Версия для печати

Белый волшебник блюза: ГЭРИ МУР

Если вам кто-нибудь скажет, что не знает, кто это такой, — можете смело смеяться ему прямо в лицо. Потому как 20 лет назад на всех дискотеках и вечеринках звучали классически красивые, а главное — такие долгие «медляки» для танцев и дивно завораживающие «запилы» гитары ирландского волшебника блюза.

Правда, самое-то интересное, что у нас его только по этим «запилам» и знают. Наиболее продвинутые  знают его баллады из альбома 1990 года, а менее продвинутые — то, что всегда гоняли по телику и радио — «Still Got The Blues» и «Parisienne Walkways».

На самом деле, Мур прожил в музыке целую эпоху. Играл в разных жанрах и разных командах. И сегодня, когда его имя стало поистине бренд-нэймом, а исполнительская манера остается абсолютно узнаваемой и неподражаемой, независимо от того, играет ли он хард-рок, металл, романтичные баллады или излюбленный им блюз, хочется хотя бы немного проследить его творческую карьеру.

Роберт Уильям Гэри Мур (Robert William Gary Moore) родился 4 апреля 1952 года в Белфасте, Северная Ирландия.

Если кто помнит, во второй половине XX века это было не самое спокойное место в Европе. Северная Ирландия «воевала» против Англии, и заголовки «Ольстер» и «Белфаст» мелькали в газетах ежедневно. А как старалась наша политизированная пресса! Как клеймила английских «оккупантов»!

Тем не менее, люди жили и… танцевали. Отец Мура заведовал танцевальным залом в курортном местечке Холливуд в 15 верстах от Белфаста. Пятилетний Гари Мур каждую субботу слушал танцевальный джаз-банд. «Однажды, — вспоминает Гари Мур, — басист куда-то вышел и не вернулся, а я залез на сцену и дергал струны вместо него. Мне понравилось. А в шесть лет отец попросил меня спеть. К микрофону подставили стул, я влез на него и исполнил песню «Sugar Time». Мне похлопали, и с этого момента пути назад для меня уж не было: сценическая зараза въелась в меня навсегда».

Когда Гэри подрос, его отдали учиться на фортепиано, но учитель больно лупил линейкой по пальцам и на некоторое время пыл к музыке охладел. Но когда отец купил ему, по случаю, за 5 фунтов акустическую гитару «Фрамус» (на 8-летие), страсть эта запылала с новой силой. Отец показал ему, как брать на гитаре ля-мажор. До остального Мур доходил сам, имитируя разных гитаристов. Заодно, стал переучиваться. Ведь как и Марк Нопфлер из «Dair Straits», Гэри — переучившийся играть на «праворуких» инструментах левша.

В 11 лет он уже играл в первой своей группе «The Beat Boys», копируя «Битлов». А вскоре, посетив выступление Bluesbreakers Джона Майэлла, юный Мур настолько вдохновился искусством блюзовой гитары, что решил отдаться ему без остатка. Прилежно снимая с грампластинок соло Эрика Клэптона и других мастеров, Мур многому научился. Очень скоро о Гэри заговорили как о блюзовом вундеркинде. К 16-ти годам он уже работал с разными группами, часто приходя на замену заболевшему или уехавшему гитаристу.

На одной из таких игр познакомился с человеком из «Skid Row», который был под впечатлением от молодого гитариста и пригласил его к себе. Группа исполняла в основном музыку американского Западного Побережья, которая Муру была не очень-то по душе, но его привлекал странный тип — вокалист Фил Лайнотт, а кроме того, ему посулили 15 фунтов в неделю и собственную квартиру в Дублине — как уж тут было устоять!

В 1969 году на дублинском национальном стадионе был концерт известной группы «Fleetwood Mac», «Skid Row» играли в первом отделении. Гитарист «Fleetwood Mac», знаменитый Питер Грин, заприметил тогда 16-летнего Гэри Мура, пригласил его к себе в гостиницу, где они сидели и играли на гитарах до утра. После чего Грин подарил молодому дарованию свою гитару и… практически ушел из музыки (но это другая и грустная история).

geri-mur-1Гэри записал со «Skid Row» три альбома, гастролировал по США в поддержку The Allman Brothers Band и Mountain. Однако, видя, что группа испытывает некоторый творческий застой, решил распустить коллектив, чтобы заняться сольной карьерой. Первый сольник Мура и его Gary Moore Band, «Grinding Stone», увидел свет в 1973 году, но остался практически незамеченным. Самое интересное, что история подобная Гриновской вскоре почти повторилась и стала поворотным пунктом в биографии Мура.

В группе «Thin Lizzy» (куда ушел его старый приятель Лайнотт), двинулся крышей гитарист Эрик Белл. Двинулся в буквальном смысле: посреди концерта снял он с себя гитару, отшвырнул ее в сторону и ушел прочь — навсегда. А 19-летний Мур пришел на его место.

