования для подвижного состава.

 

ДОРОГИ НИЖНЕГО ПРИАНГАРЬЯ

Участники экономического форума отметили, что в настоящее время следует полностью загружать Транссибирскую магистраль и прокладывать в восточной части страны новые железнодорожные колеи. При этом, по словам Аркадия Дворковича, железные дороги нужно строить, но маршруты следует увязывать с конкретными проектами: «Просто так строить магистраль никто не будет, если нет планов развития производства. Нужно постоянно проводить консультации Министерства транспорта, крупных промышленных компаний и железнодорожников, чтобы они решили, что и как лучше сделать. Дороги необходимо увязывать с инвестиционным проектами строительства заводов и добычей полезных ископаемых».

locomotiv Такой же точки зрения придерживается и Александр Мишарин, который считает, что в рамках частно-государственного партнерства возможна реализация любых проектов строительства железных дорог. Понятно, что без надежных схем вывоза продукции, будь то руда, цветные металлы, уголь или лес, промышленные объекты возводить никто не станет, так что дороги нужны.

«При этом инициаторами строительства могут выступать предприятия промышленного железнодорожного транспорта. Например, в зоне освоения Нижнего Приангарья с вводом в эксплуатацию моста через Ангару, можно строить дорогу в любом направлении. И решать это нужно сейчас, так как в 2018 году должно начаться проектирование магистрали в этом районе», – сказал заместитель министра транспорта РФ.

Говоря об освоении территории Нижнего Приагарья, заместитель губернатора Красноярского края Лев Кузнецов так же отметил важность развития инфраструктуры. По его мнению, она является ключевым вопросом для определения дальнейших возможностей реализации инвестиционных проектов в этой зоне, как на территории Красноярского края, так и на территории Иркутской области.

Губернатор Иркутской области Александр Тишанин сказал, что в Приангарье область позиционирует себя как инновационная площадка, тесно взаимодействуя с Красноярским краем.

«У наших территорий очень много общих тем и в энергетике, и в транспорте. Поэтому не удивительно, что железнодорожники в последнее время более активизируются в перевозках грузов для реализации крупных инвестиционных проектов в этой зоне», – сказал Тишанин.

При освоении Нижнего Приангарья, промышленные предприятия в этой зоне будут строить на частные инвестиции, а транспортную сеть – на государственные. Поэтому, как отметил заместитель губернатора Красноярского края Эдхам Акбулатов, дорожному строительству здесь уделяется немало внимания. Не исключено, что со временем создадут акционерное общество для строительства железной дороги в этой зоне, но пока этот вопрос только обсуждается.

train2 В настоящее время Томский губернатор Виктор Кресс активно лоббирует проект строительства железнодорожного сообщения от Томска через Нижневаторск до Лесосибирска. С учетом освоения зон Западного и Нижнего Приангарья в нашем крае эту магистраль планируют продлить, перекинув мост через Енисей. Его строительство в районе Лесосибирска вице-президент ЗАО «Полюс» Владимир Совмен считает наиболее приемлемым. А дальше полотно проложат вдоль Ангары до Кодинска, а затем до Усть-Илимска Иркутской области.

На строительство железных дорог в этом районе ОАО «Российские железные дороги» планируют в течение десяти лет вложить более 200 миллиардов рублей.

В то же время Аркадий Дворкович отметил, что ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) имеет «почти бесконечный потенциал заимствования» и в состоянии само определить, где необходимо прокладывать дороги. По его словам, для того, чтобы в Сибири была построена железная дорога Томск-Нижневаторск-Лесосибирск-Кодинск-Нижнеудинск, эту магистраль нужно «увязывать» с программами развития производства. «С другой стороны, если не будут знать, что государство готово построить железную дорогу, то инвестпроектов тоже не будет. Поэтому нужно постоянно проводить консультации Министерства транспорта и РЖД с крупными компаниями, чтобы они решили, какая магистраль нужна в первую очередь. А то, что деньги на строительство новой дороги в Сибири можно найти, я уверен, и все эти проекты окупаются», – высказал свое мнение Дворкович.

Генеральный директор ОАО «ГидроОГК» Вячеслав Синюгин подчеркнул, что следующим шагом развития экономики Сибири являются инвестиции в инфраструктуру: «Это один из ключевых моментов развития бизнеса, одна из ключевых структур развития экономики. Инструменты для коммуникаций определены – частно-государственно партнерство».

 

ПО БОЛЬШОМУ СИБИРСКОМУ ТРАКУ

Надежность железнодорожного полотна в Сибири сможет увеличить грузопоток по Транссибирской магистрали, что позволит заключать дополнительные договоры с зарубежными партнерами.

Хотя никто сейчас не планирует «перешивать» широкую колею в узкую и наоборот, так это требует больших затрат. А вот гармонизация и единая технология разработок железнодорожных систем Китая и России в настоящее время обсуждается. «Предполагается объединить единую технологию двух стран и усовершенствовать ее в рамках пространства российской колеи», – сказал Александр Мишарин.

А это значит, что с эффективным ростом экономики, грузопотоки двух стран увеличатся в разы и для этого необходимо строительство новых схем сообщения.

train От надежной транспортной инфраструктуры зависит безопасность страны. По мнению Аркадия Дворкович, например, Россия может потерять Туву, если не будет построена железная дорога на Кызыл – столицу республики. По его словам, в настоящее время проект строительства железной дороги Курагино-Кызыл находится в работе, и его реализация, которая требует вложений почти в 30 миллиардов рублей, постепенно продвигается.

«Дорогу Курагино-Кызыл нужно обязательно прокладывать, или в республике будут жить не российские люди, а кто-то другой. И это нужно отчетливо понимать. Это вопрос жизни и смерти, это дорогу надо делать, чем скорее, тем лучше», – сказал Дворкович.

По его мнению, если будет построена нормальная транспортная инфраструктура, по которой жители Тувы смогут легко добираться до других регионов страны, то начнется экономическое развитие республики. Данный проект уже одобрен Минтрансом РФ, Минэкономразвития РФ, Минприроды РФ и Федеральными агентствами по промышленности, энергетике и железнодорожному транспорту и включен в программу Стратегии.

Красноярский край принимает участие в этом проекте, так как для региональных властей очень важно развитие юга края. «Строительство этой дороги приведет к началу разработки ряда месторождений как в Туве, так и на территории края», – считает губернатор Александр Хлопонин.

Железная дорога в Красноярском крае является одним из главных видов транспорта. Именно по ней перевозятся тонны красноярского угля, руды и леса. По мнению Эдхама Акбулатова, дальнейшее развитие этого вида транспорта будет сохранять свое ведущее значение в обозримой перспективе.

Для успешной экономики, по мнению экспертов, России необходима сеть стальных магистралей и «паутина» автодорог. Если транспортная инфраструктура будет формироваться именно так, то начнет развиваться промышленность, появятся новые рабочие места, а главное – интенсивное освоение восточных территорий страны.

Сибирь от Урала до Дальнего Востока готова к промышленному подъему. И развитие транспортной инфраструктуры даст возможность строительству в сибирских регионах новых поселков и городов, а также позволит увеличить добычу полезных ископаемых, наладить переработку продукции и сформировать нефтегазовую промышленность.

Марьяна ДОЛГОПОЛОВА

 


Сейчас на главной