АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС – ГОД ВТОРОЙ

seloУже полтора года в стране идет реализация приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса». Его основные задачи направлены на увеличение объемов производства продуктов питания животноводства и растениеводства, и на обеспечение занятости сельских жителей.

О том, как идет воплощение в жизнь проекта «Развитие АПК» и краевой целевой программы «Деревня», каких результатов добились сельчане – обсуждалось в рамках круглого стола.

НАЦПРОЕКТ – ЭТО ТОЛЬКО НАЧАЛО

Дискуссия собрала за круглым столом краевых и районных чиновников, банкиров, сельхозпроизводителей и кооператоров. Они обсуждали поставленные перед сельчанами задачи, предлагали свои пути решения проблем и рассматривали перспективы развития сельскохозяйственной отрасли региона.

Во время полемики не раз было отмечено, что «Развитие АПК» это единственный из четырех национальных приоритетных проектов, под который правительство РФ не закладывает конкретное финансирование на приобретение техники или оборудования, под строительство зданий или сооружений, как в нацпроектах «Образование» и «Здоровье». Даже в рамках «Доступное и комфортное жилье – жителям России» государство закладывает средства под строительство домов социального найма.

Участники круглого стола неоднократно подчеркивали, что развитие агропромышленного комплекса в настоящее время осуществляется различными формами кредитования, а государство со своей стороны субсидирует процентную ставку заемщикам.

«Реализация нацпроекта рассчитана на самостоятельные предприятия, которые под свою залоговую базу могут оформить банковские кредиты и в дальнейшем вернуть заемные средства с процентами. На сегодняшний день в приоритетном проекте участвуют восемь районов и 18 хозяйств. Предполагается, что они привлекут более 500 млн рублей финансовых ресурсов», – уточнил временно замещающий должность руководителя департамента сельскохозяйственной и продовольственной политики администрации Красноярского края Сиратчдин Сайфулин.

Было сказано, что сельхозпроизводители охотно идут на кредитование, но практически не пользуются лизингом, так как при этом нельзя получить субсидии от государства на погашение заемных средств. По мнению директора ЗАО «Ададымское» Назаровского района края Михаила Барковского, лизинг не популярен, так как приобретаемое оборудование не принадлежит сельхозобществам до полного погашения его стоимости, отчего хозяйственники «чувствуют себя неуютно».

По словам заместителя начальника агентства сельского хозяйства Красноярского края Валентины Филипповой, реализация нацпроекта «Развитие АПК» исполнилось немногим более года, поэтому проблем еще немало, но чиновники вместе с руководителями сельхозобъединений находят пути их решения. Она особо подчеркнула, что год от года финансирование сельхозотрасли региона существенно возрастает.

«В 2007 году из краевого бюджета на реализацию сельскохозяйственных проектов выделено 2 млрд 170 млн рублей. Из них финансирование сельхозпроизводства на безвозмездной основе, с учетом всех программ, запланировано в размере 1 млрд 770 млн рублей. По направлению «развитие животноводства» предусмотрено 651 млн рублей. Эти деньги пойдут на компенсацию затрат реализации молока и мяса свиней, а также на поддержку развития племенных животных. Планируется господдержка на приобретение средств химической защиты, плодово-ягодных саженцев, элитных семян зерновых культур и многолетних трав, и компенсация части затрат стоимости сельскохозяйственной техники», – пояснила Валентина Филиппова.

Участники дискуссии коснулись краевой целевой программы «Деревня», основной задачей которой является закрепление молодых кадров на селе, создание кооперативов и самозанятость местного населения. По словам Филипповой, в 2007 году на кадровое обеспечение и обучение заложено 23 млн 500 тыс. рублей. На поддержку малого предпринимательства (субсидии части затрат приобретаемой техники и затрат приобретаемых кормов, семян, картофеля и т.д.), планируется направить 21 млн 750 тыс. рублей. Но эти средства будут выплачиваться предпринимателям-фермерам только в том случае, если они станут оказывать услуги населению: пахать огороды, косить сено, перевозить собранный урожай и проч.