«Thin Lizzy» были группой успешной и Гэри Мур, снявший с себя бремя ответственности руководителя, зажил весело и беззаботно.

Даже слишком. Ведь он работал, главным образом, как сессионный музыкант. Поэтому, в 1975 году он отвлекся на более заманчивое и присоединился к «серьезной» группе техно-рока «Colosseum II», записав в составе этой группы три альбома — «Strange New Flesh» (1976), «Electric Savage» (1977) и «Wardance» (1977).

В 1977-м Гэри Мур вернулся в Thin Lizzy, подвизаясь теперь в ней уже на полноправных началах. Гэри внес свою весомую лепту в запись одного из наиболее популярных альбомов Thin Lizzy — «Black Rose» (1979). После выхода этого диска группа отправилась в поддерживающий тур, однако на середине пути Мур, неудовлетворенный своим положением в коллективе, сошел с дистанции. Он полностью переключился на собственный материал, выпустив альбом «Back To The Streets» (1979-й), получивший весьма теплый прием. Сингловая вещь с него, романтичная «Parisienne Walkways» (с гостевым участием Лайнотта) стала в Англии заметным хитом. Кроме того, Мур сформировав проект G-Force, тяготеющий к джаз-року, который в 1980 году выпустил одноименный альбом, признанный неудачным. Группа была распущена.

«Сольник» 1985 года «Run For Cover» стал последним совместным проектом с Филом Лайноттом. Тот прожигал жизнь по-черному…

После серьезного разговора с Муром, он обещал измениться, но к тому времени без посторонней помощи сделать это Филу было уже не под силу. Смерть друга стала потрясением для многих. Пластинка Гэри 1987 года «Wild Frontier» почтила память Фила Лайнотта, его интерес к ирландской музыке и кельтской мифологии — и это хорошо, но с такой идейной установкой пластинка не могла стать многотиражной и осталась сравнительно неизвестной.

Но тут к делу подключились люди из пластиночной компании. Многоопытные стратеги шоу бизнеса сказали Муру: «Ты же блестящий рок-гитарист, а в Америке для тяжелого рока — необъятный рынок!» И Гэри решил последовать их совету. Именно такой, рок-н-ролльно-металлической и вышла пластинка «After The War».

Но Мур понял, что «такую» музыку играть он больше не хочет. И в 1990 году, отступив от приевшегося за 10 лет имиджа металлиста, он выпускает «Still Got The Blues», в котором отдает дань своим музыкальным корням. «Классические» стандарты, исполненные с искренним блюзовым чувством, помноженным на хард-роковую экспрессию, пришлись по душе слушателям и критикам. Отныне репутация Гэри как одного из «героев белого блюза» была непоколебимой, а его имя стало синонимом блюза для самой широкой публики. Следующим «After Hours», блиставшим гостевым присутствием Би Би Кинга и Элберта Коллинза, он закрепляет успех. В 1995-ом альбомом «Blues For Greeny» почтил своего учителя Питера Грина (диск состоял целиком из композиций Грина и был сыгран, как раз на «Les Paul», когда-то подаренным Гэри Питером). В «Different Beat» (1999) артист решил поэкспериментировать с новомодными средствами и стилями, после чего опять вернулся к истокам в «Back To The Blues» (2001). В 2004-ом вышел диск «Power of the Blues», все треки на котором были новыми, но сыгранными в старом, характерно-муровском стиле блюз-рока. Потом были еще 4 блюз-балладных диска: последний «Gold Of The Blues» вышел в этом году.

Последние пару лет Мур активно играет на различных фестивалях, принимает участие в турне по Германии, Испании, Англии и даже играет в скит-комедии «The Easy Guitar Book Sketch» с популярным комиком Роулэндом Ривроном и такими звездами-музыкантами, как Марк Нопфлер, Лемми из «Моторхед» и Дэвидом Гилмором.

Его славе не повредил даже скандал 2008 года, когда Земельный суд Мюнхена признал его виновным в плагиате. Подал иск Юрген Винтер из немецкого коллектива Jud's Gallery, который заявил, что соло из «Still Got the Blues» Мура украдено из созданной им композиции «Nordrach» 1974 года. Мур в ответ сказал, что никогда не слышал этой песни. Вполне возможно. Так как эта композиция никогда не выходила на носителях, лишь проигрывалась радиостанциями и исполнялась вживую на концертах немцев, представляя собой 12-минутную композицию, где соло начинается на 5.24, а заканчивается около 6.50. То есть, занимает около полутора минут. За ним следует 15-секундное металлическое окончание, типичное для Jud's Gallery и абсолютно несвойственное для Мура, склонного к блюзу. У ирландца же гитарное соло звучит в самом начале его более чем шестиминутной композиции, затем в середине и потом в конце. Так что…

Гэри Мур продолжает заниматься любимым делом. Играть блюз!

Напомним, что концерт пройдет 17 октября 2010 г. в 19:00 ч. во Дворце спорта им. Ивана Ярыгина г. Красноярска.

 

 



Сейчас на главной