Версия для печати

Добавить в друзья

Развитие отношений со странами Азиатско-Тихоокеанского региона говорит не о радикальных изменениях в политике России, а о расширении перспектив, которые появились перед страной. Таков ключевой тезис прошедшего в первый основной день XII Красноярского экономического форума пленарного заседания на тему «Россия и страны АТР: от политики интеграции к проектам развития».

Взаимодействие России и стран АТР — главная тема нынешнего форума, напомнил в начале заседания заместитель председателя Правительства РФ Аркадий Дворкович. Рынки АТР вице-премьер назвал «главным драйвером роста российской экономики» в нынешнее время.

— Но неправильно говорить о некоем «развороте» внешней политики или же экономических интересов России исключительно в сторону Азии, — уточнил Дворкович. — Речь идет о новых перспективах, о расширении рынков, а не о радикальной смене приоритетов. Для западных стран мы тоже открыты и сворачивать сотрудничество не намерены.

Мысль о том, что «разворота» к Азии нет, высказал также и заместитель министра экономического развития России Станислав Воскресенский. По его словам, сейчас идет «прагматичное продвижение российских интересов в странах АТР». Воскресенский отметил, что доля стран Азии в мировой экономике сейчас составляет 27 процентов, Европы — 21 процент.

— При этом в азиатских странах доля российского импорта не превышает 2 процентов, на уровне 1–2 процентов находится и наше присутствие на азиатских рынках и в других сферах. Потенциал для роста и развития в этом регионе у нас огромный, — обнадежил замминистра.

По мнению Воскресенского, для выхода на азиатские рынки необходима диверсификация экономики — нужно вести не традиционный для России экспорт сырья или круглого леса, а уже обработанный здесь продукт.

Гость форума Джо Стадвелл, журналист и специалист по экономике азиатских стран, обозначил три основных момента, общих для развитых государств Азии. По словам Стадвелла, Япония, Южная Корея, Китай и другие азиатские страны в первую очередь провели аграрные реформы со ставкой на развитие отдельных фермерских хозяйств. Затем страны начали развивать транспортную инфраструктуру на всех своих территориях. Третьим фактором азиатского успеха он назвал высокую (до 30 процентов) занятость населения в промышленном производстве.

Джо Стадвелл посоветовал не только учитывать эти принципы, но и самим применять их на практике, если государство хочет добиться сотрудничества со странами Азии.

Аркадий Дворкович отметил, что в последнее время Россия добилась более открытых отношений странами Восточной Азии. Соглашения между странами, по его словам, подписываются сейчас быстрее, чем когда-либо.

— Я снова подчеркну, что ограничений или предпочтений в плане сотрудничества с инвесторами из тех или иных государств, у нас нет. Мы заинтересованы в любых инвестициях. Однако если наши китайские друзья работают быстрее и активнее, чем другие, то и мы быстрее находим с ними общий язык. Если другие инвесторы проявят такую же активность, мы будем работать и с ними, — подчеркнул Дворкович.

На форуме перечислили и основные успехи в сотрудничестве с Азией, которых удалось добиться в последнее время. Уже есть договоренность о строительстве высокоскоростной железнодорожной магистрали от Москвы до Пекина, об увеличении экспорта электроэнергии в Китай и соседние страны, о переработке сырья и экспорта готовой продукции.

О важности сотрудничества России, и особенно Сибири и Дальнего Востока, с Азией в завершении пленарного заседания сказал также и губернатор Красноярского края Виктор Толоконский. По мнению главы региона, «прорыв на Восток» для сибирских регионов — обязательное и, по сути, безальтернативное условие дальнейшего развития, «поэтому мы ждем от российского правительства серьезных решений в этом плане».

Александр Ибрагимов


Сейчас на главной