Было отмечено, что наибольшее финансирование в краевом бюджете заложено в развитие потребительской кооперации – 297,8 млн рублей. Кроме того, Федерация выделила на эти цели 393 млн рублей, из которых 257 уже направлены сельхозтоваропроизводителям региона.

«ВПЕРВЫЕ ТАКАЯ СУММА»

Чиновники в очередной раз рассказали сельхозпроизводителям, на каких принципах идет формирование господдержки; какие программы помощи сельчанам разрабатываются, а какие уже эффективно внедряются на территории края. Им объяснили, как можно облегчить сложные процедуры, связанные с оформлением кредита в банке. А также, на какую поддержку со стороны краевого бюджета могут рассчитывать создаваемые кооперативы.

«На сегодняшний день в хозяйства на безвозмездной основе уже направлено более 1 млрд рублей. Впервые такая сумма за последние годы. Личными подсобными хозяйствами (ЛПХ) в 2006 году в банках на безвозмездной основе было заключено 1400 договоров на сумму 269 млн рублей. А за шесть месяцев 2007 года уже заключен 1491 договор на сумму 288 млн рублей», – уточнила Валентина Филиппова.

Она подчеркнула, что после предоставления пакетов документов в Агентство сельского хозяйства края, выделяемые субсидии господдержки направляются сразу в банк.

Сиратчдин Сайфулин отметил, что в рамках нацпроекта «Развитие АПК» на территории региона реализуется 25 проектов развития животноводства, по которым финансирование из федерации осуществляется в размере 880 млн рублей. В настоящее время все хозяйства уже получили субсидии из края и федерации.

«По итогам 2006 года было построено 49 животноводческих объектов. В результате животноводческий комплекс края увеличился более чем на 4000 скотомест, поголовье птиц возросло на 500 тысяч, а молочное животноводство увеличилось на 75 тыс. голов. В настоящее время удалось приостановить темп снижения поголовья крупного рогатого скота (КРС). И хотя роста КРС мы пока не добились, это уже хороший результат», – заявил Сайфулин.

Он рассказал о некоторых положительных тенденциях развития сельского хозяйства, касающиеся животноводства – особенно активно в реализации нацпроекта в этом направлении участвуют такие районы как: Сухобузимский, Шушенский, Манский, Березовский, Назаровский, Ужурский, Канский и Ирбейский.

Что касается развития малых форм хозяйствования (личные подсобные хозяйства – ЛПХ), которые на селе имеют социальный аспект, развитие ЛПХ постепенно набирает обороты.

«Первые 2-3 года реализация любой программы – информационно-просветительская. Люди изучают, смотрят, что получается или нет у соседей. Между тем в крае на сегодняшний день создано 108 кооперативов, из которых 22 приступили к своей деятельности. Они в основном занимаются сбором у местного населения молока, мяса и других продуктов растениеводства и животноводства», – подчеркнул Сиратчдин Сайфулин.

По мнению председателя СПК «Шилинский», одновременно являющимся председателем сельскохозяйственного потребительского кооператива «Шилинская волость» Сухобузимского района Михаила Смагина, кооперативы проще создавать в действующих хозяйствах, а не на голом месте. Сельчанам легче привозить дрова или заготавливать сено – вся необходимая техника есть. И закупать корма или брать их под сдаваемую продукцию тоже проще «у родного колхоза». Поделился с присутствующими своим опытом – кооперативы быстрее получают прибыль.

Между тем Смагин с сожалением отметил, что среди ЛПХ наблюдается снижение содержания домашних животных, в частности КРС.

«Закон о кооперативах несколько запоздал. Если бы он вступил в действие два года назад, то нам удалось бы остановить снижения поголовья скота на подворьях. В 2005 году в личных хозяйствах нашего СПК было 400 коров, то сейчас их насчитывается только 120. Мы создали кооператив, и первое что сделали, чтобы приостановить снижение поголовья КРС, – отсекли перекупщиков», – рассказал Михаил Смагин.

