Версия для печати

Балет, балет, балет…

Наконец-то в культурной жизни нашего города некое неординарное событие. Концерты известных «товарищей» мы видели, спектакли тоже. Даже выставки, например, работ Сальвадора Дали. А вот балет мирового уровня… Сам пойду и вам советую. Тем более, приезжает Николай Цискаридзе — премьер балета Большого театра, народный артист России. По общему мнению, лучший на сегодня танцовщик в мире.

Уж не знаю, как люди относятся к тому, что иногда их дни рождения приходятся на официальные праздники, но, на мой взгляд, родиться перед самым лучшим в мире праздником и не быть похожим на него — это нонсенс. Поэтому, думаю, он такой и есть — искрометный, веселый, «фонтанирующий» идеями и талантом, родившийся 31 декабря 1973 года в Тбилиси Николай Цискаридзе.

Опять же, не знаю, насколько он себя ощущает «истинным грузином». Думаю, даже в свете сегодняшних отношений он не перестанет нас радовать своими танцами, в отличие от некоторых великих, в принципе, певцов, которые сначала отказываются от высшей российской награды, а затем отменяют в нашей стране все гастроли. Хотя всю жизнь пели, что главное — это мудрость с годами…

Родители дали ему «двойное» образование: отец — Максим Николаевич был скрипач и прививал юному дарованию «лирику», а мама Ламара Николаевна как преподаватель математики и физики в средней школе, соответственно, наоборот. С раннего детства будущий артист увлекался сценическим искусством, особенно кукольным. Неотразимое впечатление произвели на него гастроли театра С.В.Образцова в Тбилиси, после чего он сам стал мастерить кукол, а став взрослым, сохранил любовь к ним и собрал большую коллекцию. Но все другие интересы перевесил танец. И в 1984 году его отдали в Тбилисское хореографическое училище. Успехи были уже сразу таковы, что стало ясно — пора везти в Москву. В 1987 он поступает в Московское академическое хореографическое училище, которое заканчивает в 1992 году по классу замечательного педагога профессора П.А.Пестова.  И сразу после этого по приглашению великого Григоровича его принимают в труппу Большого театра. В том же году он становится стипендиатом Международной благотворительной программы «Новые имена», отмечавшей самые талантливые юные дарования во всех видах искусства.

В Большом театре Цискаридзе вначале, как и полагается начинающим артистам, станцевал почти весь кордебалетный репертуар, а потом начал исполнять небольшие, но уже сложные партии: Французскую куклу в «Щелкунчике», Юношу в «Шопениане», Голубую птицу в «Спящей красавице» и другие. Вскоре ему стали поручать ведущие партии во всех основных спектаклях классического репертуара: в «Лебедином озере», «Щелкунчике», «Раймонде», «Жизели», а также в современных балетах: «Любовью за любовь», «Паганини», «Пиковая дама» и других.

В 1995 году Цискаридзе получил серебряную медаль на VII Международном конкурсе артистов балета в Осаке (Япония), а в 1997 году — первую премию и золотую медаль на VIII Московском Международном конкурсе артистов балета, кроме того, на этом же конкурсе персональный приз Питера ван дер Слота «За сохранение традиций русского классического балета». О молодом танцовщике не только заговорили и стали писать в прессе, но на спектакли с его участием стала специально ходить публика, у него появились поклонники. Ну, а между этими двумя заметными событиями уместилось то, что в 1996 году он закончил Московский государственный хореографический институт. В 1997 он уже стал «Заслуженным артистом России» и с тех пор его карьера идет только «в гору». 1999 г. — Приз «Бенуа де ля данс» по номинации «Лучший танцовщик года», 2001 г. — Звание «Народный артист России» и Лауреат Государственной премии России. Ее же он получит и в 2003 вместе с премией «Danza & Danza» в номинации «Best etoile 2002» в Италии.

Цискаридзе обладает уникальными природными данными, благодаря которым, смог достичь высот танцевального искусства: высокий рост, стройная фигура, привлекательная внешность. Пластичность и музыкальность у него в натуре. Его танец технически безупречен, отличается чистотой линий и совершенством классической школы с ее эстетикой красоты и радостных легких полетных движений. И танцует он с большим чувством, но без излишней аффектации. В его искусстве есть та мера внутренней напряженности и внешней сдержанности, которая и создает величавую красоту пластики. Все вышесказанное, прежде всего, относится к его ролям в классическом репертуаре, за которые он и получил большинство своих премий и наград. Можно говорить о том, что он как бы «впитал» в себя весь огромный опыт своих предшественников, но препарировал его в соответствии с собственной индивидуальностью. Поэтому исполнение им ведущих партий в классических балетах можно назвать эталонным.

Талант Цискаридзе многогранен. Ему в равной мере удаются образы в классических и современных спектаклях, развернутые партии и небольшие миниатюры. Артист очень ответственно относится к подготовке каждой своей роли, вдумывается в характер героя, вслушивается в музыку, отшлифовывает движения с репетиторами, сам участвует в создании костюмов своих героев, находя для них интересные и выигрышные детали. Очевидно,  что он прошел только часть своего пути, находится в расцвете творческих сил и впереди у него новые роли, спектакли и достижения. Конечно, в его жизни на первом месте стоит танцевальное искусство. Но он очень любит музыку, увлекается оперой, собрал значительную фонотеку. Особенно ценит певцов, сочетающих замечательные вокальные данные с выдающимся актерским мастерством, таких как Мария Каллас, Тито Гоби и другие. А еще он очень любит путешествовать, читать и он очень общителен — не зря же в последнее время мы так часто видим его в различных телепередачах.

ciskaridze._maket_v_pressu



Сейчас на главной