С ним согласился директор ЗАО «Ададымское» Михаил Барковский: «Я считаю, что нужно ставить перед правительством вопрос о выделении из федерального бюджета дополнительных дотаций на сельское хозяйство. Так как село сегодня нужно не восстанавливать, а спасать. Чтобы сохранить то, что осталось. Сегодня в крае из 35 сельскохозяйственных районов в 17 вообще нет животноводства. Это ненормально. Сложно восстанавливать отрасль через личные подсобные хозяйства, когда нет ни техники, ни оборудования, ни семян трав кормовой базы».

При этом участники заседания отметили, что задачи кооперативов состоят не только в том, чтобы перерабатывать и закупать продукцию у небольших крестьянских хозяйств, но и кредитовать их.

ПРОБЛЕМЫ СЕЛЬЧАН РЕШАЕМЫ

Когда-то в советское время на селе существовала кооперация, но носила несколько иной характер, чем сейчас. Сельчане могли сдавать кооперативу любую продукцию от выращенных свиней и коров, до собранных ягод и папоротника. Нынче кооперативы разделены по видам деятельности и при необходимости крестьянин может оформить кредит для развития ЛПХ. Такие примеры в крае уже есть.

По словам председателя Большемуртинского районного сельскохозяйственного потребительского кредитного кооператива Сергея Копытина, в течение прошлого года в ЛПХ кооперативом было выдано около двух миллионов рублей, а «за 6 месяцев текущего года – 2 млн 280 тыс. рублей». Но несмотря на то, что ЛПХ можно отнести к малым формам предпринимательства, существует проблема – сельчанам сложно оформить государственную субсидию по кредиту через департамент планирования и экономического развития администрации края.

Сиратчдин Сайфулин обещал уточнить в данном департаменте, в чем заключается проблема и договориться об устранении пробела в документах: «Если будет необходимость, рассмотрим этот вопрос на сессии Законодательного собрания региона».

При этом чиновник подчеркнул, что члены потребительского кооператива могут рассчитывать на то, что 25% покупаемой техники будет субсидироваться за счет бюджета.

Генеральный директор ЗАО «Брольшеуринское» Канского района Николай Креминский рассказал о своих проблемах, связанных с кадровой политикой на селе. По его словам, трудно обеспечить жильем молодых специалистов, а доплаты от государства к заработной плате осуществляются только в течение двух лет. По мнению Креминского, этот срок недостаточный для закрепления молодого человека на селе, а как только «зарплата снижается специалист уезжает».

Между тем Сиратчдин Сайфулин отметил, что молодым специалистам в настоящее время выделяются подъемные в размере 70 тыс. рублей. Администрация края заинтересована и в обеспечении специалистов жильем, о чем свидетельствует разработанная целевая программа «Социальное развитие села». По его словам, в 2007 году планируется приобрести 125 семьям квартиры и дома.

«На сегодняшний день 90 человек уже занесены в списки и оформляют документы. Специалисту предлагают купить жилье самостоятельно или задействовать ресурсы работодателя. В этом случае, если молодой специалист заключил договор с хозяйством на пять лет, то жилье ему достанется бесплатно. Но если он не хочет отрабатывать, то ему нужно иметь только 30% собственных средств на квартиру, остальную сумму предоставит государство. Сегодня у нас в 19 районах края работодатели взяли на себя обязательства по возведению жилья, но некоторые специалисты решили строиться за счет собственных средств», – уточнил Сайфулин.

Кроме того, в рамках краевой программы «Деревня» малые формы хозяйствования (ЛПХ) имеют преференции при возведении жилья. Наш край единственный в Сибирском федеральном округе (СФО), где граждане, являющиеся членами кооперативов могут рассчитывать на субсидии при строительстве на селе. Эта сумма составляет 75%. То есть, при стоимости дома в один миллион рублей, 750 тыс. рублей будет субсидировано за счет средств краевого (45%) и федерального (30%) бюджетов.

«В рамках программы «Деревня» в бюджете на 3 года заложено 1 млрд 300 млн рублей. На 2007 год – 297 млн рублей, и только на жилье из этой суммы запланировано 220 млн рублей. Опасаемся, что средства не успеем освоить. Хотелось бы, чтобы сельчане заинтересовались этими программами», – уточнила Валентина Филиппова.

По мнению Николая Креминского, строиться на селе мешает главная проблема – оформление земли. В настоящее время краевые власти пытаются разрешить ситуацию, объясняя муниципалитетам, что для этого требуется утверждение генерального плана застройки населенных пунктов.

Кроме того, присутствующие на заседании хозяйственники просили снизить оценку стоимости жилья в сельской местности. По их словам, нельзя на вторичном рынке оценивать дом в 800 тыс. рублей – потенциальные покупатели при средней зарплате в 5 тыс. рублей не в состоянии иметь на руках необходимые 200 тысяч. С этим согласились все, так как фактически такой дом стоит не более 350 тыс. рублей.

Сельчане также просили лояльно подходить к нормативам приобретаемого жилья. Семья из 5 человек должна строить или покупать дом не менее 90 кв. метров (18 кв. м на человека) жилой площади. Пока сделать это очень сложно, поэтому руководители хозяйств просили выделять субсидии и тем, кто хотел бы приобрести дом в 60 кв. м жилой площади и общей 90-100 кв. м.

Сиратчдин Сайфулин объяснил, что краевая программа только начала работать, но все необходимые уточнения и корректировки будут сделаны. В настоящее время власти разрабатывают документы по определению планки стоимости жилья как для вторичного рынка, так и для строящихся домов, «чтобы цена в 800 тыс. рублей была реальной, а не завышенной».

Начальник управления приоритетных национальных и краевых проектов Совета администрации Красноярского края Игорь Степаненко подведя итог дискуссии сказал: «Что касается строительства на селе, то несмотря на проблемы первые шаги уже делаются. Будут учтены пожелания сельчан, так что все будет хорошо. Дома будут строиться, красивые и современные. Сейчас рассматриваются районы, в которых начнут возводить новые коттеджы-усадьбы, строить здания социального назначения: детские сады, школы, Дворцы культуры и т.д. Именно поэтому сейчас все внимание уделено разработке генпланов застройки».

«МЫ БЕСКОНЕЧНО ОТСТАЛИ ОТ ВСЕХ НАВСЕГДА»

Хозяйственники отметили, что быстро развиваться им мешают «жесткие банковские условия», а без кредитования внедрять новые технологии и строить фермы невозможно.

«Банки дают деньги, но там строгие ограничения – залоговая база. У меня при 250 млн рублей активов найти залог практически невозможно, так как учитывается только под оборудование, а залоговый коэффициент очень низкий. Все здания и сооружения надо зарегистрировать в регистрационной палате, чтобы можно было их передать в залог. Но попробуйте коровники 1960-х годов зарегистрировать в Регпалате! Залоговая база тормозит развитие хозяйств», – поделился опытом работы директор ЗАО «Ададымское» Михаил Барковский.

По словам заместителя председателя Восточно-Сибирского банка Сбербанка России Октябрины Латыповой, в настоящее время банк предлагает создать на территории региона «Залоговый фонд». По ее мнению, данная форма поможет в разы увеличить выдачу сельчанам кредитов и даст возможность обратиться в банк тем хозяйствам, которые «без должной залоговой базы не могут это сделать».

При этом Барковский отметил, что постоянным клиентам со Сбербанком легче договориться, чем «с родным Россельхозбанком, который создан специально сельчан». Хозяйственники отметили, что это действительно так, если сравнить процентную ставку по кредиту в коммерческом Сбербанке под 11%, и в государственном Россельхозбанке – 14%.

Присутствующие чиновники предложили рассмотреть данный вопрос на сессии Законодательного собрания края и при необходимости пойти по пути банковского кредитования по нацпроекту «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», в рамках которого краевое АИЖК заключает договоры под выделение кредитов на ипотеку с различными банками.

Михаил Барковский рассказал, что средства нужны на новое оборудование. В этом году он уже оформил кредит на свинокомплекс в 6 тыс. свиней. Закуплено датское оборудование по навозаудалению, техническое регулирование микроклимата, автоматическая линия подачи кормов. Если «сейчас одна свинарка обслуживает 25 свиноматок, то при полной автоматизации справится с 180». И сразу увеличится производительность труда и возрастет заработная плата.

На фермах хозяйства в настоящее время 1200 голов КРС обслуживают 6 человек, а если все автоматизировать – 1700 голов сможет обслуживать один человек. Именно такую задачу поставил перед собой Барковский.

В своем выступлении он подчеркнул, что если перестать развиваться, то в условиях жесточайшей конкуренции хозяйство не выживет: «Посмотрев, как обстоит дело в сельском хозяйстве за рубежом, понял – мы бесконечно отстали от всех навсегда. Только благодаря возможности кредитования смогли поднять хозяйство на «доперестроечный уровень». В разы увеличили поголовье КРС и свиней. А главное достижение – за 5 лет в село приехали 500 человек! Для работы людей нужны коровы, кормовая база. Без этого развитие хозяйства невозможно. А специалистам, чтобы они закрепились на селе, я доплачиваю до 20 тыс. рублей. Помогаю с жильем, автомобилем. Так что кадровой проблемы нет, за исключением скотников».

Михаил Барковский рассказал, что хозяйством закуплено итальянское оборудование для кормоприготовления сена, соломы и концентратов. Это позволило в течение трех лет увеличить надои с 1700 кг в год до 4500 кг. В текущем году надои молока к уровню 2006 года должны увеличиться на 11%, а производство мяса возрасти на 17%.

Обсуждая банковское кредитование, хозяйственники подчеркнули, что субсидирование должно увеличиться. Так как господдержка осуществляется по ставке рефинансирования банка, которая с каждым годом снижается. Получается, что хозяйственникам все равно приходится платить 4% из собственного кармана.

«Диспаритет цен нарастает с каждым годом, если в 2006 году лист шифера стоил 90 рублей, то сегодня 200. Цена за мешок цемента с 56 рублей за год выросла до 190. Если государство не обратит внимание, не задумается, почему нацпроект буксует – ситуация на селе не изменится», – заявил Барковский.

Руководители хозяйств, присутствующие за круглым столом, отметили, что они очень рискуют с банковским кредитом. Но иного выхода нет. Им необходимо увеличение производительности труда, улучшения кормовой базы и повышение продуктивности племенного хозяйства. Несмотря на то, что рост затрат на производство сельхозпродукции идет опережающими темпами, цена на продукцию в последнее время снизилась. По мнению Михаила Барковского, если бы субсидии из краевого бюджета не выплачивались, то хозяйства вообще прекратили бы свое существование «село сегодня нужно не восстанавливать, а спасать», чтобы сохранить, то что осталось.

В заключение заседания Сиратчдин Сайфулин подчеркнул, что те целевые показатели, которые в этом году стоят перед сельчанами – повышение надоев молока, производство мяса – согласно итогам за первое полугодие, будут выполнены.

Игорь Степаненко сообщил, что основные краевые приоритеты определены и господдержка властей будет в первую очередь осуществляться в рамках программы «Четыре «Д»: Дом, Деревня, Демография, Дети». Он заявил, что дотации и субсидии ежегодно увеличиваются, и такая тенденция продолжится в дальнейшем.

Пройдет время и село изменится неузнаваемо. Построят новые коттеджи, школы, детсады, спортзалы. Люди будут ходить на работу в современные, полностью механизированные, животноводческие комплексы, обрабатывать поля на новейшей технике. Эта задача сегодня и стоит перед властями, надеюсь, она решаема.

Марьяна ДОЛГОПОЛОВА